16 апреля 2024 года – 180 лет со дня рождения французского писателя и литературного критика, лауреата Нобелевской премии по литературе за «блестящие литературные достижения, отмеченные изысканностью стиля, глубоко выстраданным гуманизмом и истинно галльским темпераментом», члена Французской академии Анатоля Франса.
Анатоль Франс (Франсуа-Анатоль Тибо) родился в 1844 году в Париже в семье Франсуа Ноэля Тибо, продавца книжного магазина и Антуанетты Галлы – домохозяйки. В семье будущего классика французской литературы царила атмосфера уважения и любви к книге. Франс помогал отцу составлять каталоги и картотеки, библиографические пособия, что позволяло ему постоянно пополнять знания в области истории, философии, религии, искусства и литературы. Мать будущего писателя была религиозной женщиной, поэтому в семь лет его отдали в католическое учебное заведение.
Литературное творчество привлекало Анатоля еще в детстве. Уже в 12 он составил небольшой сборник афоризмов, а его любимой книгой в юношеские годы стал роман «Дон Кихот».
В 1862 г. Анатоль закончил колледж, но диплом бакалавра не получил, не сдав экзамен по математике, химии и географии. Через два года в Сорбонне ему всё же удалось сдать экзамен и его получить, будучи преуспевающим профессиональным критиком и редактором.
В 24 года Анатоль уже работал в двух редакциях библиографических журналов, кроме того, пробовал свои силы в поэзии. В 1873 г. вышла первая книга стихов Франса «Золотые поэмы» о природе, любви, о жизни и смерти: («Морской пейзаж», «Деревья», «Покинутый дуб» и др.).
В1876 году Анатоль Франс получил должность библиотекаря в библиотеке Сената. К этому времени писатель имел статус авторитетного критика. С 1886 по 1893 г. он возглавлял отдел критики в газете «Тан» и одновременно печатался на страницах других периодических изданий. Его критические публикации тех лет составили четырехтомник «Литературная жизнь» (1888 – 1892). Опыт в журналистике отразился на его литературном творчестве. Анатоль Франс постоянно находился в центре литературных и политический событий, это и определило проблематику многих его произведений.
С конца 1870-х годов Франс начинает писать художественную прозу. Широкую известность принес ему его первый роман – «Преступление Сильвестра Бонара» (1881г.). В центре сюжета учёный зрелых лет Сильвестр Бонар, который большую часть жизни проводит за письменным столом. Он живет прежде всего духовными интересами, легко мирится с жизненными невзгодами и сторонится людей корыстных и глупых. То, что в обществе принято считать законным и достойным подражания, главный герой романа считает безнравственным. Привычный образ жизни и система ценностей его меняются после того, как он принимает решение похитить из пансиона для девочек внучку своей возлюбленной.
В 1890 году в печать вышел философско-религиозный роман «Таис». События в нём развиваются в античном городе Александрии. Монах Пафнутий влюбляется в молодую танцовщицу Таис.
В начале 1908 г. выходит двухтомное сочинение Франса, посвященное Жанне д'Арк. Она стала символом героизма и национальной гордости Франции. Сразу следом опубликован роман «Остров пингвинов». В нем автор высмеивает устои французского буржуазного общества своей эпохи. История государства пингвинов, превращенных в людей, показана в гротескных образах. По мере того, как развивается повествование в книге, все больше места в ней занимает сатира, сделавшая Франса популярным.
Новый период литературного творчества Анатоля Франса начинается с реалистичной прозы.
«Боги жаждут», по мнению критиков и современников, один из лучших его романов и самый читаемый. Динамичный сюжет, свободный от идеологии, развивается на фоне ярких исторических событий в 1794 г, в последний период якобинской диктатуры. В начале истории мы видим нищего молодого талантливого художника Эвариста Гамлена, преданного своим принципам и убеждениям, что обездоленным нужно помогать и бороться со спекулянтами и предателями. Всё меняется, когда его назначают членом революционного трибунала. Он превращается в одержимого фанатика, без особого разбирательства назначающего смертные приговоры.
В романе «Восстание ангелов» 1914 года писатель возвращается к теме революции. В основе – бунт ангелов против бога. Ключевая мысль романа заключается в том, что смена одного управленца ничего не изменит. Проблема не только в системе управления, но и в подчинённых, управляемых, прежде всего, завистью и жаждой власти. Роман был закончен накануне Первой мировой войны.
Последние годы творчества Анатоль Франс посвящает мемуарам, подведению итогов: («Книга моего друга», «Пьер Нозьер», «Маленький Пьер», «Жизнь в цвету»). В 1921 г. он получил Нобелевскую премию по литературе.
В течение всей своей долгой жизни Анатоль Франс редко жаловался на здоровье. До восьмидесяти лет он почти не болел. В апреле 1922 г. у писателя диагностировали склероз, но тем не менее, до самого ухода он сохранял бодрость духа и удивительную работоспособность. Мечтал побывать в Брюсселе, Лондоне, закончить книгу философских диалогов под названием «Sous la rose», что в переводе звучит как «Не для посторонних ушей». В ночь на 13 октября 1924 г. Анатоль Франц скончался.
Анатоль Франс в библиотеке для молодёжи
- Остров пингвинов : роман / А. Франс ; перевод с французского В. А. Дынник. – Москва : Вече, 2021. – 352 с. – (100 великих романов).
- Остров пингвинов. Восстание ангелов / А. – Москва : Художественная литература, 1978. – 384 с. – (Классики и современники. Зарубежная литература).
- Собрание сочинений : в 4 томах / А. Франс ; вступительная статья В. А. Дынник ; примечание И. А. Лилеевой, С. Р. Брахман, С. И. Лиходзиевского. – Москва : Художественная литература, 1983. – Т. 1. – 607 с.
- Собрание сочинений : в 4 томах / А. Франс ; примечание С. Р. Брахман. – Москва : Художественная литература, 1984. – Т. 3. – 431 с.
- Собрание сочинений в 8 томах / А. Франс. – Москва : Художественная литература, 1958. – Т. 5. – 671 с.
- Харчевня королевы Гусиные лапы : роман / А. Франс ; перевод с французского Н. М. Жарковой ; под редакцией Я. З. Лесюка. – Москва : Текст, 2021. – 301, [1] с. – (Классика).
***
- Фрид, Я. Анатоль Франс и его время / Я. Фрид. – Москва : Художественная литература 1975. – 392 с.