В 2018 году исполнилось бы 115 лет Наталье Петровне Кончаловской и 105 лет Сергею Владимировичу Михалкову
Профессионально творить для детей — дело насколько благодарное, настолько и трудноосуществимое. Немногим маститым литераторам удавалось осваивать их оригинальный язык, привычки и вкусы, симпатии и антипатии; нести малышам и подросткам «разумное, доброе, вечное».
В 2018 году исполнилось бы 115 лет Наталье Петровне Кончаловской и 105 лет Сергею Владимировичу Михалкову. Они остались в истории национальной культуры в первую очередь как популярные детские писатели. Их книги, переиздающиеся до сих пор, по-прежнему увлеченно читают все новые поколения маленьких грамотеев.
Наталья Петровна Кончаловская родилась в 1903 году в семье художника Петра Петровича Кончаловского и Ольги Суриковой, дочери великого художника Василия Ивановича Сурикова. Судьба с раннего детства, словно бы в награду, дарила ей встречи, знакомства, дружбу с художниками, писателями, музыкантами...
Крестным Натальи Петровны был скульптор Сергей Конёнков, в чью мастерскую она заходила, как к себе домой. У Сергея Коненкова часто в гостях были Сергей Есенин и Айседора Дункан. Наталья Петровна слышала стихи знаменитого поэта и видела прекрасные танцы.
Наталья Петровна училась в гимназии, располагавшейся в здании на Страстном, где жил тогда Сергей Рахманинов. В перерывах между занятиями она могла слушать музыку маэстро. Кончаловские также были знакомы с Федором Шаляпиным, к которому заезжали даже на Капри, позже сама Наталья Петровна гостила в семье Шаляпиных в Италии.
Из воспоминаний Натальи Петровны: «В отличие от сверстниц я не готовилась ни к какой специальности и не подавала никаких надежд, хотя с младенчества обладала отличным слухом, с большой легкостью плела стихи... В домашнем хозяйстве я была расторопна: шить, кроить, вязать, стирать, стряпать я была приучена матерью с детства, и воспитанная с детства в строгой дисциплине, я глубоко вросла в жизнь семьи, для которой духовная культура, искусство, постоянный труд были основой существования».
В детстве Кончаловская много путешествовала с родителями по Европе, что дало ей возможность познакомиться с великими произведениями искусства, выучить иностранные языки. Она прекрасно владела французским, английским, испанским, итальянским. Знание иностранных языков и рано проявившийся писательский дар положили начало многолетней переводческой деятельности Натальи Петровны, начавшийся с трудов над произведениями Перси Шелли, Роберта Браунинга, Уильяма Вордсворта. Переводила Наталья Петровна не только зарубежных классиков, но и кабардинских, балкарских, украинских, еврейских поэтов.
В годы революции семья Кончаловских поселилась в мастерской отца возле Триумфальной площади, а их соседом по подъезду был писатель Михаил Александрович Булгаков. Жизнь была полуголодной, подолгу не было отопления и электричества. Но в то же время зазывали любителей на художественные выставки, концертные представления, в театрах были аншлаги. В доме Кончаловских частыми гостями оказывались Сергей Прокофьев, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Сергей Эйзенштейн.
Одно из увлечений Натальи Петровны Кончаловской была музыка. Она мечтала поступить в консерваторию. Она перевела сотни оперных либретто, «научив» петь по-русски героев опер Моцарта, Массне, Обера, Верди, Дебюсси. Это особое искусство, требующее не только поэтического мастерства, но и глубокого понимания музыки, тонкого слуха, чувства ритма, знания законов, по которым строится театральное действо. Наталья Петровна сама виртуозно играла на пианино, что помогло ей создать «Нотную азбуку», по которой дети сегодня осваивают азы фортепианного исполнительства:
«Если нота белая, это нота целая.
Разделим ноту целую
на половинки белые,
палочкой отметив,
чтоб с той не спутать этих.
В каждой ноте-половинке
по две черных четвертинки...».
Также Н. П. Кончаловская переводила песни знаменитой французской певицы Эдит Пиаф, которой посвятила книгу «Песня, собранная в кулак» и выпустила две пластинки «Поет Эдит Пиаф. Рассказывает Наталья Кончаловская».
Впечатления от путешествий легли в основу поэтических циклов Натальи Петровны, посвященных искусству Армении, Лондону, Италии.
