24 мая каждого года в России, как и во всех славянских странах, отмечают День славянской письменности и культуры.
ЧУДЕСНОЙ ТАЙНЫ КЛЮЧ
Методический релиз
Истоки этого праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, поскольку быстрое и успешное становление и развитие национальной культуры славянских народов стало возможным благодаря великой культурно-исторической миссии этих святых.
Братья Кирилл (светское имя Константин; ок. 827-869) и Мефодий (светское имя неизвестно, но некоторые ученые считают, что его звали Михаил; ок. 815-885) родились в семье военачальника в городе Солуни, расположенном на территории провинции, входившей в состав Византийской империи.
Мефодий, как и отец, поначалу посвятил себя военной карьере. Но около 852 г. принял монашеский постриг, позднее став игуменом монастыря Полихрон на вифинском Олимпе (Малая Азия).
Кирилл, с юных лет, отличавшийся исключительными филологическими способностями и тягой к наукам, получил образование у крупнейших учёных своего времени Льва Грамматика и Фотия (будущего патриарха) при дворе византийского императора Михаила III. Отказавшись от предложенной ему императором адмиральской карьеры, Кирилл принял сан священника и стал патриаршим библиотекарем собора Святой Софии в Константинополе. Позднее он преподавал философию в университете, за что и получил прозвание «Философ».
Кирилл и Мефодий, опираясь на глубокие знания греческой и восточной культур и обобщив имевшийся опыт славянского письма, предложили славянам свой алфавит. Кроме того, они перевели с греческого на славянский язык несколько богослужебных книг (в том числе - избранные чтения из Евангелия, апостольские послания и Псалтырь), чем способствовали введению и распространению славянского богослужения.
Культ Кирилла и Мефодия получил широкое распространение во всех славянских странах, как православных, так и католических. В X-XI вв. церковью был установлен День памяти Кирилла и Мефодия.
В России был период, когда под влиянием политических обстоятельств наступило забвение исторических заслуг Кирилла и Мефодия, но уже в XIX веке эта традиция возродилась. Официально на государственном уровне День славянской письменности и культуры впервые был торжественно отпразднован в 1863 году, в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием, в том же году был принят указ о праздновании Дня памяти святых Кирилла и Мефодия.
В годы советской власти этот праздник был несправедливо предан забвению и восстановлен лишь в 1986 году, а в 1991 году Постановлением Президиума Верховного Совета РФ № 568-1 он получил статус государственного.
Предлагаем вашему вниманию список сценариев и мероприятий, посвященных Дню славянской письменности и культуры
из фонда организационно-методического отдела ЧОЮБ:
- Андреева, М., Короткова, М. Откуда есть пошла грамота на Руси / М. Андреева, М. Короткова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 2. – С.50-55.
С изобретением письменности жизнь людей сильно изменилась. Все, хранившееся раньше в головах немногих, стало доступно любому овладевшему грамотой. Какова же история этого изобретения? Авторы предлагают материал для проведения бесед, праздников и игр, посвященный истории письменности.
- Боченкова, О. Солунские братья / О. Боченкова // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 1. – С.23-25.
Сценарий содержит информацию о деятельности братьев Кирилла и Мефодия, о том, как встретило ее немецкое духовенство, и как сложилась судьба Мефодия после смерти брата.
- Завьялова, Е. «Бегущая словесная строка» : встреча, посвященная Дню славянской письменности и культуры / Е. Завьялова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 2. – С. 15-22.
Люди всегда интересовались своим прошлым. Лучше всего изучать историю народа по памятникам и документам, созданным ими самими. Но сможет ли молодой современник прочесть надпись, сделанную несколько веков назад нашими предками? Когда и как зародилась славянская письменность? Были ли до ее появления какие-нибудь другие письменные знаки? На эти и другие вопросы попытаются ответить участники встречи.
- Искусство слова / ред.-сост. Л.И. Жук. – Минск : Красико-Принт, 2009. – 128 с. – (Праздник в школе).
Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства словами, удивительная возможность запечатлевать их на страницах книг – великий дар, искусство, которому и посвящается этот сборник. На его страницах вы сможете найти материалы для проведения конкурсов об истории зарождения письменности на Руси, о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия, совершить увлекательное путешествие во времени.
- Карнизова, Н. Открывая новую веху истории… : сценарий классного часа / Н. Карнизова // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 2. – С. 4-7.
А.Н. Толстой в своем романе «Петр Первый» писал: «Нам аз, буки, веди – вот с чего надо учиться». А у другого русского классика - И.С. Тургенева в произведении «Вешние воды» можно встретить такую фразу: «Марья Николаевна обо всем аккуратно расспрашивала, во все входила; каждое слово попадало в цель, ставило точку прямо на «и».
Автор сценария предлагает поговорить о старых названиях букв, которые широко использовались в русской литературе в художественных целях.
- Малая, Н. Сокровища зеленого сундучка : познавательно-игровая программа / Н. Малая // Сценарии православных праздников. – М., 2003. – С. 72-80.
Можно утверждать, что письменность – это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек. Чтобы понять это, автор сценария предлагает перенестись на десятки тысяч лет назад и узнать, как у древних народов зарождалась письменность, что такое узелковое письмо и кто придумал слово «алфавит».
- Мальгинова С. Все началось с таблички, свитка, бересты… : конкурсы по истории книги / С. Мальгинова // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 1. – С. 10-18.
Обращение к книге стало для нас настолько привычным, что мы редко думаем о ней как о чуде, пришедшим из глубины веков. Помочь задуматься о книге как об уникальном предмете человеческого бытия, прикоснуться к истории книги, к большим и малым находкам мастеров, сделавших ее чудом, помогут конкурсы-игры «Книжные асы». Участникам игр предлагается ответить на блиц-вопросы о своих книжных пристрастиях, составить импровизированную «золотую» книжную полку, побывать в «книжной кладовой». Кроме того, здесь вы найдете ответы на вопросы: «Почему азбука называется азбукой?», «Что такое азбуковник?», «Как появился русский алфавит?».
- Михеева, Т. Язык моих предков : сценарий встречи в библиотеке / Т. Михеева // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 2. – С. 8-9.
Сейчас даже трудно подумать, что было время, когда люди не умели читать и писать. Все знания передавались устно. Что такое пиктография? С помощью чего передавали информацию южно-американские индейцы? Есть ли элементы иероглифического письма в русском языке? Содержание сценария дает ответы на эти и другие вопросы.
- Резник, Н. «Как слово зародилось…» : пьеса-сказка / Н. Резник // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 1. – С. 19-22.
Автор пьесы-сказки предлагает совершить увлекательное путешествие во времени и познакомиться с удивительными людьми: писателем Владимиром Ивановичем Далем, первопечатником Иваном Федоровым, летописцем Нестором, славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. А встретиться с ними поможет обыкновенный школьник Петя. От него участники путешествия узнают много интересного об истории создания нашего языка, о том, как появилась наша азбука, которая кажется нам всем такой родной и привычной.
- Сидорова, М. Заветное слово : сценарий празднования Дня славянской письменности и культуры / М. Сидорова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 2. – С. 56-58.
Интересное и веселое празднование Дня славянской письменности и культуры можно организовать не только в стенах библиотеки, но и на площадке. Автор статьи предлагает сценарий большого праздника, хозяевами которого будут герои сказок Иван да Марья, веселые скоморохи и, конечно же, все, кому дорог этот праздник.
- Шматкова, Н. Равноапостольные просветители славянства / Н. Шматкова // Библиотека. – 2008. - № 3. – С. 66-70.