Печать
Категория: БиблиоПрофи
Просмотров: 192

 

Вот уж четверть века библиотечные специалисты по всей России каждый год 27 мая принимают поздравления с профессиональным праздником. Ведь именно в этот день отмечается Всероссийский день библиотек, учрежденный в 1995 году Президентом РФ Борисом Николаевичем Ельциным. Дата эта была выбрана не случайно, поскольку именно в этот день в 1795 году императрица Екатерина II Высочайшим своим повелением одобрила представленный архитектором Егором Соколовым проект постройки здания Императорской Публичной библиотеки, которой предстояло стать собирательницей всех российских книг и рукописей.

Известно, что вся история человеческого разума связана с книгами и библиотеками. За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, откапывали в руинах погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое.

Однако первые библиотеки появились гораздо раньше самих книг. По всему миру эти храмы знаний служили не только хранилищами глиняных табличек, папирусов и пергаментов, но они были и настоящими центрами культурного просвещения.

Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры, о книгах, в частности, нельзя не вспомнить историю возникновения первых библиотек в мире и Древней Руси, которые оставили потомкам книжные богатства, накопленные предыдущими поколениями.

Надеемся, что информация о величайших древних библиотеках, предлагаемая в данной статье, Вам будет интересна.

 

«Великая библиотека»

В ноябре 332 года до нашей эры египтяне встречали Александра Македонского как освободителя от ига персидского царя Дария. Страна поразила греческого полководца: природные богатства, плодородные земли, пирамиды, а главное – древнейшая культура. Под впечатлением от увиденного, Александр задумал построить город, который соединил бы в себе греческое и египетское начало, и в том же году заложил его в западной части дельты Нила. Так появилась будущая столица Египта – Александрия. Позднее её правителем и основателем новой династии стал близкий друг и соратник Александра – Птолемей I.

1Несколько десятилетий потребовалось, чтобы удобная гавань на берегу моря превратилась в один из крупнейших городов античного мира. Здесь процветали ремесла, искусство и торговля. Однако главной заботой Птолемея I было интеллектуальное превосходство его столицы над Афинами.

В 295 году до нашей эры в Александрии по его инициативе был основан мусейон (музей), который представлял собой архитектурный ансамбль с университетом, обсерваторией, ботаническим садом и библиотекой. Все это было окружено парками и садами.

Интересно, что все заходящие в город суда проверялись на наличие манускриптов в их трюмах. Если таковые находились, то их изымали, переписывали, а затем владельцу возвращали копию, оригинал же оставался в библиотеке. Сохранилась легенда, согласно которой Афинский архив получил от Птолемея III баснословную сумму залога в 15 талантов, за оригиналы трагедий Еврипида, Софокла и Эсхила. Их обещали после снятия копий отправить обратно в Грецию. Однако в Афины эти тексты так и не вернулись.

Александрийская библиотека, по разным оценкам, насчитывало от семисот тысяч до одного миллиона рукописей. Сюда входили не только образцы греческой литературы, но и труды египетских, еврейских и вавилонских мыслителей. В её стенах впервые был осуществлен перевод Ветхого Завета с еврейского языка на греческий.

При Птолемее II библиотека и музей в Александрии Египетской достигли апогея своей славы. Росли фонды, проводились различные исследования. Именно здесь впервые был вычислен размер земного шара, подсчитано количество видимых звезд на небе, тут же находились лаборатории, медицинская школа.

2С Александрийской библиотекой была связана жизнь многих ученых древности, которые, говоря современным языком, находились на государственной стипендии, то есть могли проводить интересовавшие их исследования при полной поддержке правящей династии.

Одним из первых для работы в библиотеке был приглашен математик Евклид, труд которого «Начала» вот уже более двух тысяч лет является основой для изучения геометрии.

В библиотеке впервые была реализована система каталогизации и расстановки книг, созданная ученым и поэтом Калимахом. Философ, математик и астроном Эратосфен известный тем, что ввел в обиход слово «география», прослужил в этой библиотеке 40 лет. Более того, фундамент современной науки был заложен также в галереях библиотеки Александрии.