Наталья Петровна Кончаловская была любимой внучкой Василия Ивановича Сурикова. Она стала самым чутким и авторитетным биографом художника, посвятила много времени наследию деда. Наиболее известным ее произведением о Сурикове стала романтическая быль «Дар бесценный».
Наталья Петровна писала и о других художниках, делала это доходчиво и необычно. Например, в рассказе «Нерукотворное»: «Комья серого снега, подброшенного лопатой, легли плоскостями, случайно сложившими большую мужскую голову, поразительно схожую с врубелевским Демоном... Она была с глубокими глазными впадинами и могучим подбородком. Сильный лоб выдавался вперед. Она была вдохновенной и выразительной».
Особенно ярко проявился дар Натальи Петровны в стихах для детей, собранных в книжках «Огород наоборот», «Близнецы», «Что случилось?», «Сосчитай-ка!». Выходили и необычные книжки-игрушки, книжки-ширмы, в том числе книга-путешествие по Китаю «Чжунго, Нинь Хао!», изданная совместно с Юлианом Семеновым.
Ничего странного в этом соавторстве не было: старшая дочь Екатерина в 1955 году вышла замуж по большой взаимной любви за преподавателя афганского языка, начинающего, никому не известного журналиста Юлиана Ляндреса. В 1960 году он стал членом Союза писателей СССР под именем Юлиана Семенова. Унаследовав от матери незаурядные литературные способности, Екатерина Семёнова много помогала мужу в работе над текстами его произведений. Как правило, он сам просил ее об этом, безоговорочно доверяя вкусу и чувству слова супруги.
Но особой, золотой строкой выделяется поэма Н. П. Кончаловской «Наша древняя столица». Эта поэма широко, по-настоящему всенародно, прославила Наталью Петровну, как детскую писательницу и поэтессу. Написанная к 800-летнему юбилею Москвы, который праздновался в 1947 году, книга впоследствии переиздавалась много раз. К каждому новому изданию Наталья Петровна Кончаловская текст исправляла, перерабатывала, дополняла, посвятив работе над произведением пятнадцать лет жизни:
«Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли»...
Понятным детям поэтическим языком описана история нашего древнего государства: популярно освещены все вехи допетровских эпох, с 1147 года, даты основания будущей столицы, до 1671-го, момента казни Степана Разина. Но, в первую очередь, история Москвы. Юный книгочей узнает, как она поднималась, укреплялась, оборонялась от врагов, хорошела и временами бедствовала, откуда пошли современные названия площадей, улиц и переулков: Неглинная, Самотёка, Цветной бульвар, Пушечная и других.
Наталья Петровна Кончаловская много ездила по стране с музыкально-литературными концертами-импровизациями, сборы от которых шли в Фонд мира. Посетив мемориал Хатыни, она за несколько дней написала поэму «Хатынская поляна», которую композитор Эмиль Олах положил на музыку. Так вышла пластинка с записью поэмы в исполнении автора. За эту работу Наталья Петровна была удостоена золотой медали Комитета защиты мира «Борец за мир».
Наталья Петровна Кончаловская оставила потомкам множество книг, на которых воспитывалось не одно поколение взрослых и детей. Старший сын Андрей в предисловии к книге замечает, что ее произведения — «свидетельство огромной культуры, огромного таланта, огромного терпения. Я очень рад, что есть возможность прочесть их и разделить с моей мамой ее чувства, мысли, жизнь ее души, которую она вкладывала во все, что писала». А по поэме «Наша древняя столица» Андрей Кончаловский поставил театрализованное торжество на Красной площади, посвященное 850-летию Москвы.
В воспитании детей Наталья Петровна Кончаловская следовала духовной традиции своей семьи: она была глубоко верующим человеком и никогда этого не стеснялась. Дети ходили в церковь, учили молитвы, причащались, исповедовались. Она уважала все, что было сделано своими руками, поэтому обвязывала всех, шила одежду. Сама выпекала хлеб, привозила из-за границы всякие диковинные приспособления для кухни и сада, в доме имелись специальные шприцы для приготовления пирожных, много было собственных рецептов, а о «кончаловке» (водке, настоянной на смородине) ее приготовления и по сей день ходят легенды. Под нее было написано немало сценариев, превратившихся в нашу киноклассику, и ни один член семьи не избежал искушения залезть в закрома и нацедить, втихаря от Натальи Петровны, чудо-водки для своих посиделок.
