9 апреля 2021 года – 200 лет со дня рождения французского поэта, переводчика, литературного критика и искусствоведа Шарля Бодлера

1Шарль Бодлер – писатель первого порядка.

Его самый известный сборник стихов «Цветы зла» был запрещен в России цензурным комитетом в 1859 году, потому что цензор посчитал его безнравственными. Запрет был снят лишь в 1906 г., но и после этого некоторые стихи исключали при печати. Разрешили его только потому, что немногие в России о нем знали и немногие2 могли его прочитать. Бодлера очень любили декаденты и символисты,  другие писатели смотрели на него с осторожным сомнением или скептицизмом.  Л. Н. Толстой сказал, что он не заслуживает внимания и слишком развращен. Чехов наделяет речью Бодлера одного из своих карикатурных персонажей – Лысевича.  А. В. Луначарский пишет о нем критически. В целом Бодлер был неизвестен широкому читателю. Однако, литературоведы середины 20 века включили Бодлера в четырехтомную «Историю французской литературы» как реалиста, непримиримого критика буржуазного общества, проникнутого «сочувствием к трудящимся, к угнетенным, к простому человеку» (был в его творчестве такой период). Эстетические, символистские и декадентские элементы в его творчестве затушевывались как временные символы внутреннего упадка.

В 1970 году в издательстве "Наука" в престижной серии «Литературные памятники» выходит очень солидное, уникальное, беспрецедентное издание сборника «Цветы зла», но и там Бодлер предстает как поэт революционный. 

Ситуация резко изменилась на рубеже 20-21 веков. В это время в России наблюдается бодлеровский бум. С начала 90-х годов его издают большими тиражами доступными массовому читателю. Нашим современникам открыт широкий круг его прозаических произведений – эссе, дневников, литературно-критических статей. А современное отечественное литературоведение все более сближается с французским в понимании Бодлера.  Рембо сказал про него, что Бодлер - это настоящий король поэтов, он истинный бог.

Бодлер приверженец сюрнатурализма, или сверхприродности. Предметом творчества по Бодлеру является  основное содержание современной жизни, а это упадок, деградация. Он не разоблачает упадок, а пытается вывести из него эстетику, так как даже в самом зле есть какая-то эстетика и красота. Воображение поэт возводит в культ. Для него все во вселенной связано со всем - жизнь со смертью, красота с уродством, а добро со злом.  Об этом скандальное и шокирующее,  знаменитое стихотворение Бодлера «Падаль».

Для французов Бодлер также предшественник и прототип «проклятых поэтов» и «первый современный поэт», в том смысле, что  огромное место в его творчестве занимает рефлексия о литературе.   

О литературе и месте поэта в ней стихотворение «Альбатрос». Его переводили разные наши писатели, и каждый вносил что-то свое. Пожалуй, надо знать французский, чтобы услышать в нем голос настоящего Бодлера. Ну а мы приводим здесь «Альбатрос» в переводе В. Левика

 

Временами тоска заедает матросов,

И они ради праздной забавы тогда

Ловят птиц океана – больших альбатросов,

Провожающих в бурной дороге суда.

 

Грубо бросят на палубу. Жертва бессилья, 

Опороченный царь высоты голубой,

Распластав исполинские белые крылья,

Он как вёсла их тяжко влачит за собой.

 

Лишь недавно прекрасный, вздымавшийся к тучам,

Стал таким он бессильным, нелепым, смешным.

Тот дымит ему в клюв табачищем вонючим,

Тот, глумясь, ковыляет вприпрыжку за ним.

 

Так поэт: ты летишь над грозой в урагане,

Недоступный для стрел, непокорный судьбе,

Но ходить по земле среди свиста и брани

Исполинские крылья мешают тебе!

 

Шарль Бодлер в Челябинской областной библиотеке для молодежи

 

  • Баронян, Ж. Б.  Бодлер : пер. с фр. / вступит. ст. В. В. Эрлихмана. - Москва : Молодая гвардия, 2012. - 222 с. : ил. - (Жизнь замечат. людей. Малая сер.).
  • Бодлер, Ш. Избранное / Шарль Бодлер ; вступ. ст. О. Дорофеева ; пер. с фр. - Москва : Терра, 2002. - 560 с.
  • Шарль Бодлер // 100 великих писателей / Л. С. Калюжная, В. Г. Иванов. - Москва, 2000. - С. 282 - 278.
  • Шарль Бодлер // Умозрение и словесность : очерки французской литературы / С. И. Великовский. - Москва ; Санкт-Петербург, 1998. - С. 286 - 296.