24 января 1893 года – 130 лет со дня рождения Виктора Борисовича Шкловского, русского советского писателя, литературоведа и критика, киноведа и сценариста.
Виктор Борисович родился в Санкт-Петербурге в семье преподавателя математики Бориса Владимировича Шкловского и его жены Варвары Карловны Бундель, домохозяйки. Шкловский не проявлял способностей к учебе, поэтому его неоднократно отчисляли из школ за низкую успеваемость. Позже он попал в гимназию им. Шеповальникова, которую смог окончить с серебряной медалью. Именно тогда у Виктора Борисовича проявился интерес к литературе, в результате чего он начал писать свои первые произведения. Позже его работы стали публиковать в издании «Весна».
Поступает на историко-филологический факультет СПБГУ. В 1913 г. в литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака» Виктор Борисович прочел доклад «Место футуризма в истории языка», на основании которого была написана его первая крупная работа по теории литературы – «Воскрешение слова».
В 1914 году в печать вышел сборник стихов под названием «Свинцовый жребий». Его современники отмечали, что он как профессиональный литератор был способен написать произведение любого жанра – от газетной заметки до оперного либретто. Сам же Виктор Борисович так характеризовал свой литературный талант: Я умею течь, изменяясь, даже становиться льдом и паром, умею внашиваться во всякую обувь».
С началом Первой мировой войны уходит добровольцем в армию. Сменив несколько военных специальностей, в 1915 году поступает на службу в школу броневых офицеров-инструкторов. В разгар войны Шкловский опубликовал работы «О поэзии и заумном языке» и «Искусство как приём». В 1916 году стал одним из основателей «Общества изучения теории поэтического языка» (ОПОЯЗ) – научного объединения, созданного группой теоретиков и историков литературы. Созданное общество оказало большое влияние на теоретическое литературоведение и семиотику. В рамках его деятельности Виктор Борисович ввел новый литературный термин «остранение» – стилистический прием описания вещей, вырывающий предмет из привычного контекста его узнавания и делающий привычное необычным и странным. Принял активное участие в Февральской революции. Участвовал в антибольшевистском заговоре эсеров. Когда заговор был раскрыт, Шкловский вынужден был скрываться от властей. Одно время жил в психиатрической больнице. Там работал над созданием теории прозы. Затем уехал в Киев, где служил в автопанцирном дивизионе.
По случайному стечению обстоятельств добравшись до Москвы, встретился с А. М. Горьким, который походатайствовал за него перед правительством. С этого момента Шкловский принимает решение оставить политику и заняться литературой.
В 1919 году возвращается в Петербург и устраивается преподавателем теории литературы при издательстве «Всемирная литература». В конце 1921 – начале 1922 гг. Виктор Борисович активно печатается в журналах «Петербург», «Дом искусств», «Книжный угол», издает ряд статей по литературоведению, публикует мемуарную книгу «Революция и фронт», участвует в объединении «Серапионовы братья».
Размеренный темп жизни нарушили массовые аресты эсеров, спасаясь от которых, Шкловский уезжает в Финляндию. С 1922 по 1923 годы живет в Берлине, работает над первыми двумя книгами автобиографического цикла: «Сентиментальное путешествие» и «Zoo».
Вернувшись на родину, Шкловский сблизился с Маяковским. Активно участвовал в литературной жизни Москвы. В 1926 году он пишет заключительные части автобиографического цикла «Третья фабрика», «Жили-были», биографию Маяковского «О Маяковском». В 1928 году выходит последняя известная работа Шкловского «Гамбургский счёт», воспоминания и размышления автора о писателях. Интересен тот факт, что на мысль о том, как назвать книгу Виктора Борисовича натолкнула встреча с известным борцом, Иваном Максимовичем Поддубным. С тех пор её название стало крылатым.
В 1930 году Шкловский выступил со статьёй «Памятник научной ошибке» – манифестом несостоятельности ОПОЯЗа.
С середины 1930-х годов Шкловский позиционировал себя как критик современной литературы.
В 60-е и 70-е годы на Западе к работам Шкловского возник устойчивый интерес. А он в тот период разрабатывал теорию кинематографа, писал парадоксальные книги, посвященные Эйзенштейну и Льву Толстому, выступал увлекательным рассказчиком в многосерийных телепередачах.
Творчески переосмысливая художественное наследие Стерна и Розанова, Шкловский разработал оригинальный эссеистический стиль письма – «отрывистые короткие фразы, связанные неявными ссоциациями, фрагментарность и экспрессивность, ирония и полемический пафос».
Он был удостоен трех крупных наград: ордена Трудового Красного Знамени, ордена Дружбы народов, Государственной премии.
Виктор Борисович ушел из жизни 5 декабря 1984 года. На его могиле вместо памятника стоит продолговатый каменный валун с высеченными датами жизни. Таким «валуном» остался в литературе и науке о ней сам Виктор Шкловский.
Виктор Шкловский в библиотеке для молодежи и в интернете
- «Притворяйся, что ты бумага» : (125 лет со дня рождения литературного критика В. Шкловского) / И. Калинин // Литературная газета. – 2018. – № 3-4. – C. 8.
- Березин, В. Виктор Шкловский / В. Березин. – Москва : Молодая гвардия, 2014. – 508, [3] с. – (Жизнь замечательных людей).
- Виктор Шкловский – Текст : электронный // People.su : интересные истории об известных личностях, биографии : [сайт]. – URL : http://www.people.su/125380.
- Осипов, Ю. Талант, помноженный на эпоху / Ю. Осипов. – Смена. – 2021. – № 10. – С. 20 – 39.
- Шкловский, В. Лев Толстой / В. Шкловский. – Москва : Молодая гвардия, 1967. – 656 с. – (Жизнь замечательных людей)
- Шкловский, В. Литература вне сюжета. – Текст : электронный // ОПОЯЗ : [сайт]. – URL: https://www.opojaz.ru/shklovsky/vne_sujeta.html.
- Шкловский, В. О теории прозы / В. Шкловский. – Москва : Советский писатель, 1983. – 383 с.
- Шкловский, В. Повесть о художнике Федотове / В. Шкловский. – Москва : ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. – 249 с. – (Мастера).
- Шулетина, А. Мой…Виктор Шкловский / А. Шутелина. – Текст : электронный // STORY : [сайт]. –URL: https://story.ru/istorii-znamenitostej/lichnoe-delo/viktor-shklovskiy/.