Правление Птолемея IV положило начало упадку правящей династии. Это отразилось и на судьбе мусейона, который перестал быть мировым центром знаний. А вот с годами правления Клеопатры ученые связывают начало краха знаменитой библиотеки. Ведя династическую борьбу с братом Птолемеем XIII, Клеопатра привлекла на свою сторону Цезаря. Когда римские корабли были окружены в гавани, полководец дал приказ поджечь многочисленные суда противника. 3Огонь перекинулся на портовые доки, распространился на прибрежные городские районы, погубив книги в библиотеке Александрии. Описание картины грандиозного пожара и его последствий можно найти в сочинениях Плутарха. Однако некоторые современные исследователи полагают, что огонь уничтожил лишь часть книжного фонда.

Со смертью царицы в 30 году до нашей эры закончилось правление династии Птолемеев, основавшей и финансировавшей библиотеку Александрии. Город стал римской провинцией, и при новой власти центр знаний уже не процветал так, как прежде. Установить настоящую причину гибели Александрийской библиотеки не представляется возможным. Древние источники противоречат друг другу, поэтому до сих пор ученые не пришли к единому выводу в этом вопросе. По одной из версий, библиотека могла быть уничтожена христианами, когда император Феодосий приказал разрушить все языческие храмы и памятники. По другой версии, она окончательно погибла во время завоевания города в VII веке нашей эры сначала персами, а затем арабами.

И всё же Александрийская библиотека сыграла огромную роль в зарождении европейской науки. Многие труды, переписанные в свое время арабами, были изначально в фондах знаменитого книгохранилища. В эпоху Возрождения они попали в Западную Европу, заново открывшую для себя труды Аристотеля и других ученых эллинского периода.

В конце 80-х годов XX века возникла идея создать новую Александрийскую библиотеку. И в 2002 году эта идея была воплощена: в египетской Александрии на месте, где предположительно находилась ее легендарная предшественница, была построена современная «Библиотека Александрина». Здание новой библиотеки выполнено в форме диска, олицетворяя одновременно и восход солнца знаний, и древнеегипетского бога солнца Ра.

4Внутри «солнца» находится целая библиотечная вселенная: гигантский фонд на восемь миллионов книг. И, также как в древние времена, это не просто хранилище книг, но и целое образовательное учреждение: многочисленные читальные залы, конференц-зал, специализированные библиотеки для слепых, подростков и детей, четыре галереи искусств, планетарий, лаборатория по реставрации древних рукописей. При этом свободный доступ к знаниям обеспечен для всех желающих.

Тем ни менее, судьба книг Александрийской библиотеки и по сей день волнует ученых. По мнению некоторых исследователей, часть книжного фонда в свое время не вывозилась из города, а была спрятана в местных пещерах. Сотрудники Каирского музея утверждают, что несколько таких свитков были переданы в «Библиотеку Александрину». Однако доказательства подлинности этих свитков нет.

Александрийская библиотека была крупнейшим книжным собранием древности. Однако спустя сто лет с момента ее основания в Пергамском царстве появилась библиотека-соперница.

 

Библиотека-соперница

Античный город Пергам располагался в Анатолии, на западном побережье Малой Азии (в настоящее время на этом месте находится современный турецкий город Бергама). В III-II веках до нашей эры Пергам был столицей Пергамского царства под властью династии Атталидов, но свои лучшие времена он переживал в период правления царя Эвмена II. В это время государство укрепило свои позиции благодаря союзу с Римом и совместным победам над династией Селевкидов. Кроме того, Атталиды были коллекционерами искусства и библиофилами, а потому проявляли большую заботу о своей культуре. Они были заинтересованы в превращении своей столицы - Пергама, в такой город, как Афины времен Перикла. К этому времени принадлежит и основание известной Пергамской библиотеки.

5Согласно археологическим раскопкам и изучению древних манускриптов, Пергамская библиотека размещалась в храме Афины, считавшейся покровительницей города Пергама и самой библиотеки. Располагалась она в довольно просторных помещениях, служивших и в качестве хранилищ, и в качестве читальных залов. Рукописи хранились в строгом порядке в специальных нишах, изготовленных из кедрового дерева, так как считалось, что этот материал способствует наилучшей сохранности книг и оберегает их от насекомых-вредителей. Располагались книжные полки таким образом, чтобы воздух мог свободно циркулировать между ними, что в условиях влажного теплого климата Анталии способствовало предотвращению накопления излишней влаги в книгах. И само помещение библиотеки, и территория вокруг нее были уставлены бюстами и статуями знаменитых философов и писателей, а в главном читальном зале стояла статуя Афины, богини мудрости.

