Василю Быкову - 90 лет
Василь (Василий) Владимирович Быков (1924–2003) - писатель-фронтовик, чьи повести о войне читались как откровение. Он родился в белорусской деревне в бедной крестьянской семье и позднее говорил, что не любил своего детства. Это была голодная жизнь: нечего было поесть, нечего было надеть, чтобы пойти в школу. Единственной его отрадой в то время была природа и книги.
По окончании сельской школы поступил в Витебское художественное училище, но после отмены в 1940 г. стипендий, вынужден был бросить учебу и идти работать. Война застала Быкова на Украине: вначале копал окопы, затем 17-летним добровольцем отступал с армией.
Войну Быков прошел взводным (самая опасная офицерская должность), сменялся только род войск — стрелковый взвод, взвод автоматчиков, взвод противотанковых пушек. Был дважды ранен, имел заслуженные награды. Закончил войну в Австрии. Будущий писатель испытал все, что выпало на долю бойцов: сражался с фашистами, хоронил товарищей, был ранен, считался без вести пропавшим, а имя его даже осталось на одной из братских могил тех лет. По окончании войны еще 10 лет оставался кадровым офицером.
В книге "Долгая дорога домой" (2003) Василь Владимирович вспоминал так: "Предчувствую вопрос про страх: боялся ли? Конечно, боялся, а, может, порой и трусил. Но страхов на войне много, и они все разные. Страх перед немцами — что могли взять в плен, застрелить; страх из-за огня, особенно артиллерийского или бомбежек. Если взрыв рядом, так, кажется, тело само, без участия разума, готово разорваться на куски от диких мук".
Война стала единственной и центральной темой творчества писателя. Жизнью и смертью проверялись все его герои. Но Василя Быкова волновали не батальные сцены, а нравственный выбор человека в условиях беспощадной кровопролитной войны.
Приверженность военной теме имеет у Быкова две причины: историческую (люди должны знать, какой человеческой ценой была завоевана победа над фашизмом) и современную, как он сам подчеркивал (мы не ходим сегодня в разведку, но нам и сейчас нужны те нравственные принципы, которые в годы войны питали героизм, честность, мужество, чувство ответственности).
Если в начале пути Быков прославляет подвиг человека, сражающегося до последней капли крови, то позднее он анализирует истоки этого подвига — неисчерпаемые нравственные возможности человеческого духа.
Известность В. Быкову принесла повесть "Третья ракета" (1962). В 1960-е публикует повести "Альпийская баллада", "Мертвым не больно". Большинство произведений Быков было опубликовано в журнале "Новый мир", сам Быков придает особое значение !новомировскому периоду" и работе в 1960-е с А.Т. Твардовским.
Новый этап зрелого творчества Быкова, принесший ему официально признание и мировую известность, начинается с 1970-х — повести "Сотников" (1970), "Обелиск" и "Дожить до рассвета" (обе — 1970), "Волчья стая" (1975), "Его батальон" (1975), "Пойти и не вернуться" (1978). Эти произведения поставили писателя в один ряд с выдающимися мастерами военной прозы ХХ столетия.
Действие многих повестей Быкова связано с жизнью людей во время фашистской оккупации – в партизанских отрядах и белорусских деревнях. Центральной для этих произведений становилась тема предательства. Главный герой повести "Сотников" (1970) способен сохранить в себе человечность и верность долгу, в его спутнике Рыбаке страх смерти оказывается сильнее и он становился предателем. Сотникова казнили фашисты, Рыбак сохранял собственную жизнь ценой чужих жизней, и это обрекало его на вечную нравственную муку. На добровольную гибель шел и герой другой повести – "Обелиск" (1972): школьный учитель жертвовал собой, спасая своих учеников. Повествование ведется от лица одного из выживших подростков, и читателю предоставляется возможность самому делать выводы о мотивах поступков учителя.
В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Такова судьба главных героев повести "Знак беды" (1986), белорусских хуторян Петрока и Степаниды. Несмотря на все унижения, они отказываются служить фашистам, которые не считают их людьми. В повести воплощается важнейшая идея творчества Быкова: человеческое достоинство дороже, чем жизнь. В ней появляется и новая для писателя мысль – что страдания народа во время войны не случайны и, несмотря на ужас происходящего, даже закономерны. Петрок и Степанида жили на хуторе, отнятом у старого помещика. Оставшись без крова, помещик покончил с собой, и Степанида восприняла его самоубийство как знак грядущей беды. В финале повести Степанида сжигает себя, чтобы не попасть в руки полицаев, а спрятанная ею неразорвавшаяся бомба остается в земле как знак новой беды, ждущей своего часа. Судьба простого крестьянина Хведора Ровбы, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести "Облава" (1990). В повести "Карьер" (1986) речь идет о человеке, по невольной вине которого погибла женщина; в финале повести через неизбывность этой вины герой приходит к вере в Бога. Право человека решать, жить другим людям или умирать, является центральной темой повести "В тумане" (1987).
Быков — писатель-трагик. Война предстает в его произведениях как величайшее зло и трагедия. Несмотря на то, что Быков во многом опирался на традиции русской батальной прозы, и прежде всего на толстовский принцип изображения войны как она есть — в крови, в страданиях, в смерти. Именно это обстоятельство порою затрудняло публикацию его произведений.
Напряженные отношения с цензурой и властью не могли не сказаться на здоровье писателя, которое стало резко ухудшаться, так что потребовалось несколько онкологических операций.
В конце 1990-х годов Быков вынужден был уехать из Белоруссии в Европу – сначала в Финляндию, затем в Германию. В рассказе "Пасхальное яичко" (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Важнейшие мысли и идеи – о вине и наказании – остаются прежними. Грех председателя-коммуниста, в Пасху заставившего односельчан возить навоз, отдается в рассказе страшной Божьей карой невинным людям.
Болезнь, однако, не отступает, операции не помогают, и, предчувствуя неизбежный конец, он возвращается умирать на родину — в любимые с детства места.
Василь Быков умер 22 июня 2003 в очередную годовщину начала Великой Отечественной войны, теме которой писатель посвятил всю свою литературную жизнь.
Читайте книги Василя Быкова в юношеской библиотеке