12 апреля – 200 лет со дня рождения русского драматурга А. Н. Островского, основоположника национального русского театра. Он сочинил 47 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов.
Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве в семье чиновника. С 1835 по 1840 гг. учился в первой московской гимназии, затем на юридическом факультете МГУ. В 1843 году, не закончив последний курс, по настоянию отца устраивается на работу в Московский совестной суд. С 1845 по 1851 гг. – работает в коммерческом суде. В этих судах разбирались бытовые и имущественные дела. Именно здесь Островский собирал материал для своих будущих пьес. Также источником творческого вдохновения для Александра Николаевича было общение с единомышленниками, которые печатались в журнале «Москвитянин».
Первой пьесой, принесшей молодому драматургу известность, стала комедия «Свои люди – сочтемся». Для своего произведения Островский выбрал одну из популярных в 19 веке тем – противостояние двух поколений, «отцов» и «детей». Действие происходит в купеческой среде. По сюжету купец Самсон Большов решил объявить себя банкротом и не возвращать деньги кредиторам, но в результате его самого обманули дочь Липочка и ее муж, и он отправился в тюрьму. Сквозь призму взаимоотношений главных героев автору удалось в полной мере раскрыть основную мысль произведения, которая заключается в непреложной истине – «что посеешь, то пожнёшь». Неправильно требовать от своих детей быть честными и благородными, если сам не обладаешь этими качествами. Первое публичное чтение пьесы прошло в доме историка Михаила Погодина, где среди слушателей был Николай Гоголь.
После выхода пьесы в начале 50-х годов последовали другие среди них «Не так живи, как хочется», «Не в свои сани не садись» и многие другие. Все пьесы с успехом ставятся в театрах по сей день. Самая знаменитая была, пожалуй, – «Бедность – не порок». Её Островский посвятил своему другу, выдающемуся актёру театра Прову Михайловичу Садовскому. Основная идея пьесы в том, что деньги могут оказывать негативное влияние на человека. Главный герой, Торцов, хотел выдать дочь за богача, но случайно благословил ее брак с бедным возлюбленным.
В 1856 году Островский переезжает из Москвы в Петербург и работает в редакции журнала «Современник», во главе которого был поэт Николай Некрасов.
По поручению морского министерства Островского поехал в экспедицию по Волге. В это время пишет комедии «В чужом пиру похмелье», «Доходное место» и драму «Гроза». Действие пьесы происходит в вымышленном городе Калинове, что на Волге. Молодая Катерина, которую изводит деспотичная свекровь Кабаниха, изменяет мужу и от отчаяния бросается в Волгу. В 1860 году критик Николай Добролюбов опубликовал знаменитую рецензию «Луч света в темном царстве», где воспринял самоубийство девушки как протест против мира жестоких купцов. Публицист отмечал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны».
В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.
Двумя годами позже Островский вместе с товарищами пианистом Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским создал в Москве Артистический кружок. Тогда же Островский провел там чтения своих новых пьес «Воевода» и «На бойком месте».
В начале шестидесятых в творчестве драматурга наступает кризис, но в конце 60-х – начале 70-х выходят такие пьесы, как «На всякого мудреца довольно простоты», «Лес», «Волки и овцы», «Беприданница», «Без вины виноватые», исторические хроники в стихах «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» и «Воевода».
Феномен драматургии Островского в ее достоверности. Он изображает подлинную жизнь русского купечества. Быт, обычаи, язык и даже песни были все взяты из реальной жизни. До появления пьес Александра Николаевича на подмостках императорских и московских театров ставились лишь переводные зарубежные и лубочные пьесы. Островский сделал русский театр!
Незадолго до смерти Александр Николаевич участвовал в организации литературного фонда и был назначен заведующим репертуарами московских театров. Островский умер 14 июня 1886 года в Костромской губернии.
Александр Островский в библиотеке для молодежи
- Анастасьев, А. Н. « Гроза» Островского / А. Н. Анастасьев. – Москва : Художественная литература, 1975. – 104 с.
- Архангельский, А. Александр Николаевич Островский /А. Архангельский // Литература. – 2001. – № 33. – С. 5–12.
- Лакшин, В. Александр Николаевич Островский : биография отдельного лица / В. Я. Лакшин. – 2-е изд., исправленное и дополненное. – Москва : Искусство, 1982. – 568 с.
- Островский, А. Снегурочка : [пьесы] / А. Н. Островский. – Москва : Эксмо, 2012. – 224 с.
- Островский, А. Гроза : драма в пяти действиях / А. Н. Островский ; [художник Ю Габазова]. – Ростов-на-Дону : Проф-Пресс, 2018. – 256 с.
- Холодов, Е. А. Н. Островский : очерк жизни и творчества / Холодов Е. – Ярославль : Книга, 1968. – 228 с.
- Холодов, Е. Драматург на все времена. Островский и его время. Островский и наше время / Е. Г. Холодов. – Москва : ВТО, 1975. – 424 с.