Последние годы Наталья Петровна Кончаловская жила на своей даче на Николиной Горе. «Она старела легко и красиво, до последних дней не позволяла себе плохо выглядеть: всегда аккуратно причесана, со вкусом одета. Господь послал ей не смерть, а скорее уход». 12 октября 1988 года Натальи Петровны Кончаловской не стало. Патриарх Пимен, хорошо знавший ее, совершил отпевание в Свято-Даниловом монастыре, прихожанкой которого она была. Огромный Троицкий собор был переполнен. Здесь присутствовали все Михалковы: муж, сыновья, дочь, внуки. Наталью Петровну похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой отца Петра Петровича Кончаловского и матери Ольги Васильевны Суриковой.
Не так много в нашей стране авторов, чьи произведения читали мы сами, читали своим детям и внукам.
Сергей Владимирович Михалков — поэт-долгожитель, Он прожил целую эпоху, в которую вместились и революция, и гражданская война, и две Мировые войны, и долгие годы террора, и относительно спокойное время, и очередной переворот, и, наконец, то время, в котором мы живём сейчас. Сергей Владимирович написал слова трех гимнов одной страны. Это явление было засчитано, как феноменальное, достойное упоминания в книге рекордов Гиннеса.
Сергей Михалков не первый выдающийся представитель этой фамилии. Его отец, Владимир Александрович, окончил юридический факультет, а прославился как птицевод. Его работы и сегодня считаются актуальными. Мама Ольга Михайловна была учительницей и сестрой милосердия, но решила посвятить свою жизнь заботам о муже и сыновьях Сергее, Михаиле и Александре. С. В. Михалков, рассказывая о своих предках и о наградах, полученных ими, говорил: «Мама моя тоже имела право на высокую награду». Он считал, что во многом именно благодаря ей отец смог построить свою карьеру, а сыновья вырасти достойными людьми.
В детстве Сережи Михалкова случилось несчастье, навсегда оставившее след в его жизни. Когда Сережа был совсем еще малышом, няня выпустила из рук коляску, и младенец перевернулся вместе с ней. После этого Сергей Владимирович стал заикаться, но всегда спокойно относился к своему недостатку: «Мне хотелось говорить, и я говорил, и товарищи мои действительно терпеливо ждали, когда я выскажусь до конца. И если кто-то из них поначалу подшучивал над моей бедой, я тотчас перехватывал инициативу и пускал в ход юмор, сам первым смеялся над своей «особенностью». Умение посмеяться над собой, со спокойствием относиться ко всему, что происходит вокруг, не раз выручало писателя.
Сергей Владимирович уже в девятилетнем возрасте начинал складывать слова в рифмы, насколько это получалось. Отцу увлечение сына нравилось, тайком от мальчика он послал несколько произведений Александру Безыменскому. Знаменитый поэт ответил, что способности у мальчика есть, но в таком возрасте трудно говорить о будущем, он может посоветовать только продолжать развивать способности у Сережи.
Сергей Владимирович сам пытался «пристраивать» свои стихи. Однажды он отнес сочиненную «Сказку про медведя» в детское издательство, где главный редактор принял у молодого автора рукопись и даже «выплатил» немалый по тем временам гонорар – три рубля. Через несколько дней, однако, рукопись вернулась с припиской, что к печати принята не будет. Но гонорар уже был потрачен на леденцы.
Однако такие мелочи не огорчали Сергея. Он все продолжал писать, потому, что делать это ему нравилось больше всего. Но в Пятигорске, Cергей Владимирович считал, его талант не будет развиваться, поэтому было принято решение отправляться в Москву - учиться. Владимир Александрович поддержал решение сына и даже дал ему такое напутствие: «Пробуй свои силы. Учись дальше… Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное – чтобы из тебя вышел человек!»
Сергей Владимирович решительно пробивал себе дорогу, и уже к 1933 году имя писателя часто появляется на страницах «Огонька», «Известий» и «Комсомольской правды». Его произведения в исполнении Рины Зеленой и Льва Кассиля звучали по радио, со сцен театров и клубов. Огорчало Сергея Владимировича только одно: отец до славы сына не дожил, скончавшись в 1932 году от воспаления легких.
