25 января 1882 года родилась английская писательница Вирджиния Вулф

Virginiya-Vulf25 января 1882 года родилась Вирджиния Вулф – английская писательница, классик литературы XX века! В своем творчестве Вирджиния Вулф представляет направление модернизм, его художественные открытия. Вирджиния Вулф наделена талантом «собирать мгновения воедино, творить из них нечто завершенное и при этом в каждом мгновении передавать данный момент истории».

 

25 января 1882 года в фешенебельном районе Кенсингтон Лондона в семье знаменитого литературоведа, философа, историка Лесли Стивена родился третий ребенок – дочь Вирджиния.

 

Первой женой Лесли Стивена была дочь Уильяма Теккерея, знаменитого автора романа «Ярмарка тщеславия». Лесли Стивен был человеком радикальных взглядов, он является автором «Словаря национальных биографий», «Истории английской мысли XVIII  века». В доме Стивенов бывали выдающиеся писатели, ученые, художники.

 

Родители Вирджинии Вулф Лесли Стивен и его вторая жена Джулия Даркуорт (блистательная светская дама), когда поженились, были вдовцами. У Лесли от первого брака осталась дочь Лора. У Джулии – дочь Стелла и сыновья Георг и Джеральд. В новом супружестве у Лесли и Джулии появились дочь Ванесса и сын Тобиас. Родители посчитали, что детей для одного дома хватит. Но природа оказалась сильнее.

 

Девочек воспитывали не в традициях Викторианской эпохи: они получали образование наравне с мальчиками. Любимым занятием у детей было запойное чтение. Вирджиния отличалась повышенной чувствительностью и большой восприимчивостью.

 

Когда умерла мать, старшая сестра Стелла пыталась заменить младшим ее: занять место хозяйки дома, так как отец был в постоянной депрессии. Но через два года умерла. Ближайшим человеком и самой родной душой для Вирджинии стала сестра Ванесса.

 

Вирджиния училась в знаменитом учебном заведении Англии, Лондонском Королевском колледже. Несколько лет изучала греческий, латынь, немецкий и историю. В 1905 году Вирджиния Вулф начала регулярно писать для «Литературного приложения» к газете «Таймс». Ее очерки пользовались популярностью у читающей публики.

 

С жизнью духовной у Вирджинии было все в порядке. Со здоровьем хуже: с раннего детства Вирджинию мучили мигрени, которые с годами сделались сильнее, регулярно случались нервные срывы, сопровождаемые длительной депрессией.

 

Вирджиния и Ванесса поклялись друг другу, никогда не выходить замуж и никогда не расставаться, посвятив жизнь служению искусству. Для той эпохи совершенно нормально было давать подобные клятвы, ровно как и нарушать их. Первой замуж вышла Ванесса за критика-искусствоведа Клайва Белла. Вирджиния очень полюбила их малыша Джулиана.

 

Но плод души Вирджинии созрел и готов был упасть если не под ноги первому встречному, то уж точно в ладонь того желающего, который проявит наибольшее рвение. На одном из собраний знаменитой «блумберской группы» Вирджиния знакомится с Леонардом Вулфом. Леонард родился в семье адвоката. Получил хорошее образование: выиграл стипендию в Тринити-колледже Кембриджского университета. Леонард Вулф до глубины души проникся принципами объединявшими членов «блумберской группы». Он действительно высоко ценил искренность во взаимоотношениях.

 

Вирджиния совершенно не была влюблена в Леонарда, он казался ей некрасивым. Семья Леонарда  Вулфа восстала против брака с мисс Стивен. Но по-настоящему Леонарда Вулфа страшили проблемы с психическим состоянием Вирджинии. После посещения врача-психотерапевта Леонард принял решение и просил Вирджинию стать его женой. Но преодолевая страхи и комплексы, Вирджиния и Леонард решились на скандальный поступок: пожить вместе, прежде чем связать свои судьбы. Прожив месяц, мистер Леонард Вулф просил руки мисс Стивен. Но Вирджиния отказала.

 

Многочисленные рассуждения, убеждения, увещевания были именно тем, что могло положительно повлиять на Вирджинию. Разум победил чувства, Вирджиния писала своим друзьям: «Я выхожу замуж за Леонарда Вулфа». Вирджиния Стивен и Леонард Вулф счастливо прожили девять лет.

 

Литературные критики, современники называли их брак «образцом взаимоуважения и эмоциональной поддержки». Леонард завел картотеку пластинок для граммофона и делал записи их прослушивания. Каждый вечер с 21.00 до 22.00 супруги слушали музыку. Если Вирджиния говорила: «Как давно мы не слушали Моцарта, квинтет для кларнета?». Леонард мог ответить, сверяясь с карточками: «Последний раз слушали 8 ноября прошлого года».

 

Леонард Вулф поддерживал в своей жене тягу к литературному творчеству. Именно поддержке Леонарда читатели обязаны тем, что Вирджиния Вулф состоялась как писатель, несмотря на нервные срывы в период работы над первым романом «Путешествие». Семья Вулф продолжала собирать у себя в доме литературный кружок. Вдвоем они учредили издательство «Хогарт-Пресс», специализировавшееся на элитной литературе.

 

Творчество Вирджинии Вулф литературные критики оценили так: «у «обыкновенных женщин» вехами жизни становятся любовные сказки и рожденные дети, у Вирджинии Вулф вехами были написанные книги». В 1915 году был издан роман «Путешествие», в 1919 году – « Ночь и день», в 1922 году – «Комната Якоба», в 1925 году – «Миссис Дэллоуэй», в 1927 году – «К маяку», в 1928 году – «Орландо», в 1931 году – «Волны», в 1937 году – «Годы».