В Пергамской библиотеке работал целый штат хранителей, писцов и переводчиков. Все книги были систематизированы, велся подробный каталог имеющихся в библиотеке рукописей.

Правители Пергамского царства, как и их венценосные александрийские собратья, не скупились на пополнения своей царской книжной коллекции - они покупали рукописи из частных собраний. Известен, например, такой факт, когда за приобретение трудов знаменитого древнегреческого философа Аристотеля было уплачено золота ровно столько, сколько весили сами рукописи. Очень скоро библиотека стала важным древним культурным центром и достигла по описаниям Плутарха двухсот тысяч томов древних текстов.

Фонды Пергамской библиотеки были универсальными. Здесь хранились рукописи древнегреческих авторов, научные и религиозные труды, но наибольшую часть фондов составляла медицинская литература. Благодаря этой особенности фондов Пергамской библиотеки, древний Пергам приобрел известность мирового медицинского центра, сюда стекалось огромное количество людей, жаждущих изучить медицинские трактаты, хранившиеся в знаменитой библиотеке.

С этой же библиотекой связано изобретение и само название пергамена. Дело в том, что с момента основания Пергамской библиотеки, как пишет Плиний Старший, началось её соперничество с Александрийской. Чтобы затруднить жизнь конкуренту Александрийского Мусейона, царями Египта был запрещен экспорт папируса из страны, служившего самым распространенным и дешевым материалом для письма в древнем мире, в результате чего пополнение фондов Пергамской библиотеки было поставлено под удар. В связи с этим Эвмен II распорядился найти новый материал для письма. Так началась разработка технологии изготовления пергамена. Его стали делать из тонких кусков козьей или овечьей кожи.

Конечно, материал этот был намного дороже, чем дешевый папирус, да и на выделку и обработку его уходило больше времени. Зато пергамен оказался намного прочнее и долговечнее своего папирусного собрата. В дальнейшем это изобретение сыграло огромную роль в сохранении античной культуры и распространении европейской книжности.

Сначала пергамен так же, как и папирус, хранился в виде свитков, которые наматывались на деревянные палки. Но потом его научились складывать в отдельные тетради («четверки»), имеющие прямоугольную форму (так называемые «кодексы»). Позже такие тетради стали сшивать в книги в том виде, какими мы их знаем сейчас.

Благодаря этому изобретению Пергамская библиотека успешно конкурировала с библиотекой Александрии еще около ста лет.

Исчезновение Пергамской библиотеки связывают с именем древнеримского полководца Марка Антония. Случилось это тогда, когда Пергамское царство утратило свой независимый статус и стало римской провинцией, перейдя под власть и управление Рима.

Предположительно в 43 году до нашей эры Марк Антоний приказал привести из библиотеки Пергама в Александрию около двухсот тысяч текстов в качестве подарка Клеопатре. Вероятно, это было сделано, чтобы восполнить потери Александрийского книжного собрания после пожара.

Пергамская же библиотека, ставшая частью фондов своей более знаменитой конкурентки, навсегда исчезла как самостоятельное книжное собрание.6

Возможно, в Пергаме продолжал действовать научный центр, но оправиться от разграбления он не смог. Если библиотека и продолжала существовать, она не выделялась на фоне других книжных собраний империи и больше не упоминалась в источниках.

 

История человечества знает много печальных примеров того, как бесценные памятники письменной культуры гибли в войнах и катаклизмах. Но не всегда всё складывалось так печально. Иногда, по стечению счастливых обстоятельств, ученым удавалось вырвать у прошлого драгоценные источники информации. Примером тому является библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии (находилась на территории современного Ирака), которую справедливо называют подлинной жемчужиной Древнего мира. Она же является и самой древней из всех известных библиотек.

 

Библиотека, которая не горит

Ниневия возникла в древнейшие времена, но не одно столетие она была просто провинциальным городом. И лишь в VII веке до нашей эры стала столицей. Ее возвышение связано с именем ассирийского царя Синаххериба.

7Однако своего расцвета она достигла при его внуке - царе Ашшурбанипале, образованнейшем человеке своего времени, что являлось редкостью среди царей Древнего Востока.

