27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. В канун этой памятной даты библиотека «МОСТ» провела тематическую викторину. Предлагаем вам ознакомиться с ответами на её вопросы, а также с информационным материалом «Блокадной вечности страницы…» к 80-летию снятия блокады Ленинграда.
- Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?
Ответ: 872 - Что было самым страшным для людей во время блокады Ленинграда?
Ответ: Голод
Сколько раз в блокадном Ленинграде снижали норму выдачи хлеба осенью 1941 года?
Ответ: Пять - Пиком голода в блокадном Ленинграде стал период с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда нормы выдачи хлеба для служащих, иждивенцев и детей были снижены до минимального количества граммов. Сколько граммов хлеба в сутки им полагалось?
Ответ: 125 - Что в январе 1941 г. в Ленинграде стоило 500 рублей?
Ответ: Хлеб - Как называлась единственная транспортная магистраль, которая проходила через Ладожское озеро и связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной?
Ответ: Дорога жизни - Что называлось «зажигалкой» в Ленинграде?
Ответ: Зажигательная бомба - В апреле 1942 года немецкие самолеты разбрасывали над советскими частями листовки: «Ленинград – город мёртвых. Мы не берём его пока, потому что боимся трупной эпидемии. Мы стёрли этот город с лица земли». А 31 мая 1942 года немцы с ужасом слушали из приёмников радиотрансляцию из «города мертвых». Это породило у фашистов страх неминуемого поражения. Что передавала эта радиотрансляция?
Ответ: Футбольный матч - «Ленинградской» симфонией называется...
Ответ: Симфония № 7 до мажор Д. Шостаковича - Все 900 дней не покидала она своего поста на радио. Её стихи, звучавшие в передачах «Говорит Ленинград», шли от сердца к сердцу. Она сама их читала: негромкий, задушевный, с лёгкой картавинкой, всегда хорошо узнаваемый голос сочувствовал, утешал, а главное – вселял веру, помогал выжить, выстоять, победить врага. Кто это был?
Ответ: Ольга Берггольц - Кто написал о годах блокады следующие строки: «Холод был каким-то внутренним. Он пронизывал всего насквозь. Тело вырабатывало слишком мало тепла. Человеческий ум умирал в последнюю очередь. Если руки и ноги уже отказались тебе служить, если пальцы уже больше не могли застегнуть пуговицы пальто, если человек больше не имел никаких сил закрыть шарфом рот, если кожа вокруг рта стала тёмной, если лицо стало похоже на череп мертвеца с оскаленными передними зубами – мозг продолжал работу. Люди писали дневники и верили, что им удастся прожить и ещё один день».
Ответ: Лихачев Д. С. - Печальным символом блокадного Ленинграда стал…
Ответ: метроном - Какое значимое для Ленинграда событие произошло 18 января 1943 года?
Ответ: прорыв блокады Ленинграда - Как только в апреле 1943 года (после прорыва блокады) была проложена железная дорога от Шлиссельбурга до Морозовки, одним из первых стратегически важных стал груз, находившийся в четырёх вагонах и позволивший спасти в Ленинграде уцелевшие продовольственные склады. Что это был за груз?
Ответ: кошки - В своих письмах к жене он писал: «На мне ответственность за Ленинград, и я не отдам его врагу». Кто руководил героической обороной Ленинграда 670 блокадных дней?
Ответ: Говоров Л. А. - Под каким кодовым наименованием проходила операция, завершившаяся освобождением Ленинграда от блокады?
Ответ: «Январский гром»
«Блокадной вечности страницы…»
Блокада Ленинграда – одна из самых трагических страниц Великой Отечественной войны. Неисчислимые страдания выпали на долю защитников и жителей осаждённого города. За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 году городу присвоена высшая степень отличия – звание «Город-герой».
Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, и того, что пережило военное поколение, – не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти… Те, кто прошел блокаду, были обычными людьми. Но они совершили невозможное: пережили голод, ледяной ад и адский огонь. И остались людьми.
Неумолимое время постепенно забирает их. Они уходят, и вместе с ними уходит История. И от нас, ныне живущих, зависит, чтобы она не ушла навсегда.
1.-2. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, когда солдаты группы «Север» захватили город Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировав Ленинград с суши.
