2 января 2020 года - 100 лет со дня рождения американского писателя-фантаста и популяризатора науки Айзека Азимова
Айзек Азимов (Исаак Иегудович Азимов) родился 2 января 1920 года в деревне Петровичи под Смоленском. В 1923 году его семья в поисках лучшей жизни «налегке» эмигрировала в США, где открыла кондитерский магазин.
Азимов сделал блестящую научную карьеру. В 11 лет он окончил школу, в 19 получил диплом бакалавра в Колумбийском университете, в 28 стал доктором, а позднее профессором биохимии медицинского факультета Бостонского университета.
В 1958 году Азимов оставил профессорство и всецело посвятил себя литературной деятельности. Он стал «писателем с полным рабочим днем» (full time writer), что могли позволить себе единицы. За свою жизнь он создал более 500 произведений, среди которых художественных меньше половины, хотя большую любовь читателей и известность писатель приобрел благодаря им.
Из под его пера вышли научно-популярные книги: «Краткая история биологии», «Краткая история химии», «Нейтрино», «Кровь – река жизни», «Сущность числа», «Мир углерода», «Мир азота», «Схлопывающаяся вселенная», «Человеческое тело: структура и действие», «Биографическая энциклопедия по науке и технике». А кроме них: «Путеводитель по Шекспиру» в двух томах, «Библия для детей», «Сборник шуток, анекдотов и лимериков», «Сокровища юмора» и многое другое.
Фантастические произведения Азимова вне времени. Свой выбор в пользу научной фантастики Азимов объяснял тем, что в ней возможно снять рамки, которые ставит сознанию человека современный мир, а значит она свободнее, чем любая другая область литературы.
Лучшим фантастическим рассказом Айзека Азимова называют «Приход ночи» (1941) (позднее написан одноименный роман), а грандиозную трилогию «Основание» (англ. Foundation, варианты перевода: «Фонд», «Академия», «Основатели», «Установление», «Организация», «Фундамент») поклонники научной фантастики провозгласили «лучшей серией всех времен».
В 1940 г. появился первый рассказ о позитронных роботах – «Робби» («Странный друг детства»). «Робби» был заложен цикл «Я, робот», один из наиболее известных циклов Азимова, по мотивам которого снят одноименный американский фильм. В 2020 году цикл празднует свое 80-летие.
«Я, робот» ввел в общественный оборот понятия «роботехника» («роботика», «робототехника»). Любителям фантастики хорошо известны три ее закона, которые отлично организовывают сосуществование людей и роботов. Возможно, в этих законах писатель, большой гуманист, сделал попытку представить философию здорового общественного устройства. Робот – идеальный человек, но не в смысле «удобный», а невинный, чистый «как ребенок», честный, умный, помогающий, и великодушный (если эти эпитеты можно применить к машине), такой, каким мог бы стать человек, если бы не отступал от своих принципов (читай – законов).
Книги Азимова только в США издавались такими тиражами, о каких не могли мечтать нобелевские лауреаты Бунин, Солженицын и Бродский вместе взятые. Азимов – единственный этнический русский литератор, добившийся такого ошеломляющего успеха на литературномпоприще. Он человек, «сделавший сам себя», воплощенная американская мечта.
О своем творческом пути Азимов рассказал в 2-томной автобиографии «Еще свежа память» (In Memory Yet Green, 1979) и «Еще ощущаю радость жизни» (In Joy Still Felt, 1980).
В последние годы жизни Азимов занимался составлением антологий научной фантастики. В год его смерти (1992) была опубликована книга «Азимов смеется опять», и уже после смерти вышел последний роман из цикла «Основание» (1993). Последняя антология «Золото» увидела свет в 1995 году. По решению издательства «Doubleday» разработка идей, выдвинутых Азимовым, была продолжена. С разрешения автора (у Азимова копирайт до 2042 года) темы позитронных роботов, галактической империи и других продолжили Грегори Бенфорд, Грег Беар и Дэвид Брин.
В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.
Айзек Азимов в библиотеке для молодежи
- Американская фантастическая проза / [предисловие В. Скороденко ; редактор Н. Шемятенкова] – Москва : Радуга, 1989. – 526, [1] с. – Содержит: «И тьма пришла», «Как потерялся робот», «Выход из положения», «Первый закон», «Мертвое прошлое», «Уродливый мальчуган», «Профессия».
- Фонд (трилогия) : Фонд. Фонд и империя. Второй фонд / А. Азимов. – Киев : Хельг : Лтд, 1992. – 528 с. – ("Маг". Фантастика).
- Край основания ; Основание и Земля : фантастические романы / А. Азимов. – Санкт-Петербург : Орис, 1992. – 528 с. – (Sfинкс).
***
- Мир измерений : от локтей и ярдов к эргам и квантам / А. Азимов ; перевод с английского О. В. Замятиной ; оформление художника И. А. Озерова. – Москва : Центрполиграф, 2003. – 219 с. – (Научно-популярная библиотека).
- Язык науки / А. Азимов ; редактор Б. Д. Сергиевский, перевод И. Э. Лалаянца. – Москва : Мир, 1985. – 280 с. – (В мире науки и техники).
- Краткая история химии : от магического кристалла до атомного ядра / А. Азимов ; перевод с английского В. М. Абашкина ; оформление художника И. А. Озерова. – Москва : Центрполиграф, 2002. – 284 с. – (Научно-популярная библиотека).
- Краткая история биологии : от алхимии до генетики / А. Азимов ; перевод с английского Л. А. Игоревского ; оформление художника И. А. Озерова. – Москва : Центрполиграф, 2002. – 223 с. – (Научно-популярная библиотека).
- Человеческий мозг : от аксона до нейрона / А. Азимов ; перевод с английского А. Н. Анваера ; оформление художника И. А. Озерова. – Москва : Центрполиграф, 2003. – 461 с. – (Научно-популярная библиотека).
Другие книги автора в смотрите в электронном каталоге ЧОБМ.