В силу того, что отец Ашшурбанипала Асархаддон предполагал сделать сына верховным жрецом, в юности будущий правитель Ассирии изучал все науки того времени, и был первым ассирийским царем, знавшим клинопись.

Ашшурбанипал решил создать библиотеку, которая должна была сохранить все накопленные до того времени человечеством знания. И, несмотря на то, что его предшественники уже имели небольшие дворцовые библиотеки, ни один из них не имел такой страсти к коллекционированию текстов, как этот правитель.

По приказу ассирийского царя во всех уголках его обширного государства многочисленные писцы снимали копии с гораздо более древних шумерских или вавилонских текстов. Работали они с большим старанием, и на многих табличках делали надпись, заверяющую идентичность копии и оригинала: «С древнего подлинника записано, а потом сверено».

Ашшурбанипал заказывал также у всех крупных храмовых архивов копии текстов, которые затем пересылались ему в Ниневию. Часть текстов в ниневийскую библиотеку было привезено из побежденных Ассирией стран или куплена у частных лиц. Кроме того, Ашшурбанипал постоянно требовал, чтобы царские чиновники заботились о пополнении его собрания, и в своих распоряжениях писал: «Драгоценные таблички, которых нет в Ашшуре, найдите и доставьте их мне». Таким образом, в царской библиотеке были собраны в копиях и подлинниках десятки тысяч «глиняных книг».

Самое большое количество текстов относилось к области магии. Могущественный царь очень интересовался тем, как узнать события будущего и удержать власть при помощи общения с высшими силами. Поэтому на многих глиняных табличках записывались заговоры, религиозные ритуалы и молитвы.

Но в библиотеке нашлось место и математическим работам, трудам по астрономии, истории, медицине, а также словарям иностранных слов, потому что торговые отношения связывали Ассирию со многими государствами.

Среди глиняных рукописей были даже первые географические карты! На них отображалась довольно большая территория от государства Урарту (современное Армянское нагорье) до Египта - с названиями стран и городов.

В библиотеке хранились и художественные произведения, в частности, копия записи шумерской легенды о сказочном герое Гильгамеше, оригинал которой, по мнению ученых, был создан в XVIII-XVII веках до нашей эры. Иными словами, в библиотеке Ашшурбанипала, крупнейшей для своего времени, были собраны тексты, подводящие итоги научным достижениям шумеров, вавилонян и ассирийцев.

Своё «глиняное богатство» царь Ашшурбанипал ценил дороже золота, любых драгоценностей и ювелирных каменьев, и содержал его в охраняемом здании под названием «Дом наставлений и советов».

8«Дом» был похож на винный погреб из шестидесяти четырёх комнат, в которых «глиняные книги» хранились в строгом порядке. Внизу каждой таблички указывалось полное её название. Кроме того, на многих табличках последняя строка предыдущей страницы повторялась в начале следующей. Все «книги» имели собственный «библиотечный штамп»: «Дворец Ашшурбанипала, царя царей, царя страны Ашшур, которому бог Набу и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивать творения писателей моего царства».

В Месопотамии почти не было деревьев, поэтому полки делались тоже из глины. В особых сосудах хранились тексты молитвенных песен, царских указов и важных писем.

Имелся в библиотеке и каталог, в котором записывали название, количество строк, отрасль знаний – отдела, к которому принадлежала «книга». Найти нужную табличку не составляло труда: к каждой полке прикреплялась небольшая глиняная бирка с названием отдела – совсем как в современных библиотеках.

На особых табличках, скрепленных ассирийской царской печатью, было написано: «Того, кто посмеет унести эти таблицы, пускай покарают своим гневом Ашшур и Бэлит, а имя его и его наследников навсегда пусть будет предано забвению в этой стране».

Ашшурбанипал был последним великим царем Ассирии. Уже через 15 лет после его смерти в страну вторглись полчища кочевников - в основном мидийцев, которых поддержали воины ранее завоеванных ассирийцами государств.

Жители города, окруженного неприступными стенами, успешно отражали атаки противника, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, дал возможность врагам войти в город, разрушить его до основания, разграбить и поджечь. Однако глиняные таблички из библиотеки Ашшурбанипала, в отличие от золота и драгоценностей, не привлекли внимания грабителей. Более того, вторично обожжённые в пламени дворца «письмена в глине» приобрели ещё большую прочность.