 

Virginiya-Vulf Missis-DelloueyГлавная тема в романах Вирджинии Вулф – память. Например, в романе «Миссис Дэллоуэй» мысли действующих лиц о прошлом занимают важное место, время стало главным героем. В романе «Орландо» память необъяснима, заявляет Вирджиния Вулф. Воспоминания способны «навеки излечить жизнь», но в то же время это – «драгоценнейшее в нас». Лишь сон способен «темным крылом смести воспоминания, очистить их от грубости и наделить даже самые низкие уродливые из них свечением и блеском неведомой властью, преобразовав это помимо нашей воли». Но самое интересное высказывание о памяти: «Память – белошвейка, и капризная белошвейка притом. Память водит иголкой так-сяк, вверх-вниз, туда-сюда». Мы не знаем, что за чем следует, что из чего проистекает, «взметает бездну самых диковинных, самых несуразных обрывков – то светлых, то темных: они сверкнут исчезнут, взовьются, вспенятся, опадут, как исподнее семейства из четырнадцати человек, висящее на буйном ветре».

 

Вирджиния Вулф оставила после себя, кроме романов, несколько трудов по литературной критике, десятки эссе, тысячи писем, пять тысяч страниц дневниковых записей. В замыслах Вирджинии Вульф был новый, масштабный роман «Между актами», который она начала писать уже в состоянии тяжелой депрессии, мучимая ночными видениями, кошмарами.

 

Ночная бомбардировка Лондона в начале 1941 года, во время которой был разрушен дом писательницы, сгорела библиотека, едва не погиб любимый муж, окончательно расстроили ее нервную систему. Вирджиния и Леонард Вулф переехали в город Родмэлл в графстве Сассекс. Находясь в глубокой депрессии от всего связанного с войной и будучи психически истощенной, Вирджиния стала жаловаться домашним на то, что все время «слышит голоса птиц, поющих на оливах Древней Греции». Не желая, чтобы остаток своей жизни муж провел в заботах, связанных с ее помешательством, она 28 марта 1941 года исполнила то, что не раз описывала в своих произведениях и что не раз пыталась осуществить на практике: покончила с собой, утопившись в реке Оус.

 

Имя Вирджинии Вульф стало известно в России во времена политической «оттепели» 1960 года

 

Интерес к творчеству Вирджинии Вулф особенно оживился после создания в 1966 году американским драматургом Эдвардом Олби пьесы под названием «Кто боится Вирджинии Вулф?», по которой был снят одноименный фильм. Героиню сыграла молодая актриса Элизабет Тейлор. В 2002 году на экраны вышел кинофильм «Часы», рассказывающий о странной и трагичной жизни Вирджинии Вулф. Роль писательницы в нем сыграла знаменитая американская актриса Николь Кидман.

 

Спрашивайте книги Вирджинии Вулф в Челябинской областной юношеской библиотеке

Вулф, В. Избранное: пер. с англ. / Вирджиния Вулф; вступ. ст. Е. Гениевой. – М.: Худож. лит., 1989. – 556 с.

Вулф, В. Избранное / Вирджиния Вулф; вступ. ст. Н. Валентиновой. – М.: ТЕРРА, 1996. – 480 с. – (Сокровища мировой литературы).

Вулф, В. Малое собрание сочинений: пер. с англ. / Вирджиния Вулф. – СПб.: Азбука, 2014. – 672 с.

Вулф, В. Миссис Дэллоуэй; На маяк; Орландо; Волны; Флаш; Рассказы; Эссе: сб. / Вирджиния Вулф; пер. с англ.; вступ. ст. Е. Гениевой. – М.: Пушкинская библиотека, АСТ, 2004. – 902 с.

Вулф, В. Миссис Дэллоуэй: роман / Вирджиния Вулф; послесл. А. Аствацатурова. – СПб.: Азбука, 2000. – 213 с.

Вулф, В. На маяк. Флаш: роман, повесть / Вирджиния Вулф. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.

Вулф, В. Орландо: романы: пер. с англ. / Вирджиния Вулф. – М: Эксмо, 2006. – 602 с.

Вулф, В. По морю прочь: роман / Вирджиния Вулф; пер. с англ. А. Осокина; послесл. Н. Кларка. – М.: Текст, 2005. – 396 с.

Вулф, В. Заметки о Д. Г. Лоуренсе / Вирджиния Вулф; пер. И. Бернштейн // Дудова, Л. В., Михальская, Н. П., Трыков, В. П. Модернизм в зарубежной литературе. – М., 2002. – С. 69-72.

Вулф, В. Королевский сад / Вирджиния Вулф; пер. Д. Аграчева // Дудова, Л. В., Михальская, Н. П., Трыков, В. П. Модернизм в зарубежной литературе – М.,2002. – С. 63-68.

О Вирджинии Вулф можно прочитать

Вулф / под ред. Н. П. Михальской // Зарубежные писатели. Библиографический словарь для школьников и поступающие в вузы: В 2 ч. Ч. 1.: А-Л. – М.: Дрофа, 2007. – С. 208-213.

Михальская, Н. П. Вирджиния Вулф: нечто вечное сделавшая из мгновения / Н. П. Михальская // Дудова, Л. В., Михальская, Н. П., Трыков, В. П. Модернизм в зарубежной литературе. – М., 2002. – С. 32-63.

Платонова, Н. Тема «памяти» в культуре модернизма. Образы памяти и травма Великой войны / Н. Платонова // Россия XXI. – 2012. – № 3. – С. 93-98.

Прокофьева, Е. Вирджиния Вульф / Е. Прокофьева // Галерея знаменитых женщин: В. 2 кн. Кн. 2. – М.,2001. – С. 223-226.