9 апреля 2021 года – 200 лет со дня рождения французского поэта, переводчика, литературного критика и искусствоведа Шарля Бодлера
Шарль Бодлер – писатель первого порядка.
Его самый известный сборник стихов «Цветы зла» был запрещен в России цензурным комитетом в 1859 году, потому что цензор посчитал его безнравственными. Запрет был снят лишь в 1906 г., но и после этого некоторые стихи исключали при печати. Разрешили его только потому, что немногие в России о нем знали и немногие могли его прочитать. Бодлера очень любили декаденты и символисты, другие писатели смотрели на него с осторожным сомнением или скептицизмом. Л. Н. Толстой сказал, что он не заслуживает внимания и слишком развращен. Чехов наделяет речью Бодлера одного из своих карикатурных персонажей – Лысевича. А. В. Луначарский пишет о нем критически. В целом Бодлер был неизвестен широкому читателю. Однако, литературоведы середины 20 века включили Бодлера в четырехтомную «Историю французской литературы» как реалиста, непримиримого критика буржуазного общества, проникнутого «сочувствием к трудящимся, к угнетенным, к простому человеку» (был в его творчестве такой период). Эстетические, символистские и декадентские элементы в его творчестве затушевывались как временные символы внутреннего упадка.
В 1970 году в издательстве "Наука" в престижной серии «Литературные памятники» выходит очень солидное, уникальное, беспрецедентное издание сборника «Цветы зла», но и там Бодлер предстает как поэт революционный.
Ситуация резко изменилась на рубеже 20-21 веков. В это время в России наблюдается бодлеровский бум. С начала 90-х годов его издают большими тиражами доступными массовому читателю. Нашим современникам открыт широкий круг его прозаических произведений – эссе, дневников, литературно-критических статей. А современное отечественное литературоведение все более сближается с французским в понимании Бодлера. Рембо сказал про него, что Бодлер - это настоящий король поэтов, он истинный бог.
Бодлер приверженец сюрнатурализма, или сверхприродности. Предметом творчества по Бодлеру является основное содержание современной жизни, а это упадок, деградация. Он не разоблачает упадок, а пытается вывести из него эстетику, так как даже в самом зле есть какая-то эстетика и красота. Воображение поэт возводит в культ. Для него все во вселенной связано со всем - жизнь со смертью, красота с уродством, а добро со злом. Об этом скандальное и шокирующее, знаменитое стихотворение Бодлера «Падаль».
Для французов Бодлер также предшественник и прототип «проклятых поэтов» и «первый современный поэт», в том смысле, что огромное место в его творчестве занимает рефлексия о литературе.
О литературе и месте поэта в ней стихотворение «Альбатрос». Его переводили разные наши писатели, и каждый вносил что-то свое. Пожалуй, надо знать французский, чтобы услышать в нем голос настоящего Бодлера. Ну а мы приводим здесь «Альбатрос» в переводе В. Левика
Временами тоска заедает матросов,
И они ради праздной забавы тогда
Ловят птиц океана – больших альбатросов,
Провожающих в бурной дороге суда.
Грубо бросят на палубу. Жертва бессилья,
Опороченный царь высоты голубой,
Распластав исполинские белые крылья,
Он как вёсла их тяжко влачит за собой.
Лишь недавно прекрасный, вздымавшийся к тучам,
Стал таким он бессильным, нелепым, смешным.
Тот дымит ему в клюв табачищем вонючим,
Тот, глумясь, ковыляет вприпрыжку за ним.
Так поэт: ты летишь над грозой в урагане,
Недоступный для стрел, непокорный судьбе,
Но ходить по земле среди свиста и брани
Исполинские крылья мешают тебе!
Шарль Бодлер в Челябинской областной библиотеке для молодежи
- Баронян, Ж. Б. Бодлер : пер. с фр. / вступит. ст. В. В. Эрлихмана. - Москва : Молодая гвардия, 2012. - 222 с. : ил. - (Жизнь замечат. людей. Малая сер.).
- Бодлер, Ш. Избранное / Шарль Бодлер ; вступ. ст. О. Дорофеева ; пер. с фр. - Москва : Терра, 2002. - 560 с.
- Шарль Бодлер // 100 великих писателей / Л. С. Калюжная, В. Г. Иванов. - Москва, 2000. - С. 282 - 278.
- Шарль Бодлер // Умозрение и словесность : очерки французской литературы / С. И. Великовский. - Москва ; Санкт-Петербург, 1998. - С. 286 - 296.