290 лет со дня рождения Пьера Огюстена Карона де Бомарше

bomarsche1Пьер Огюстен Карон де Бомарше – французский писатель родился 24 января 1732 года в городе Париж. Сын часовщика, он обучился часовому делу и в 20 лет сделал усовершенствования в часах. Знаменитый часовой мастер, которому он рассказал о своем изобретении, попытался присвоить его себе, но Бомарше возбудил процесс против него в Академии наук и выиграл дело. Благодаря этому он приобрел известность. Получив доступ в Версаль, Пьер Огюстен отказался от своей профессии. В 1757 году он женился и прибавил к своей фамилии «Бомарше». Музыкально одаренный, он занялся игрой на арфе и сделал некоторые усовершенствования в этом инструменте. Благодаря этому Бомарше стал преподавателем музыки у дочерей Людовика XV; живой и необыкновенно остроумный, он имел у них большой успех. Пользуясь своим положением, он оказал важную услугу крупному финансисту Пари-Дювернэ. В благодарность за это Пари-Дювернэ сделал Бомарше соучастником в своих финансовых предприятиях.

В 1764 году Бомарше  едет  в Мадрид, где переживает массу приключений. Один в чужой стране, окруженный врагами, Бомарше не растерялся; ему удалось войти в доверие к министрам и  королю. В Мадриде Пьер Огюстен участвует в разных финансовых спекуляциях, придворных развлечениях и музыкальных упражнениях. Испанцы были в восхищении от его неистощимой веселости и богатства фантазии.

По возвращении в Париж Бомарше дебютировал в 1767 году пьесой «Евгения», имевшей некоторый успех, но тремя годами позднее, другая драма – «Два друга» не имела никакого успеха. В этом же году умер его покровитель Дювернэ, наследники которого не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинили его в обмане.  Бомарше долго судился с наследниками Дювернэ и выиграл дело. После судов  Бомарше  выпустил свои мемуары, где беспощадно обличались судебные порядки тогдашней Франции. Мемуары имели шумный успех и создали ему большую популярность.

bomarsche2В 1775 был поставлен «Севильский цирюльник», в 1784 – «Женитьба Фигаро», в 1792 – «Виновная мать».

Из произведений Бомарше литературное значение имеют мемуары, комедии «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Мемуары написаны с замечательным мастерством. Вольтер был от них в восторге. Бомарше сумел придать своему делу политическое значение. Одна мысль обратиться к публике была тогда чрезвычайно смелой; в мемуарах он раскрывает все язвы тогдашнего судопроизводства. С литературной стороны мемуары Бомарше отличаются своими портретными характеристиками, которые читаются с захватывающим интересом. В них много черт самого Бомарше. Насмешливый, настойчивый, ловкий, неистощимый в запутывании и распутывании интриг, никогда не теряющийся и не унывающий, – он умеет находить выход из всякого положения. bomarsche3Но полного расцвета комический талант Бомарше достигает в «Женитьбе Фигаро». В самом ее сюжете заключается насмешка над аристократией: простой слуга осмеливается оспаривать свою невесту у могущественного феодального владетеля; благодаря своей находчивости, ловкости и остроумию Фигаро выходит победителем. В пьесе подвергаются самым язвительным насмешкам целый ряд учреждений, совершающих злоупотребления. В ней осуждаются привилегии рождения, бесчестность фаворитов, продажи судебных должностей, бесстыдство адвокатов, жадность придворных, претензии дипломатов. Она представляет собою синтез всех этих элементов и является кульминационным пунктом в развитии французского драматического искусства XVIII в.

Успех «Женитьбы Фигаро» был колоссальный, а день первого представления – 27 апреля 1784 года – остался памятной датой в истории французской комедии. Она выдержала 68 представлений подряд. Комедия появилась как нельзя более своевременно, в годы, когда надвигалась революция. Публика была в восторге. «Женитьба Фигаро» приобрела популярность во всей Европе и оказала громадное влияние на последующее развитие французского театра. Моцарт и Россини написали оперы на сюжеты этих комедий, упрочив тем самым их право на бессмертие. Комедии Бомарше были высшим этапом в развитии французского театра XVIII в. Они повлияли на дальнейшее развитие мировой драматургии.

Литература

  • Бомарше, П. О. К. Севильский цирюльник : пер. с фр. / Пьер Бомарше. – Москва : Эксмо, 2013. – 128 с.
  • Бомарше, П. О. К. Безумный день, или Женитьба Фигаро : пьесы : пер. с фр. / Пьер Бомарше. – Москва : ЭКСМО, 2007. – 512 с.
  • Бомарше, П. О. К. Драматическая трилогия : пер. с фр. / Пьер Бомарше. – Москва : Правда, 1984. – 352 с.