Все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации были разорваны. 872 дня ленинградцы боролись за жизнь в осажденном городе. Положение ухудшала суровая зима 1941-1942 годов, отсутствие водоснабжения и тепла. Но самым страшным испытанием для Ленинграда стал голод. По разным оценкам, за годы блокады погибли от 600 тысяч до 1,5 миллионов человек. Только 3% из них умерли в результате бомбёжек и артобстрелов, остальные погибли от голода.
3. Введение карточек на хлеб, как на наиболее дешёвый и жизненно необходимый продукт, является признаком крайнего продовольственного дефицита. Как раз такой дефицит и был в окруженном городе. Карточки были введены ещё до начала блокады Ленинграда, 18 июля 1941 года, норма составляла 800 граммов хлеба. 2 сентября 1941 года нормы были снижены: рабочим и инженерно-техническим работникам – по 600 граммов, служащим – по 400 граммов, детям и иждивенцам – по 300 граммов. Когда 8 сентября 1941 года Ленинград был заключен в блокадное кольцо, продовольственных запасов в городе оставалось максимум на месяц. В городе не было стратегических запасов, а машины с провизией могли попасть в него только через Ладожское озеро. 20 ноября 1941 года было издано постановление № 00409 об очередном, уже пятом по счету, снижении норм выдачи хлеба. Предновогодний месяц 1941 года – с 20 ноября по 25 декабря стал самым голодным периодом в блокадном Ленинграде. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам» – эти строки из «Ленинградской поэмы» Ольги Берггольц стали одним из знаковых образов блокады Ленинграда.
4. По самой минимальной норме выдачи хлеба полагалось – рабочим 250 граммов хлеба, всем остальным – 125 граммов. Нередко это был весь дневной рацион ленинградца, и то если он мог дойти до булочной и отстоять на морозе многочасовую очередь. Хлеб делали из разных вещей – из жмыха, разных приправ, добавляя совсем немного муки. Хлеб был горьким, но выбирать не приходилось. Калорийность такого количества хлеба не могла восполнить затраты человеческого организма даже на простое существование, что привело к резкому скачку смертности от голода – за декабрь 1941 года в Ленинграде умерло от голода около 50 тысяч человек. С конца декабря поступление продуктов в Ленинград увеличилось и нормы выдачи хлеба были повышены до 350 граммов рабочим и до 200 граммов остальным жителям города. Впрочем, и такие нормы не могли пресечь голод, в результате в первую блокадную зиму смертность от голода была самой высокой.
5. Даже в блокаду у всего была своя цена – и у куска хлеба, и у трамвайного билета. Госцена на кило хлеба до января 1942 года составляла 1 рубль 70 копеек, с января ее повысили на 20 копеек. Но в магазинах его отпускали только по карточкам. В то же время действовал черный рынок, и там в декабре 1941-го килограмм хлеба продавали за 300-500 рублей, а то и дороже. Пачку папирос меняли на 100-150 граммов хлеба, новые ботинки – на 400-500 граммов. Продавали за бесценок старинную мебель, украшения, посуду, картины. Вот такие объявления можно было встретить в Ленинграде того времени: «Продается кровать красного дерева с пружинной сеткой – одно кило хлеба»; «Продается туалет красного дерева, екатерининский, в полном порядке – 2 кило хлеба». Весь город пестрел объявлениями о продаже и обмене вещей на продукты. Жители города говорили: «Мы должны жить, а остальное наживем».
6. Единственной транспортной магистралью, связывающей город с тыловыми районами страны, стала ледовая дорога, проложенная через Ладожское озеро.
Название «Дорога жизни», которое дали ленинградцы ледовой трассе через озеро, - не поэтический образ. Это был единственный путь, позволивший поддерживать связь с Большой землей. Для спасения города и помощи фронту нужно было сделать невероятное: создать с нуля инфраструктуру, которая должна была бесперебойно действовать целую зиму, решая множество задач.
Идея ледовой трассы обсуждалась в Ленинграде с сентября 1941 года. К выяснению состояния льда по маршрутам намеченных трасс приступили 12 ноября. Каждый шаг разведчиков был шагом в неизвестность. Там, где пружинистая ледяная корка прогибалась под ногами смельчаков и трещала, приходилось ложиться и ползти. В ночь на 16 ноября разведчики двигались по одному в трех-пяти шагах друг от друга и через каждые 300-400 м вмораживали в лед вешки. В тот же день через озеро были направлены машины с мукой для Ленинграда. Первый отряд из семи полуторок (ГАЗ-АА), каждая из которых везла по семь мешков муки, двигался севернее островов Зеленцы по льду толщиной не более 15 см. Водители стояли на подножках и в случае опасности провала машины под лед должны были выпрыгнуть. Отряд проехал около 20 км, но дальше пути не было – лед кончался, начиналась полынья. Машинам пришлось, выгрузив муку на лед, вернуться.
