raykin2

 

 

Аркадий Райкин... 24 октября исполняется 100 лет со дня рождения актера, сценариста, режиссера – Аркадия Исааковича Райкина (1911-1987).

 

 

 

24 октября исполняется 100 лет со дня рождения актера, сценариста, режиссера – Аркадия Исааковича Райкина (1911-1987).

 

raykinАркадий РАЙКИН – легенда своего времени и своей страны, самый популярный актер разговорного жанра за всю историю отечественной эстрады. Миллионы людей смеялись и плакали, радовались и огорчались вместе с героями Райкина, узнавали его персонажей в реальной жизни. Можно смело утверждать, что вся советская эстрада разговорного жанра вышла из него - Аркадия Райкина. Это справедливо по отношению к тем, кто работает сегодня, и тем, кто будет работать завтра. Райкин - это почти полувековая история сатирического и юмористического разговорного жанра на советской эстраде.

 

По мнению Геннадия Хазанова, Аркадий Райкин - «это не просто конкретный человек, это понятие, символ, это, если хотите, явление… Мне довелось видеть не так уж много артистов этого же жанра, что и Райкин. Таких артистов вообще очень мало в мире. Но, кроме того, я честно скажу, что не видел и не знаю ни одного артиста, который по мощи, по силе дарования и обаяния, по совершенно магнетическому воздействию на зал мог бы приблизиться к Райкину хоть на какое-нибудь расстояние. Пускай это не покажется громко сказано, честно говоря, нам всем так же далеко до него, как до ближайшей планеты Солнечной системы».

 

Гениальный актер, вдохновитель и создатель Театра миниатюр, который теперь носит его имя, родился в Риге в семье лесного брокера Рижского торгового порта. С юных лет Аркадий мечтал только о театре, и уже с 9 лет выступал на любительской сцене. Он часто ходил в бывший Александрийский театр на спектакли, в школе занимался в драмкружке, увлекался живописью и хорошо рисовал. Несмотря на то, что родители были категорически против актерской профессии сына, в 1930 году Аркадий поступает в Ленинградский институт сценических искусств, на режиссерско-актерский курс Владимира Николаевича Соловьева - знатока «комедии дель арте» и театра Мольера.

 

После окончания института Райкин пробует себя  в качестве актера в различных театрах, но скоро понимает, что подлинным его призванием является эстрада. Он много выступает с эстрадными номерами в домах культуры и дворцах пионеров, ведет конферанс. И каждое его выступление проходит с нарастающим успехом. Райкин быстро приближается к известности, за которой не замедлила прийти всенародная любовь.

Настоящее признание пришло к артисту в Москве в 1939 году, когда он стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Аркадия Райкина стали часто приглашать на радио. Главным же «призом» в победе на конкурсе было то, что он стал одним из руководителей Ленинградского театра эстрады и миниатюр.

Во время Великой Отечественной войны Райкин вместе с коллегами по театру давал концерты на фронте. Мастер мгновенного внутреннего и внешнего перевоплощения, он, как правило, исполнял несколько ролей в одном спектакле, в одной сценической миниатюре. При этом одинаково свободно владел искусством конферанса, пантомимы, лирического монолога, скетча.

 

В 1940 году началось многолетнее сотрудничество Райкина с талантливым писателем-сатириком В. Поляковым, с которым были созданы программы «Приходите, побеседуем» (1946), «Откровенно говоря…», «Любовь и коварство» (1949).

В 1950 г. Райкин расстается с драматургом Поляковым. Но в театре по-прежнему один за другим выходят спектакли: «Человек-невидимка», «Белые ночи», «Любовь и три апельсина». В них Райкин становится гораздо острее как сатирик.