Популярность молодого поэта росла, когда произошло событие, во многом изменившее его судьбу. «…Мне нравилась одна высокая, статная девушка с большой русой косой за плечами. — Хочешь, я посвящу тебе стихи и опубликую их завтра в «Известиях»? — обратился я к ней, зная заранее, что стихи мои уже стоят на полосе очередного номера газеты. — Попробуй! — улыбнулась моя избранница. Я поспешил в редакцию, успел заменить название стихотворения и вставил имя девушки в текст стихов. Наутро в «Известиях» вместо «Колыбельной» появилось мое стихотворение «Светлана».
«Ты не спишь, подушка смята,
Одеяло на весу…
Носит ветер запах мяты,
Звезды падают в росу»
Надо признаться, что моя попытка снискать благосклонность моей избранницы так и не удалась».
Но стихи понравились человеку, от которого зависели жизнь и смерть миллионов советских людей. «Меня пригласили в Центральный Комитет партии. Ваши стихи понравились товарищу Сталину! — сказал ответственный работник ЦК, внимательно разглядывая меня. — Товарищ Сталин поинтересовался условиями вашей жизни. Не надо ли чем помочь? Мог ли я предполагать такое совпадение? Дочь Сталина звали Светланой».
После этого стихи Сергея Владимировича Михалкова стали появляться в «Огоньке», «Комсомольской правде», «Вечерней Москве» и даже в «Правде» (главной центральной газете в те годы). Поэту было всего 22 года...
«Семимильными» шагами поэт приближался к знаковому этапу своего творчества. В 1935 году Сергея Михалкова пригласили участвовать в конкурсе пионерской песни. Чтобы лучше прочувствовать соответствующую атмосферу, он отправился вожатым в детский лагерь: ходил в походы, сидел у костра, проводил время за рыбалкой, слушал рассказы ребят. Вернувшись, домой, Сергей Владимирович отнес известному, исключительно строгому, редактору журнала «Пионер» Борису Ивантеру, написанные в лагере тексты. Название одного из стихотворений было «Три гражданина». Редактор разрешил его опубликовать.
Окрыленный успехом, молодой автор решил сочинить поэму для детей. Так на свет появился «Дядя Степа». Прочитав «Дядю Степу», Борис Ивантер высказал свое восхищение, дал добро на публикацию поэмы, которая состоялась в №7 журнала «Пионер» за 1935 год. После он отправил поэта к Самуилу Яковлевичу Маршаку. Тот научил молодого коллегу главному, как он считал, в литературе для детей: «Никогда не забывайте, голубчик, что по книгам детских писателей ребенок учится не только читать, но и говорить, мыслить, чувствовать…». Корней Иванович Чуковский, прочитав про приключения и подвиги дяди Степы, предсказал бессмертность поэмы.
В это же время, у Сергея Владимировича Михалкова произошло и другое знаковое событие: знакомство с будущей женой Натальей Петровной Кончаловской. Она серьезно не принимала ухаживания начинающего поэта, который разъезжал по Москве на велосипеде и ничем не напоминал маститых друзей дома Кончаловских. Мать Натальи Петровны, Ольга Васильевна, не слишком благоволила к «несерьезному» жениху. Зато Петр Петрович Кончаловский Сергея Владимировича Михалкова сразу приветил.
Сергей Владимирович Михалков и Наталья Петровна Кончаловская поженились в 1936-м году. Несмотря на молодость, Сергей Владимирович был состоявшейся личностью с твердым характером, поэтому сидеть подле супруги, держа ее за руку, не собирался. Надо отдать Наталье Петровне должное — интересы мужа она всегда ставила выше собственных, и закрывала глаза на многое ради семьи. Поэтому этот брак и продержался 52 года. Так появилась династия Михалковых-Кончаловских.
Сергей Владимирович с огромной благодарностью и уважением вспоминал о жене: «Наталья Кончаловская уже при взгляде на нее, поражала воображение. Она была мила и очень обаятельна. Все яркое, талантливое, совершенное моя Наташа принимала близко к сердцу. Что нас всегда сближало, не считая увлечения поэзией, искусством, готовности работать, действовать? Думаю, что чувство юмора. Ни она, ни я не отдавали предпочтения суровости, угрюмости, старались по мере сил видеть в жизни хорошее, а то и забавное. Еще отмечу особо мудрость моей жены и еще поклонюсь ей за это. Чего скрывать, за долгую-долгую нашу совместную жизнь у нас случалось всякое. И ссоры, и размолвки, и пререкания по разным поводам... Все проходило, но для меня одно оставалось неизменным — чувство глубокого уважения к жене, вечное изумление перед ее талантами и энергией».