Вечером 19 ноября 1941 года был подписан приказ №00172 «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро». И в этот же день из Коккорево отправился конно-санный обоз из 350 упряжек. 21 ноября он доставил в Осиновец 63 тонны муки, но его путь был крайне сложным: в некоторых местах возчики выгружали мешки с мукой из саней на лед, проводили упряжки порожняком, муку переносили на руках и снова загружали в сани. Было очевидно, что запуск автомобильного движения по тонкому ноябрьскому льду был крайне рискованной затеей, но ждать не было возможности. Обустройство трассы, строительство инфраструктуры должно было идти параллельно с запуском ледовой дороги. 22 ноября на лед в сторону Кобоны вышли уже 60 машин, которые вернулись, доставив в Ленинград 33 тонны хлеба. Так начала свою работу ледовая трасса Дороги жизни. Каждая из машин-полуторок была нагружена всего пятью-шестью мешками с мукой - боялись, что больше лед просто не выдержит, он гнулся под колесами от тяжести.
С 26 ноября 1941 года приказом по тылу Ленинградского фронта ледовая дорога стала именоваться Военно-автомобильной дорогой №101 (ВАД-101).
Правила движения по Дороге жизни разрабатывали не в Госавтоинспекции, а в Ленинградском физтехе (Физико-технический институт, ФТИ АН СССР). Ученые изобрели специальный прибор – прогибограф. Он мог регистрировать колебания льда на временном отрезке от 0,1 секунды до суток. С его помощью удалось определить причину, по которой в первые недели работы Дороги жизни ушли под лед около сотни грузовиков: проблема была в резонансе, который возникал при совпадении скорости автомобиля со скоростью ладожской волны подо льдом. Влияние оказывала также отраженная от берега волна и волны, создававшиеся соседними машинами. Так происходило, если полуторка двигалась со скоростью 35 км/ч. Ученые не рекомендовали также вести машины колоннами и предостерегали от обгонов на льду. При движении по параллельным трассам расстояние между грузовиками должно было быть не менее 70-80 м. Грузоподъемность льда определяли заново несколько раз в месяц, только за первую блокадную зиму она измерялась более 3640 раз. Помощь науки позволила сократить потери, и трассу эксплуатировали до 24 апреля 1942 года. Последние машины прошли по Ладоге при толщине льда всего 10 см.
Дорога жизни служила не только для того, чтобы доставить в Ленинград продовольствие. Обратным рейсом из города везли продукцию, в том числе военную, которую продолжали производить ленинградские заводы в условиях блокады. По льду переправляли даже танки КВ, которые в 1941 году делали только в Ленинграде. Чтобы их переправить, с танка снимали башню, уменьшая таким образом площадь давления на лед, и танк, следуя своим ходом по льду Ладоги, буксировал за собой свою башню на санях.
В январе 1942 года по Дороге жизни активно шла эвакуация. Для перевозки людей использовались пассажирские автобусы — их было более сотни.
За две блокадные зимы по ледовой дороге было перевезено более 1 млн. тонн грузов и эвакуировано около 1,5 млн. человек.