 

Среди других авторов, работавших с Аркадием Райкиным, - В.З. Масс, М.А. Червинский, М.М. Жванецкий. В 1961 г. Райкин исполняет первую интермедию Жванецкого «Разговор по поводу», а в 1969 году они поставили вместе программу «Светофор», в которой Райкиным впервые были сыграны знаменитые миниатюры: «Авас», «Дефицит», «Век техники»…

 

raykin1Отношения с кинематографом у Аркадия Исааковича не сложились – его снимали редко. Но зрителям запомнилась сатирическая картина-бенефис А. Тутышкина и Н. Досталя «Мы с вами где-то встречались» (1954 г.). Часть созданных мастером перевоплощения остросатирических и лирических образов обрела вторую жизнь в многосерийном телевизионном фильме «Люди и манекены» (1974 г.), где сценаристом и режиссером выступил сам А. Райкин. В фильм вошли лучшие сатирические миниатюры из спектаклей, сыгранных легендарным артистом: «Холостяк», «Маски», «Смеяться, право, не грешно», «Многоберидзе», «Париж» и многие другие…

В 1968 г. Райкину присвоили звание народного артиста СССР, после 33 лет непрерывной работы театра и самого Райкина, после того, как его театр объездил все уголки Советского Союза и многие зарубежные страны. О многочисленных гастролях Театра миниатюр и о самом Райкине писали в газетах Венгрии, Польши, Болгарии, Германии. Райкина знают в Италии, Японии. Чешские кинематографисты сделали фильм «Человек со многими лицами», посвященный гастролям театра и Аркадию Райкину. Английские режиссеры сняли фильм, где Аркадия Исааковича сравнивали с Чаплином.

 

В 1980 г. Райкину была присуждена Ленинская премия, и в 1981 г. он становится Героем Социалистического Труда.

В этом же году театр Райкина переезжает в Москву. Меньше чем через год после переезда появился новый спектакль, теперь уже московского театра Райкина: «Лица» (1982), а в 1984 г. «Мир дому твоему».

Но силы Райкина истощались, он часто и подолгу болел. Иногда на сцене сдавала память, утрачивалась легкость движений, но всегда сохранялась атмосфера полного единения с залом, на протяжении полувека сопутствовавшая каждому выходу на сцену этого великого артиста.

 

Незадолго до смерти Райкин поехал в турне по Америке. Говорил на сцене он уже тихо, но все равно это был тот самый, всеми любимый Райкин. После этих гастролей газеты США писали: «Райкин больше, чем имя. Долгое время он был совестью, помогал людям выжить, быть лучше и чище».

Скончался Аркадий Исаакович 20 декабря 1987 г. на 77-м году жизни.

С 1987 г. Государственный театр миниатюр в Москве становится театром «Сатирикон», а в 1991 г. решением правительства Москвы театру было присвоено имя А.И. Райкина.

 

Источники:

  1. Знаменательные даты: универсальный иллюстрированный календарь для работников библиотек и любителей книги, науки, словесности / Отв. ред. Бакун Д.Н. – М. : Либерея-Бибинформ, 2001. – 632 с.
  2. Шапиро, М. 100 великих евреев. Аркадий Райкин (Электронный ресурс) // Библиотека Гумер – Иудаизм – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Iudaizm/100evr/99.php - Загл. с экрана. (04.10.2011)

  

Отдел литературы по искусству рекомендует прочитать:

  • Бейлин, А.М. Аркадий Райкин / А.М. Бейлин. – Л. : Изд. «Искусство», 1969. – 166 с.

«Волшебники живут рядом – говорит вам актер, внимательно присматривающийся ко всему, что вас окружает…» Как рождается образ? Как готовит актер свои новые роли? О гастролях и спектаклях, о партнерах и друзьях и многом другом, что составляет искусство Аркадия Райкина эта книга.

Райкин, А.И. Воспоминания / А.И. Райкин. – М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 480 с.

Перед вами – уникальные воспоминания Великого Артиста, история его восхождения к славе, встреч с самыми знаменитыми людьми эпохи – от собратьев по профессии и до власть имущих, смешные и печальные эпизоды его жизни и многое, многое другое…

 

  • Уварова, Е.Д. Аркадий Райкин / Е.Д. Уварова. – М. : Искусство, 1986. – 303 с., ил.

Книга рассказывает о жизни и творчестве народного артиста СССР Аркадия Райкина. Автор исследует работу артиста в разных жанрах – моноспектаклях, монологах, фельетонах, конферансе, пантомиме и т.д. В издание широко используются записи бесед с А. Райкиным, В. Поляковым, В. Ардовым, М. Жванецким и другими. Книга богато иллюстрирована.