Шли годы. Постепенно над развалинами образовались большие холмы, и через 200 лет никто уже точно не знал, где была расположена Ниневия...

Казалось бы, библиотека должна была быть потеряна для истории. Однако этого не случилось. Глиняные таблички не горят, оставшись под развалинами царского дворца, они благополучно пережили катастрофу, чтобы спустя 25 веков вновь быть открытыми для человечества.

В 1849 году руины Ниневии были обнаружены англичанином Остином Генри Лэйярдом. Это была не первая экспедиция молодого исследователя по древнеассирийским местам. На тот момент он уже прославился как первооткрыватель руин другого города Месопотамии - Нимруда. Казалось бы, после такого успеха Лэйярд мог бы с полным правом почить на лаврах. Но не таков был характер этого беспокойного и талантливого археолога. Спустя два года он организовал новую экспедицию на Восток, результаты которой принесли ему мировую известность.

Среди множества холмов, явно скрывавших в себе руины древних городов, Лэйярд выбрал в качестве объекта дальнейших раскопок холм Куюнджик. Тогда его выбор казался более чем спорным: дело в том, что этот холм уже на протяжении целого года безуспешно раскапывал французский археолог-любитель Поль-Эмиль Ботта, который не нашел здесь абсолютно ничего. Но Лэйярд обладал гениальной интуицией, которая не подвела его и в этот раз. На холме Куюнджик им были сделаны находки, благодаря которым ассирийская цивилизация предстала во всем своем многообразии и богатстве.

Под слоем земли Лэйярд обнаружил остатки разрушенного дворца, как выяснилось впоследствии, принадлежащего Синаххерибу, и кроме большого количества сохранившихся статуэток, печатей и даже скульптур рабочие, которыми руководил Лэйярд, извлекли на поверхность обожженные глиняные таблички с клинописью. Так была обнаружена знаменитая ныне на весь мир библиотека царя Ашшурбанапала.

Через три года ассистент Лэйярда - Ормуз Рассам в противоположном крыле дворца нашел вторую часть библиотеки. Обе части, как и другие находки археологических раскопок, были вывезены на хранение в Британский музей. Всего во время раскопок удалось найти тридцать тысяч глиняных табличек, что по данным ассирийских каталогов составило только 10% от всего фонда. Но и найденное было бесценно.

9Открытие библиотеки позволило учёным составить представление об ассирийской культуре, что называется «из первых рук». До этого об Ассирии было известно только из трудов Геродота и других историков Древней Эллады, а их источником служили, в свою очередь, персы.

Настоящей находкой для ученых стали учебники по ассирийской и вавилонской грамматике, благодаря которым историкам XIX века удалось расшифровать клинопись. Но наибольшую сенсацию в научном сообществе произвело обнаружение эпоса о Гильгамеше с изложением истории о Всемирном потопе, близкой к библейской. Это стало еще одним подтверждением того, что Всемирный потоп был реальным событием.

На Руси издавна знали, любили, создавали и очень бережно хранили книги, считая, что «свет дневной есть слово книжное». Древняя Русь оставила множество рукописных произведений, которые рассказывают нам, как жили наши далекие предки, о чем думали, что умели делать. Появление библиотек на Руси связывают с возникновением древнерусского государства – Киевская Русь. Вершины же своего могущества Киевское государство достигло во времена правления князя Владимира Святославовича и его сына Ярослава.

 

«Зерна книжной мудрости»

Еще до создания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Все рукописные книги, а их называли еще «источниками мудрости», «реками, наполняющими вселенную», «утешением в печали», ценились очень высоко. Книги и другие памятники письменности, главным образом, собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства.

При князе Владимире на Руси было введено христианство, что имело огромное значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства государства, подъема культуры, расширения политических и культурных связей Руси с европейскими странами. Владимир широко отворил Киевской Руси двери для всех достижений мировой культуры того времени.

10Дело Владимира продолжил его сын Ярослав, о котором в летописи сказано; «Он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати храбрый». Возможно, это обусловило пристрастие юного княжича к книгам. Пока его сверстники резвились в подвижных играх, Ярослав проводил время за чтением. Книги помогли будущему правителю Киевской Руси обрести обширные знания и вместе с ними - прозвище «Мудрый». Летописцы уважительно писали о нем: «Сам книги читал!».