7. Город постоянно подвергался бомбёжкам, которые должны были не только его разрушить, но и вызвать панику у населения. За всю блокаду по Ленинграду немецкие войска выпустили около 150 тыс. снарядов и свыше 107 тыс. фугасных и зажигательных бомб. В день могло быть по несколько налётов, за одну ночь – около 30. Главная ставка, однако, делалась не на снаряды и фугасные бомбы. Фашисты понимали, что никаких фугасок не хватит на то, чтобы сровнять с землей такой громадный город. Пожары – вот на что они рассчитывали. На каждую сброшенную фугасную бомбу приходилось более тридцати «зажигалок». Эти небольшие (диаметром 30-40 сантиметров), но дьявольски коварные изделия хорошо помнит каждый, кому доводилось по ночам дежурить на крышах. Зажигательная бомба весила всего килограмм, их сбрасывали кассетами, сериями. Корпус из электрона (горючего легкоплавкого сплава алюминия с магнием), начинка из липкого состава, который немцы называли «доннерит-желатин» – громовой студень. Пробивной силы «зажигалки» вполне хватало, чтобы прошить крышу, покрытую кровельным железом. Потом, на чердаке, срабатывал взрыватель – и «желатин» вместе с плавящейся, тоже горящей оболочкой расплескивался кругом, прилипал к стропилам, зажигал их. Именно на деревянные стропила домов, сооруженных задолго до эпохи железобетона, в сущности, и нацеливалась вражеская авиация. Основная застройка Ленинграда была каменной. Если не считать стропил и межэтажных перекрытий... Такие дома начинали гореть сверху. Пожарные команды во время массированных налетов поспеть всюду не могли, да и воды не хватало, а ближе к зиме водопровод и вовсе замерз. Неизбежный, с точки зрения фашистского командования, исход событий должен был быть таким: дома, загораясь друг от друга, порождают огненный смерч. В итоге город в короткое время гибнет вместе с населением. Приказ Гитлера об уничтожении Ленинграда предполагалось исполнить быстро, дешевыми средствами.
Благодаря усилиям ленинградцев, взорвались какие-то доли процента сброшенных на город зажигательных бомб. Остальные были обезврежены. В рамках мероприятий по противовоздушной обороне на каждой крыше устанавливался ящик с песком. Сразу же после бомбежек, которые случались с интервалом в 20 минут, на крыши бежали дежурные и смотрели, нет ли снаряда. Технология борьбы с «зажигалками» была отработана в первые же дни: бомбу клещами опускали в ящик с песком или сбрасывали с чердака во двор. Главное было успеть. Поэт Николай Тихонов писал в одном из ленинградских очерков: «Зажигалок мы много потушили, и фашист понял, что бросает их зря — все их не боятся и даже говорят: пусть зажигалки, лишь бы фугасок не было». Взрослых и подростков, которые во время бомбёжек поднимались на крыши спасать здания от зажигательных бомб, называли «часовыми ленинградских крыш».
8. Голод, бомбежки, транспортные проблемы и человеческие страдания не смогли остановить жизнь в блокадном Ленинграде. 2 июня 1942 года в газете «Ленинградская правда» вышла заметка о том, что 31 мая в Ленинграде проходили соревнования по легкой атлетике, показательные выступления мастеров спорта и футбольный матч. Матч был организован советским военным командованием, чтобы подорвать уверенность фашисткой Германии в том, что Ленинград – «город мертвых». Команды для стратегически важной игры были собраны буквально в считаные часы – это было «Динамо» и команда Ленинградского металлического завода имени И. В. Сталина (по соображениям секретности поименованной «командой Н-ского завода»). Ничего не подозревающих зрителей под видом работ на баррикадах привозили в автомобилях на стадион «Динамо». Судья турнира под артиллерийским обстрелом дал свисток к началу матча. Превозмогая усталость, команды сыграли историческое первенство. Два укороченных тайма (по 30 минут) были проведены без перерыва. Как смогли истощенные и измотанные игроки провести на изрытом взрывами поле столько времени – не известно, это был подвиг. Зрители как могли подбадривали футболистов. Встреча закончилась со счётом 6:0 в пользу «Динамо». А после матча игроки покидали поле в обнимку, так было легче идти. Сам матч проводился в условиях строжайшей тайны и под запись. На следующий день по громкоговорителям транслировали эту запись на русском и немецком языках. Немецкое командование было шокировано силой воли и выдержкой советского народа – играть в футбол под обстрелами и в условиях лютого голода! Эффект был достигнут.
9. Трудно представить, но в условиях голода, холода, смерти и постоянных бомбежек люди продолжали работать, учиться и ценить искусство.
Есть выражение: «когда гремят пушки, музы молчат». Но в блокадном Ленинграде музы не молчали. По воспоминаниям ленинградцев, искусство давало им второе дыхание. Всю блокаду городе работал Театр музыкальной комедии, и зал всегда был полон. Единственной причиной, когда артист не выходил на сцену, была его смерть. К августу 1941 года в Ленинграде было два действующих театрально-музыкальных коллектива. Это Театр музыкальной комедии, который отработал всю блокаду, и Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. А с октября 42-го года, как только стало полегче, возник городской театр, который сейчас всем известен как Театр имени В.Ф. Комиссаржевской.
