Печать
Категория: Календарь знаменательных дат
Просмотров: 249

22 февраля 95 лет назад родился Наум Юрьевич Орлов  

 

"… И если дрогнули сердца, если проскочила между сценой и залом

невидимая искра взаимопонимания,

то из этого единения душ и родится

это волшебное и непостижимое чувство – ТЕАТР!"

Наум Орлов

 

млодой Наум ОрловНаум Юрьевич Орлов (20.02.1924 - 01.08.2003) родился в Чернигове, окончил Киевский институт театрального искусства им. Карпенко-Карого по специальностям «режиссер драматических театров» и «театровед». Начинал творческую деятельность в театрах Одессы, Киева; с 1965 по 1973 годы был главным режиссером Казанского Большого драматического театра им. Качалова.

 

С 1973 года Н.Ю. Орлов возглавлял Челябинский государственный академический театр драмы: сначала в должности главного режиссера, с 1987 года – художественного руководителя.

 

«Первым моим спектаклем в Челябинске стал «Иосиф Швейк против Франца Иосифа». Мне намекали, что для режиссерской премьеры лучше взять что-то советское, прочное и крепкое по тем временам. Но я рискнул и дал возможность в этой работе всем актерам плясать, петь, одним словом, полностью раскрепоститься. Получилось», – вспоминал Н.Ю. Орлов.

 

О сверхзадаче

«Завоевать зрителя – это значит каждый вечер в 19-30, открывая занавес, начинать глубокий и откровенный разговор о самых серьезных, может быть, самых сокровенных, подчас, если хотите, интимных проблемах, волнующих нашего современника… Мы видим перед собой большую благородную цель, ради которой хочется жить и работать – будить в сердцах людей самое лучшее, чистое, светлое. Мы хотим через эмоциональное воздействие подойти к разговору на самые животрепещущие темы».

 

О работе режиссёра

«Мой принцип в работе с актерами – доверие и понимание. Прийти с готовой схемой на репетицию и втиснуть собственный замысел – дело неблагодарное и обреченное. Даже очень талантливый замысел может вызвать у актеров сопротивление. Признаю только сотворчество в процессе репетиции, потому что мне не слава нужна, а успех спектакля, его жизнь. Актеров очень ценю и люблю. Люблю со всеми их недостатками. Главное для меня в каждом из них то, что они мастера и так же, как я, самозабвенно любят театр.

 

О национальной драматургии

«Я всегда был предан русской драматургической классике. Чехов, Горький, Островский. Пожалуй, только первому везет на современной сцене. Горького, писателя и прекрасного драматурга, под разными, чаще всего недобросовестными предлогами пытаются столкнуть с корабля современности… Мы ставили их и будем ставить. Челябинский драматический театр без русской национальной драматургии существовать не может. Это его основа».

Наум Юрьевич с трепетом относился к творчеству Шекспира, в пьесах которого его привлекали не внешние театральные эффекты, не красочность и темперамент, а возможность показать глубину человеческого духа, трагедию столкновения душ, внутренний мир героев. Именно так он поставил спектакль «Отелло»: негромкий, тихий, лаконичный в характеристике среды и быта, – но предельно сосредоточенный на внутренних переживаниях героев.

 

О контексте мировой истории

Я действительно смотрю на будущее с оптимизмом, а иначе как же тогда жить и работать. Безусловно, сейчас в жизни происходят страшные явления, особенно в национальных вопросах, которые никогда в истории насильственно не решались. Но единение обязательно последует. … Да и вообще, когда в России было легко? Вот, например, про кризис театра говорили всегда, предрекали ему скорую гибель. А ведь нет – живет же он и старается выстоять. И я уверен – выстоим, не канем в Лету, в ту бездну, в которую мы сегодня с великим испугом заглядываем.

 

О театре и смысле жизни

«Жизнь не стоит на месте. Для меня работать – значит жить. Когда за твоей спиной целый театр, десятки одаренных, уникальных людей, нельзя расслабиться ни на минуту. Именно это помогает мне держаться на плаву, быть в форме. Десятки спектаклей, сотни ролей, которые нужно пройти от начала до конца… Тяжкий и благословенный труд. А сколько еще будет совершено и сделано – для людей, для театра, для города… Очень важно ощущать свою востребованность, заполненность каждого дня, каждого мига. Именно поэтому я считаю себя счастливым человеком».

 

 

Коллеги о Науме Орлове

 

Юрий Цапник, народный артист России: «Я просто никогда и не забывал его и никогда не забуду. А наша встреча состоялась, когда он приехал, тогда в театре началась новая интересная жизнь. Уже первый спектакль «Иосиф Швейк против Франца Иосифа», поставленный Наумом Орловым, вдохнул жизнь в труппу театра, всех взбудоражил. Музыкальный спектакль. Много пришлось в себе найти, переделать что-то. Наум Юрьевич ненавязчиво нас воспитывал, и многие артисты моего возраста стали артистами только благодаря Науму Юрьевичу, я считаю. Чем больше времени проходит с того момента, как он ушел от нас, тем его фигура становится более глобальной. Сегодня я не вижу равных ему режиссеров с такой огромной эрудицией. Человек-педагог, человек-организатор, просто человек, который думал о каждом из нас».

 

Екатерина Зенцова, актриса театра: «Он очень деликатно, тонко, внимательно смотрел на каждого ученика и ждал от него проявлений, открытий внутренних. Он не говорил, как правильно или неправильно. Он смотрел и слушал. Рассказывал о своих постановках, об актерах, которые работали в этом театре. Рассказывал о неожиданных случаях. Как актер может проявить себя. Но никогда не говорил о том, как надо это делать.

Вспоминая сейчас то, что давал Наум Юрьевич, самое ценное для меня – это уровень культуры, духовности, терпение к людям, терпение к творческому человеку. Этому научил меня Наум Юрьевич. Это я и пытаюсь сохранить в своей душе».

 

Орлов Орлов Орлов    
Орлов Орлов      

 

Источник:  Легенда театра. Жизнь и творчество Н. Ю. Орлова : Биобилиогр. указатель / сост. : Г. А. Губанова, Е. С. Казанцева ; под. науч. ред. Г. А. Губановой ; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - 240 с. : 34 л. ил.

 

Наум Юрьевич Орлов в библиотеке для молодежи:

 

 

Еще о Н. Ю Орлове