100 лет писателю Константину Михайловичу Симонову

 

 

В сознании ныне живущих людей имя Константина Михайловича Симонова прочно связано с произведениями о Великой Отечественной войне.

Произведения лауреата Ленинской и шести Сталинских премий Константина Михайловича Симонова были однозначно поставлены в ряд с творчеством знаменитых писателей XX века А. Фадеева, А. Горбатова, А. Твардовского, а также авторов Серебряного века, когда-то совершенно потерянных для нынешнего поколения М. Булгакова, М. Цветаевой, Л. Пастернака, А. Ахматовой, В. Набокова.

 

Константин Михайлович родился в Петрограде, в семье военного. Своего отца так и не увидел: известно, что был он царский офицер, едва ли не в чине генерал-полковника, погибший Первой мировой войне. Мальчика воспитал отчим, участник Японской и Германской войн (преподавал в военных училищах). Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Константин Михайлович на всю жизнь сохранил искреннюю привязанность и добрые чувства к нему.

 

«Злой вотчим! Добрый гений мой:

Пенсионер военный».

                  (поэма «Отец»)

 

После окончания семи классов будущий писатель поступил в фабрично-заводское училище, работал токарем. Зарабатывая стаж, Константин Михайлович продолжал работать, когда поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. Учился по 1938 год. В эти годы Симонов начинает писать стихи. Первые произведения появились в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь».

 

В 1939 году Константин Михайлович Симонов, как многообещающий автор военной тематики, был направлен в качестве корреспондента на Халхин-Гол. Писатель вспоминал, как впервые попал на фронт: «Меня никто не собирался посылать, я был, слишком молод и зелен, и я должен был ехать не туда, но потом редактор газеты, которая выходила в Монголии, прислал телеграмму в Политуправление армии: «Срочно пришлите поэта». Очевидно, в этот момент в Москве не нашлось никого более солидного по своему поэтическому багажу, чем я…». 

 

Родное имя писателя - Кирилл. Но незадолго до отъезда в Монголию он окончательно поменял имя и взял псевдоним Константин Симонов. Все биографы сходятся на том, что причина такой перемены кроется в особенностях дикции и артикуляции Константина Михайловича Симонова: он не выговаривал «р» и твёрдый звук «л». Произнести собственное имя ему всегда было затруднительно.

 

Война для Константина Симонова началась не в сорок первом, а в тридцать девятом году на Халхин-Голе, и именно с той поры определились многие новые акценты его творчества. Помимо очерков и репортажей, он привозит цикл стихов, который вскоре получает всесоюзную известность. Самое пронзительное стихотворение Константина Михайловича того периода - «Кукла» - по своему настроению перекликалось с последующими о войне «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», «Безыменное поле» и др.

 

В первые годы Великой Отечественной войны Константин Михайлович - военный корреспондент. За фантастическую «оперативность» корреспондента Симонова ещё до войны сравнивали с комбайном: литературные очерки и фронтовые репортажи сыпались из-под его пера, как из рога изобилия.

 

Нелёгкая, героическая работа фронтовых корреспондентов, которые не просто собирали материал для очерков и статей, но и принимали участие в боях, спасали других и погибали сами, впоследствии нашла своё отражение в произведениях Константина Михайловича Симонова. Ему принадлежит авторство всенародно любимой «Песни военных корреспондентов», которая на долгие годы стала гимном журналистов, работающих в «горячих точках» планеты.

 

Самое известное свое стихотворение - «Жди меня, и я вернусь» - Константин Михайлович Симонов посвятил восходящей звезде отечественного кинематографа, приме Московского Театра им. Ленинского Комсомола Валентине Серовой, «Ваське». По словам актрисы, влюблённый Симонов мешал ей играть: всегда сидел с букетом цветов в первом ряду и следил испытующим взором за каждым её движением.

 

«Жди меня, и я вернусь

Только оченьжди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера».

 

Константин Михайлович выразил то, что было в эту минуту для него важнее и желаннее всего. И только поэтому стихи, написанные одним человеком и обращённые к одной единственной женщине на свете, стали всеобщими. Война перевернула всё в творчестве писателя. Совершенно личное стихотворение «Жди меня» он не раз читал артиллеристам на полуострове Рыбачий, отрезанном от фронта, разведчикам перед тяжёлым рейдом, морякам на подводной лодке. Его внимательно слушали и в солдатских землянках, в штабных блиндажах.

 

Константин Михайлович Симонов всегда был верен одной теме: мужество и героическое служение Родине. О войне писатель в каждом произведении по-разному рассуждает: «война - экзамен, который неизвестно когда состоится, но к которому надо готовиться всю жизнь», «война - не новгородское вече», или «война не сахар, особенно если не выпускать из памяти, что люди умирают каждый день и час», «война людей по хребту бьет». «Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем на локтях и коленях, и с хриплым «ура», с шепотом «мама», проваливаясь в снегу, шла и бежала вперед, оставляя после себя пятна полушубков и шинелей на дымном растоптанном снегу».

 

Константин Михайлович Симонов писал о Великой Отечественной войне не по обязанности, а по глубокой внутренней потребности, которая с юных лет и до конца дней определила основную тему его творчества. На протяжении всей жизни поэт, драматург, мыслитель Симонов продолжал думать и писать о людских судьбах, связанных с войной. Он был способным зажечь в сердцах миллионов людей не только ненависть к врагу, поднять на защиту своей Родины, вселить надежду и веру в неизбежную победу добра над злом, любви над ненавистью, жизни над смертью.

 

 

Самый известный роман о Великой Отечественной войне Константина Симонова «Живые и мертвые». Автор показывает в судьбах героев отношение к войне, говорит о том, как они мужественно боролись ценой своей жизни с фашистскими захватчиками. Главный герой Синцов, как и сам Константин Симонов, до войны работал корреспондентом в газете, попав на войну поначалу был политруком, а потеряв документы стал обычным бойцом: участвовал в сражениях, видел как люди воевали и умирали за свою страну, как они совершали геройские поступки. Сам был ранен, но рвался на фронт, не боясь погибнуть во имя Родины. Но также Константин Михайлович рассказывает о людях, которые боялись фашистов, такие как полковник Баранов, который сжёг свои документы, когда испугался, что его могут забрать в плен. Роман был экранизирован. В главных ролях: Кирилл Лавров, Людмила Крылова, Александр Плотников, Нина Ургант, Сергей Шакуров, Анатолий Папанов, Игорь Старыгин, Юрий Визбор.

 

Романами Константина Михайловича зачитывались многие, кто прошёл и помнил войну, знал о войне. Григорий Окунь, филолог, писатель и журналист в книге «Встречи на далёком меридиане» вспоминает о Константине Михайловиче Симонове: «Он не любил говорить шёпотом, откровенничал сам с собой. Его неспокойный внутренний монолог иногда мощно прорывался наружу. Его честные мысли и побуждения, благородные устремления и поступки странным образом уживались с кодексами и уставами его жестокого времени».

 

 

Скончался Константин Михайлович Симонов 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах писателя был развеян над Буйничским полем под Могилёвом, где в 1941 году ему удалось выйти из окружения.