Интересная история об искусстве в блокадном Ленинграде связана со знаменитой Седьмой симфонией Дмитрия Шостаковича, которую не зря называют «Ленинградской». Композитор начал сочинять ее в блокадном городе, где он, как и все, дежурил в подъезде – тушил «зажигалки». Он посвятил ее героизму советского народа. Но заканчивал работу над ней уже в эвакуации - в Куйбышеве (Самаре). Там же 5 марта 1942 года состоялась ее премьера. Симфонию решили обязательно исполнить и в блокадном Ленинграде, но сначала нужно было возродить Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. К апрелю 1942 года в городе осталось лишь 15–20 музыкантов-симфонистов, способных держать в руках инструменты. Главного дирижера оркестра Карла Элиасберга положили в стационар, чтобы немного подлечить и подкормить. Потом горсовет выделил ему велосипед. Он ездил на нем по городу, разыскивая оставшихся музыкантов, их отзывали и с передовой. Первые репетиции продолжались лишь 10–20 минут – на большее у музыкантов просто не хватало сил.
Партитуру симфонии Шостаковича доставили в Ленинград специальным самолетом в июле 1942-го. Премьера симфонии в блокадном городе состоялась 9 августа 1942 года, ровно через год после планируемой Гитлером даты взятия Ленинграда. Дело в том, что Гитлер еще 2 июля 1941 года заявил, что взятие города – вопрос нескольких недель. На 9 августа 1941-го гитлеровцы запланировали банкет в «Астории» и даже напечатали пригласительные билеты, однако празднику не суждено было состояться. Первое исполнение Седьмой симфонии, которая стала символом стойкости блокадного города, состоялось в Большом зале Ленинградской филармонии. Он был переполнен. Горели все хрустальные люстры, но было прохладно. В зале сидели как в костюмах, так и в ватниках и шинелях, а некоторые музыканты были в перчатках с обрезанными пальцами. Карл Элиасберг дирижировал во фраке. 80-минутный концерт транслировали по радио на всю страну и по городской радиосети. Музыка Шостаковича оказала на слушателей огромное воздействие. В том числе и на немцев, которые тоже слушали ее. Уже в начале 1960-х годов, незадолго до смерти Элиасберга, к нему пришли двое туристов из ФРГ. И сказали ему: «Мы слушали вашу музыку на линии фронта. Когда мы узнали, что из города, в котором 125 граммов хлеба дают на взрослого человека в день, транслируют музыку, что там играют Бетховена и Моцарта, мы поняли, что этот город мы никогда не возьмем. И мы сдались в плен. И тем самым вы спасли нам жизнь». Это пример того, что делает музыка, и какой подвиг совершили музыканты блокадного Ленинграда.
10. Война и блокада резко изменили Ленинград. Сотни тысяч его жителей оказались в буквальном смысле на грани смерти. Но в течение 872 дней культурная жизнь в осажденном Ленинграде не прекращалась. По воспоминаниям ленинградцев, театры, кино, книги и музыка давали им второе дыхание – надежду пережить блокадный кошмар. Среди тех, кто сражался, заслоняя собой израненный бомбами и снарядами город, были и писатели. Даже в самую тяжёлую и морозную первую блокадную зиму их стихи способны были затеплить в сердцах ленинградцев искру надежды.
«Голосом Ленинграда» и его «блокадной музой» в истории осталась поэтесса Ольга Берггольц. Она, подобно тысячам ленинградцев, стойко переживала войну и сумела выразить свои чувства в стихах. Почти ежедневно выступала по радио, обращаясь к жителям осаждённого города. Её негромкий голос говорил правду о городе, ничего не приукрашивая. Вся страна знала, что Ленинград и в кольце блокады продолжает жить и бороться.
11. К началу войны Ленинград был одним из ведущих научных и культурных центров нашей страны. Среди ученых, которые находились в Ленинграде во время блокады, был Дмитрий Сергеевич Лихачев. В числе прочих «белобилетчиков» он был зачислен в институтский отряд самообороны и дежурил в Пушкинском Доме во время бомбежек. В 1942 году был награжден медалью «За оборону Ленинграда», в 1946 – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» В это тяжелое время Лихачев не прекращал научную деятельность. В блокадном Ленинграде он написал книгу «Оборона древнерусских городов», увидевшую свет в 1942 году. Позднее, в 1945 вышла еще одна его книга, написанная в годы войны, – «Национальное самосознание Древней Руси». В своих воспоминаниях «В блокадном Ленинграде» он написал об ужасах блокады, свидетелями которых был.