В период правления Ярослава Мудрого Киевская Русь превратилась в могущественную феодальную державу, еще больше возросло величие Киева; здесь расцветают ремесла, торговля, появляются художественные школы. Об уровне культуры того времени можно судить и по Киевской Софии – самом величественном и роскошном храме XI века. Софию Киевскую возвели там, где древнерусские войска во главе с Ярославом окончательно разбили печенегов.

Именно при нем возникает русское монашество, появляются русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и своего рода «академий наук и университетов». Здесь писались трактаты на самые различные темы, и воспитывалось новое поколение образованных людей. Князья ездили в монастыри не только для молитвы, но и для совета – ведь нередко тут были самые знающие соотечественники. В ХI-XIII веках были созданы монастыри во Владимире, Рязани, Ростове, Суздале, Новгороде, Полоцке и других городах.

В историю же культуры нашей страны этот просвещенный правитель вошел, прежде всего, как создатель и организатор первой на Руси государственной библиотеки. Кстати, само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской Библии», которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце XV века. Этот термин был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик даже сделал пояснение: «книжный дом».

В летописи «Повести временных лет» отмечалось, что князь Ярослав Мудрый собрал в Киеве много писцов, которые «списаша книги многи». Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей, занимались они и переводом священных книг. Более того, из разных зарубежных книг писцы брали отдельные отрывки и составляли «изборники». Уже в это время возникают не только переводные, но и свои собственные, оригинальные произведения.

11Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами. Киевские книжники привозили много книг из Болгарии и Греции. Это были хроники, исторические повести, сборники изречений, естественно-научные сочинения, философские и научные трактаты.

Князь собирал библиотеку в течение примерно 25 лет, но никаких описей, каталогов, или же просто списка книг, хранившихся в библиотеке, до сих пор не найдено. Что же касается количества книг, то в разных источниках можно найти самые разные цифры – от 500 штук до «многих тысяч».

Тексты писались на дорогом и редком пергаменте, или, как тогда он назывался, «пергамине», «харатье». Оклады рукописных книг были украшены золотом и серебром, драгоценными каменьями – алмазами, изумрудами, топазами и жемчугом. Любая рукописная книга была подлинным шедевром и имела свой неповторимый облик.

Следует заметить, что книгописная мастерская и библиотека сыграли огромную роль в просвещении Руси, не меньшую, чем сама София, в распространении и утверждении христианства. Книги, созданные в её стенах, послужили основой для появления новых библиотек. «Зерна книжной мудрости», посеянные Ярославом, дали также пышные всходы и по всей стране. По примеру Софийской библиотеки в разных городах возникают свои мастерские, где создаются летописные своды, публицистические и литературные произведения, копируются рукописи. К XII веку книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах.

Однако сохранить библиотеку в то время из-за постоянных войн было очень сложно. Поэтому считалось, что Софийский собор насчитывал несколько библиотек: одни гибли, а на их месте возникали новые. Так, например, в 1169 году князь Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взяв Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки.

Как бы это не казалось странным, но у историков нет и единого мнения о судьбе библиотеки Ярослава Мудрого. Следов её до сих пор не обнаружено, однако нет и свидетельств её гибели. Одни считают, что книги разошлись по библиотекам храмов и монастырей; другие предполагают, что они спрятаны в тайных подземельях Киева.

Следует заметить, что некоторые книги увезла во Францию как приданое младшая дочь Ярослава Мудрого - Анна Ярославна, жена французского короля Генриха І.

Существует легенда, что во время церемонии её коронации, которая состоялась в городе Реймсе, в соборе Святого Креста, Анна Ярославна проявила настойчивость и, отказавшись присягать на латинской Библии, принесла клятву на привезенным ею рукописном святом Евангелии. Став королевой Франции, Анна подарила Реймскому собору эту книгу, впоследствии названое «Реймсским Евангелие».

Другие книги из библиотеки Ярослава Мудрого могли быть переданы в качестве приданого остальным дочерям, также ставшим женами представителей правящих династий Европы.

Вторым по величине крупнейшим культурным центром в Древней Руси был Великий Новгород.

12В середине XI века в Великом Новгороде была создана одна из древнейших библиотек Руси, в которой хранились славянские рукописи. Библиотека находилась в Софийском соборе по благословению князя Ярослава Мудрого, которое выполнил его сын – князь Владимир Ярославович.

На протяжении столетий книги в ней пополнялись стараниями новгородских владык и вкладами многих известных людей. Свою лепту в увеличение фонда библиотеки вносили как богатые горожане (бояре и купцы), так и власть имущие (князья и даже цари). Естественно, более ранние книги были рукописными. Немало книг соборной библиотеки вышло из-под пера писцов софийской книгописной мастерской (скриптория).

Состав книжного собрания разнообразен: богослужебные книги, исторические труды, летописи, юридические документы, инвентарные описи храмового имущества, приходно-расходные книги. Имелись оригинальные сочинения местного происхождения. В библиотеке Софийского собора хранились книги всемирной известности: «Остромирово Евангелие», «Великие Четии-Минеи», «Изборник Святослава». В скриптории Софии, была создана и хранилась в библиотеке собора «Геннадиевская Библия», о которой было сказано выше.

К слову, для хранения книг использовались не стеллажи, а закрытые шкафы, которые обеспечивали большую их сохранность.

Слава о собрании книг в Новгороде шла «по всей Руси великой». Сюда приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь древние рукописи. Известно, например, что в библиотеке Софийского собора работал игумен Соловецкого монастыря, который копировал самые древние и знаменитые рукописи и пересылал их в библиотеку на Соловки.

За годы своего существования Софийская библиотека, как и сам Великий Новгород, претерпела много утрат при пожарах и разорениях, но избежала монголо-татарского нашествия. Вот почему из общего количества дошедших до нашего времени рукописных древнерусских книг более половины приходится на долю Новгорода. С конца XV века книжные богатства Новгорода стали систематически вывозиться в Москву при Иване III, Иване IV и во времена реформ патриарха Никона. Тем не менее, Софийская библиотека на протяжении всей своей истории оставалась крупнейшим собранием рукописных, а позднее и печатных книг.

Сегодня под названием «Библиотека Софийского собора» скрываются два понятия: собрание древних и старинных книг, в основном составе хранящееся в Российской Национальной Библиотеке (РНБ) и современная приходская библиотека, одно из крупнейших православных книгохранилищ города.

13За два десятилетия существования нынешней библиотеки, расположенной на втором ярусе Софийского собора существенно увеличился книжный фонд. Книги рассчитаны в основном на взрослого читателя и пополняются в соответствии с классификацией изданий для православных библиотек. Представлено немного подростковой и детской литературы.

Основная часть сегодняшних читателей – прихожане Софийского собора. Но в библиотеку может записаться любой новгородец. Приходят и абитуриенты духовных училищ, студенты. В силу того, что Софийская библиотека – узкоспециальная и рассчитана не на широкую публику, число читателей, посещающих ее ограничено.

Значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и «книгохранилищами» огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины.

 

Если Вас заинтересовала эта информация, и Вы желаете узнать больше о судьбе древних книжных хранилищ, а также современных библиотеках мира и России, предлагаем обратиться к следующим источникам:

 

В статье приведен список некоторых крупнейших публичных и частных библиотек мира.

 

Современные библиотеки отличаются не только новыми технологиями, но и весьма нестандартными решениями в области архитектуры и дизайна. Статья знакомит с десятью самыми необычными библиотеками мира, завораживающими читательские сердца.

 

В статье рассказывается о первой государственной библиотеке на Руси и о роли Ярослава Мудрого в ее создании.

 

 

 

 В статье можно найти интересные материал об истории создания Национальной библиотеке Конгресса США, её уникальных коллекциях и других фактах, связанных с этой библиотекой.

 

 

 

 

 

Библиотека - уникальное место, в котором собраны история и знания. В современном мире библиотекам, как и бумажным книгам, сложно конкурировать с инновациями в виде смартфонов или электронных книг. Но, тем не менее, библиотеки стараются идти в ногу со временем, превращаясь из простого книгохранилища в целые медиакомплексы и общественные пространства, в которых можно не только полистать книгу, но и провести время с друзьями, посетить выставку или поиграть в видеоигры. Авторы статьи уверены, что их подборка откроет интересные факты о современных библиотечных пространствах.