У Сергея Владимировича Михалкова было достаточно недоброжелателей. Но критики при этом забывали о множестве талантливых людей, которым тот «давал путёвку в жизнь». В 1962 году поэт стал основателем и главным редактором сатирического киножурнала «Фитиль»: «С Сергеем Владимировичем меня познакомил его сын Андрон Кончаловский, — вспоминает актёр и режиссёр Александр Панкратов-Чёрный. — Однажды он подошёл к отцу и сказал: мол, есть хороший парень, который сидит без работы. Не откладывая вопрос в долгий ящик, Михалков распорядился, чтобы мне дали работу в киножурнале «Фитиль», которым он руководил. Режиссёры и актёры моего поколения, просто молились на Сергея Владимировича».
В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович Михалков работал военным корреспондентом. В 1943 году он совместно с военным журналистом Георгием Эль-Регистаном (Габриэль Аркадьевич Уреклян) написал текст Государственного гимна СССР, который впервые был исполнен в новогоднюю ночь 1944 года. В 1977 году Михалков создал вторую редакцию гимна, а в 2001 стал автором текста Государственного гимна Российской Федерации.
Как драматург, Сергей Владимирович Михалков написал пьесы для детского театра: «Том Кэнти», «Особое задание», «Красный галстук», «Я хочу домой!», «Зайка-Зазнайка», «Сомбреро», «Дорогой мальчик» и другие. Среди его пьес для взрослых – «Илья Головин», сатирические комедии «Охотник», «Дикари», «Памятник себе…», «Раки и крокодил», «Эцитоны бурчелли».
Также успехом у малышей пользуется повесть-сказка «Праздник Непослушания».
В кино Сергей Владимирович Михалков начал свой путь с написания текста к мультипликационному фильму «В Африке жарко». Также написал сценарии к мультфильмам «Здесь не кусаются», «Дядя Степа» и «Дядя Степа – милиционер», «Охотничье ружье», «Полкан и шавка», «Зайка-Зазнайка», «Как старик корову продавал». По сценариям Сергея Владимировича Михалкова были сняты такие популярные фильмы, как «Новые похождения кота в сапогах», «Три плюс два», «Большое космическое путешествие».
Сергей Владимирович Михалков – автор около 250 басен, которые начал писать по совету писателя Алексея Николаевича Толстого. Перу Сергея Владимировича Михалкова также принадлежат русские тексты к операм чешских композиторов Бедржиха Сметаны «Проданная невеста» и Антонина Дворжака «Черт и Кача».
С 1971 года Сергей Владимирович Михалков был действительным членом Академии педагогических наук СССР. В 1978 опубликован его трактат «Все начинается с детства: педагогические раздумья» со статьями и выступлениями по вопросам педагогики и литературы.
Сергей Владимирович Михалков занимался общественной деятельностью: был членом Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям Российской Федерации в области литературы и искусства, членом Коллегии Министерства культуры, возглавлял Московскую писательскую организацию, был секретарем и председателем правления Союза Писателей. Являлся Почетным председателем исполкома Международного сообщества писательских союзов.
Сергей Михалков был почетным профессором Московского государственного университета культуры и искусств, почетным профессором Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова, членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств.
Творчество Сергея Владимировича Михалкова было отмечено многочисленными наградами. Поэт был Героем Социалистического труда, лауреатом Государственных премий, Ленинской премии. Награжден двумя боевыми орденами и шестью медалями, четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции , орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом Почета, орденом Святого Сергия Радонежского орденом Святого Благоверного царевича Дмитрия, орденом «За заслуги перед Отечеством», орденом Святого апостола Андрея Первозванного.
Смерть пришла к Сергею Владимировичу Михалкову в возрасте 96 лет. Его сердце перестало биться 27 августа 2009 года. По словам родственников, перед тем как навечно уснуть и больше не проснуться, он со всеми попрощался. Он открыл глаза и, находясь в полном сознании, произнес: «Ну, хватит мне. До свидания». На следующий день в Храме Христа было организовано прощание с поэтом, а 29 августа его тело предали земле на Новодевичьем кладбище.