12. Одним из символов блокады Ленинграда стал звук метронома. Для жителей осажденного города этот методичный стук был сигналом к действию: быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой. В городе работало радио, жителям запрещено было выключать приемники. Дополнительно информацию транслировали на улицах, через 1,5 тысячи установленных на домах и столбах громкоговорителей. Когда прекратилось вещание радиопередач, этот звук все равно продолжал транслироваться в эфире. Его стук называли живым биением сердца Ленинграда.
13. 18 января 1943 года произошло одно из самых значимых для ленинградцев событий. Кольцо вражеской осады было разорвано в результате успеха операции «Искра» Красной армии. Она планировалась еще с 1942 года, а началась 12 января 1943-го, боевыми действиями руководили маршалы Георгий Жуков и Климент Ворошилов. Сухопутные войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке авиации Балтийского флота решительно атаковали немецкую армию на шлиссельбургско-синявинском выступе. В результате наступления советских войск был освобожден город Шлиссельбург. В кольце осады образовалась брешь, в результате чего были восстановлены сухопутные коммуникации с Ленинградом. После возобновления поставок в город на Неве стали поступать продовольствие и другие вещи первой необходимости, хотя блокада еще продолжалась. Полностью кольцо осады удалось снять лишь 2лишь через год, однако его прорыв остается одним из наиболее значимых событий Великой Отечественной войны.
Через две недели в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для крупнейших промышленных центров страны: рабочие стали получать по 600–700 г хлеба в день, служащие - по 500, дети и иждивенцы - 400. Выживать в окруженном Ленинграде всё равно было непросто. Но к людям по крупицам возвращались силы. А главное - крепла уверенность в окончательной победе.
14. Пережившие блокаду Ленинграда люди вспоминают, что в 1942 году в городе совсем не осталось кошек, собак и даже птиц, их попросту съели. Зато крысы расплодились в неимоверном количестве, полчища серых захватчиков заполонили голодающий город. Они просто процветали, питаясь трупами, которые лежали на улицах. Крысы пробирались в квартиры и съедали последние припасы. Они прогрызали мебель и даже стены домов. Были созданы специальные бригады по уничтожению грызунов. В крыс стреляли, их давили даже танками, но ничего не помогало. Крысы продолжали атаковать блокадный город. Улицы буквально кишели ими. Трамваям приходилось даже останавливаться, чтобы не въехать в крысиное войско. Кроме всего этого, крысы еще и распространяли опасные болезни.
Весной 1943 года, когда появилась связь осаждённого города с «Большой землёй», председатель Ленсовета подписал постановление, в котором говорилось о необходимости «выписать из Ярославской области и привезти в Ленинград 4 вагона дымчатых кошек». Именно дымчатые кошки считались лучшими крысоловами. Эшелон с «мяукающей дивизией», как прозвали ленинградцы усатых-полосатых, надёжно охранялся. И вот кошки-спасительницы вступили в бой с обнаглевшей армией грызунов. Подвал за подвалом, чердак за чердаком, свалку за свалкой очищали они от пасюков. Кошачье племя победило. В год прорыва блокады крысиная армия была разгромлена.
Как только блокада была снята, прошла ещё одна «кошачья мобилизация». На этот раз мурок и барсиков набирали в Сибири специально для нужд Эрмитажа и других ленинградских музеев. В Тюмени, например, собрали 238 котов и кошек в возрасте от полугода до пяти лет. Многие люди сами приносили своих любимцев на сборный пункт. Первым из добровольцев стал чёрно-белый кот Амур, которого хозяйка лично сдала с пожеланиями «внести свой вклад в борьбу с ненавистным врагом». Всего в Ленинград было направлено пять тысяч омских, тюменских, иркутских котов, которые в итоге очистили Эрмитаж от грызунов. И сегодня в Эрмитаже служат более полусотни котов. Каждый из них имеет паспорт с фотографией и считается квалифицированным специалистом по очистке музейных подвалов от крыс.
В память о хвостатых героях времен блокады на Малой Садовой улице установили скульптуры кота Елисея и кошки Василисы. Василиса прогуливается по карнизу второго этажа дома №3, а Елисей сидит напротив и наблюдает за прохожими.
