23 июня 2019 года исполнилось 130 лет со дня рождения Анны Ахматовой.
Анна Андреевна Ахматова - русская поэтесса Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века, - родилась 23 июня 1889 года. Ее поэзия строгая и классически соразмерная. Русская Сафо обладала точным и реалистическим зрением. Заслуги ее в поэзии отмечены высокими премиями и званиями: в 1964 году – премия в Италии; в 1965 году в Лондоне ей присудили почетную докторскую степень; 1965 год - книга «Бег времени» стала подлинным событием года; 100-летний юбилей поэтессы по решению ЮНЕСКО был отмечен во всем мире. Признание к ней пришло только на закате жизни. А жизнь ее была большим испытанием даже для сильного духом человека.
Какой была Анна Андреевна
Находим воспоминания современника, близкого друга поэтессы К. И. Чуковского: «Главнейшая черта ее личности – величавость: «царственная», монументально-важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, своей высокой писательской миссии… Замечательна в ее характере и другая ее черта: она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко. И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые ей были нужны самой. Близкие друзья ее знают, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, нарядную шаль, как через день или через два эта нарядная шаль украсит другие плечи. Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир были ее вечными спутниками…».
А такой была Анна Ахматова в воспоминаниях писателя и мемуариста Л. Я. Гинзбург. «Я помню Ахматову еще молодую, худую, как на портрете Альтмана, удивительно красивую, блистательно остроумную, величественную. … Меня всегда занимал вопрос о сходстве или несходстве поэта со своими стихами. Образцом сходства был, конечно, Маяковский – с его речевой манерой, голосом, ростом. Иначе у Ахматовой. В ее стихах 10-20х годов не отразились ее историко-литературные интересы или ее остроумие, блестящее, иногда беспощадное.
В быту Анна Андреевна не была похожа на своих героинь. … Ей нужна была поэтическая дисциплина, самопринуждение, самоограничение творящего. Дисциплина и труд. Пушкин любил называть дело поэта – трудом поэта. И для Ахматовой - это одна из ее пушкинских традиций. Один из почитателей Анны Андреевны как-то зашел к ней, когда она болела, жаловалась на слабость, сказала, что пролежала несколько дней одна в тишине. - В эти дни вы, должно быть, писали, Анна Андреевна… - Нет, что вы! Разве можно в таком состоянии писать стихи? Это ведь напряжение всех физических сил. …
Лирика для Ахматовой не душевное сырье, но глубочайшее преображение внутреннего опыта. Перевод его в другой ключ, в царство другого слова, где нет стыда и тайны принадлежать всем. В лирическом стихотворении читатель хочет узнать не столько поэта, сколько себя. … В этом именно смысле Анна Андреевна говорила: «Стихи должны быть бесстыдными». …
Готовя комментарии к различным изданиям, приходилось нередко сталкиваться с нераскрытой цитатой из Данте, Шекспира, Байрона. По телефону звоню специалистам. Специалисты цитату не находят. Это вовсе не упрек – по опыту знаю, как трудно в обширном наследии писателя найти именно ту строку, которая вдруг кому-то понадобилась. Остается позвонить Анне Андреевне. Анна Андреевна любила такие вопросы (их задавала ей не я одна) – она называла это своим справочным бюро. Иногда она определяла цитату сразу, не вешая телефонную трубку. Иногда говорила, что для ответа требуется некоторый срок. Не помню случая, чтобы цитата осталась нераскрытой. Данте, Шекспир, Пушкин – это был постоянный фон ее чтения. … Не оставляла она без внимания и остро актуальные произведения. В середине 30-х годов Анна Андреевна показала мне как-то небольшую книжку со словами:
- Прочитайте непременно. Очень интересно. Это было «Прощай, оружие!» еще неизвестного нам Хемингуэя. Роман тогда у нас только что перевели.
В культурном мире Ахматовой существовало явление ни с чем не сравнимое – Пушкин. … У Анны Андреевны было до странного личное отношение к Пушкину и к людям, которые его окружали. Она их судила, оценивала, любила, ненавидела, как если бы они были участниками событий, которые все еще продолжают совершаться. Она испытывала своего рода ревность к Наталье Николаевне, вообще к пушкинским женщинам. Отсюда суждения о них, иногда пристрастные, незаслуженно жесткие, - за это Ахматову сейчас упрекают.
Анне Андреевне свойственно было личное, пристрастное отношение даже к литературным персонажам. Однажды я застал ее за чтением Шекспира.
- Знаете, - сказала Анна Андреевна, - Дездемона очаровательна. Офелия же истеричка с бумажными цветами и похожа на N. N.»
Среди прочих воспоминаний
М. Шагинян: «Ахматова (с годами – все больше) умеет быть потрясающе народной, без всяких квази, без фальши, с суровой простотой и бесценной скупостью речи… Изысканная петербуржанка, питомица когда-то модного акмеизма, такая модная и сама , – она таит под этой личиной чудеснейшую, простейшую, простонародную лирику, воистину простонародную и вечную именно в этом, неувядаемом, подпочвенном ее естесстве».
О. Э. Мандельштам «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и «Анны Карениной», Тургенева с «Дворянским гнездом», всего Достоевского… Свою поэтическую форму, острую и своеобразную, она развивала с оглядкой на психологическую прозу».
К. И. Чуковский (1964): «В поэзии А. Ахматовой нет той преобладающей над всем музыкальности. Она скорее явление архитектуры, если иметь в виду четкость композиции, гармоническое соотношение всех пропорций и деталей, абсолютную завершенность, выстроенность стиха».
Литературовед Б. В. Михайловский (1939): «Лирика Ахматовой ограничивается, собственно, поэтизацией повседневной интимной жизни, душно узкого круга чувств, случайных и мелких переживаний. Чуть ли не единственная тема Ахматовой – это довольно однообразные любовные переживания, перипетии все того же романа; причем тема эта остается в пределах узко-личных обстоятельств и настроений, она не ширится (как у Блока), не связывается с философскими, социальными проблемами».
О жизни и творчестве Анны Ахматовой читайте в Челябинской областной библиотеке для молодежи.