15. 670 из 872 блокадных дней героической обороной Ленинграда руководил Л. А. Говоров. Начав войну начальником артиллерии Западного направления, с октября 1941 года Леонид Александрович Говоров уже командует 5‑й общевойсковой армией, которой, наряду с другими армиями Западного фронта, пришлось вынести на себе основную тяжесть оборонительных боев на подступах к Москве на Можайском направлении. По его инициативе, поддержанной Г.К. Жуковым, впервые были созданы противотанковые районы и резервы, сыгравшие большую роль в отражении массированных танковых атак немецко-фашистских войск. При самом большом недостатке средств и растянутости линии фронта он добивался массированного применения артиллерии и других огневых средств на важнейших направлениях, настойчиво учил общевойсковых командиров грамотному использованию артиллерии.
По рекомендации Г.К. Жукова Леонид Александрович в апреле 1942 года направляется в Ленинград – командующим группой войск, а с июня этого года он был назначен командующим войсками Ленинградского фронта, которым он командовал до конца войны. Обстановка в Ленинграде была чрезвычайно сложной. Полуразрушенный город находился в кольце блокады, испытывая острую нужду в продовольствии, и при этом ежедневно страдая от систематических артиллерийских обстрелов и авиационных налетов. «На мне ответственность за Ленинград, и я не отдам его врагу», – писал Говоров жене в Москву в июле 1942 г.
В короткие сроки Говоров выстроил долговременную и устойчивую систему обороны, непреодолимую для врага. Было создано 110 крупных узлов обороны, оборудовались многие тысячи километров траншей, ходов сообщений и других инженерных сооружений. Это создало возможность производить скрытную перегруппировку войск, отвод солдат с передовой, подтягивание резервов. Качество оборонительных работ Говоров проверял лично и очень «не сладко» приходилось тем командирам дивизий, на участке которых нельзя было пройти в полный рост по траншеям от командного пункта до переднего края. В результате этих мер резко сократилось количество потерь наших войск от осколков снарядов и вражеских снайперов. Говоров стремился не просто удержать Ленинград, а вести оборону активно, предпринимая разведывательные, частные наступательные действия, нанося мощные огневые удары по группировкам противника.
Те, кто служил и работал в это время с Л.А. Говоровым, отмечали, что отличительными чертами его как полководца были огромное самообладание, спокойствие и хладнокровие в самой сложной и напряжённой обстановке. Он внёс в управление войсками фронта плановость, систематичность и высокую организованность. Свыше двух лет, в условиях осажденного города, артиллеристы фронта вели контрбатарейную борьбу с осадной артиллерией противника. Благодаря этому количество вражеских снарядов, упавших на Ленинград, сократилось в 7 раз. Во многом благодаря полководческому таланту Л. А. Говорова была прорвана фашистская блокада, спасен Ленинград и оставшиеся в живых жители.
В конце октября 1942 года Говоров приступает к разработке операции, получившей название «Искра», в рамках которой 18 января 1943 г. блокада была прорвана. 27 января 1944 г. в Ленинграде был произведён салют в ознаменование окончательного освобождения города от блокады. Приказ победоносным войскам Ленинградского фронта, вопреки установившемуся порядку, был подписан Говоровым, а не Сталиным. Такой привилегии не удостаивался ни один из командующих фронтами во время Великой Отечественной войны.
16. 27 января 1944 года закончился один из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны. Была полностью снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Наступательная операция называлась «Январский гром». В ней участвовали Ленинградский и Волховский фронты.
К 17 января Красная армия прорвала оборону противника. Танки Т-34 вышли к Ропше. Немецкие силы оказались под угрозой окружения между Ленинградом и Ораниенбаумским плацдармом. Фашисты стали отступать. За шесть дней советские бойцы уничтожили две немецкие дивизии, нанесли урон еще пяти. Они захватили более двухсот орудий, среди которых 85 тяжелых мортир и гаубиц. В результате этого полностью был прекращен постоянный обстрел Ленинграда. Ожесточенные бои шли за населенные пункты Ленинградской области. 24 января освободили Пушкин и Слуцк, а 26 - Красногвардейск. Освобождение последнего означало развал сплошного фронта немецкой обороны. 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. Вечером практически все население города вышло на улицы, наблюдая за артиллерийским салютом в честь освобождения Ленинграда.
Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийский обстрел, ни постоянная угроза смерти не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев. Защита осажденного города – это легендарная повесть мужества и героизма, которая вызвала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений!