к 160-летию со дня рождения российского художника Леонида Осиповича Пастернака
«Искусство мое обладает
одним преимуществом
перед словом, литературой: оно –
международное и понятно
на всех языках…»
Л. О. Пастернак
«Да, да, я знаю это имя.
Я слежу за его работами»
Л. Н. Толстой о творчестве
Л. О. Пастернака
Нередко так случается в истории мировой культуры, что слава знаменитого сына заставляет потомков забыть о достижениях его не менее талантливого отца. Именно это произошло с российским живописцем и графиком Леонидом Осиповичем Пастернаком (1862-1945). Мало кто сейчас помнит, каким востребованным портретистом он был в конце XIX - начале XX века. Ему позировали Антон Рубинштейн и Александр Скрябин, Лев Толстой и Максим Горький, Илья Мечников и Альберт Эйнштейн. Кроме того, он славился не только как блестящий портретист, но и как великолепный мастер жанровых композиций, а также книжной иллюстрации. Его картины хранят крупнейшие музеи мира и сотни коллекционеров.
А еще Леонид Пастернак был разносторонним и очень талантливым человеком, сумевшим передать личный талант и творческие способности своим детям. К большому сожалению, имя этого замечательного художника по иронии судьбы долгие годы было в забвении. Возможно, талантливого отца заслонила тень талантливого сына – поэта и писателя Бориса Пастернака?!
Читая сегодня строки Пастернака-сына, вспоминавшего своего отца, понимаешь, сколько страданий ему доставлял факт недооценки такой яркой и плодотворной личности, каким был Леонид Осипович. Любящий сын всегда старался успокоить родителя, открыто говоря, что ему стыдно слышать восхваления в свою честь, осознавая какую роль в истории живописи сыграл отец.
Так кто же он – Леонид Осипович Пастернак? Предлагаем вашему вниманию несколько фактов жизни и творчества этого замечательного человека.
Потомок царя Давида
Леонид Пастернак родился в Одессе 3 апреля (по новому стилю) 1862 года. Он был младшим ребенком в большой еврейской семье, где помимо него воспитывалось еще пятеро детей. Отец будущего художника держал постоялый двор, а мать, пусть и неграмотная, но умная и волевая женщина, вела хозяйство.
Своего шестого ребенка они щедро нарекли двумя именами – Абрам и Исаак. Первое было занесено в бумаги мещанской управы и оттуда перекочевало в гимназические документы, а второе – в метрические книги. «Но, видно, двух имен было мало, и я получил третье – Леонид, – писал впоследствии Пастернак. – С первого же дня моего рождения домашние мои, родные, все стали прозывать меня Леонидом».
Родители бережно хранили свою родословную, считая, что ведут её от известного еврейского мудреца Абарбанеля, жившего в XV-XVI веках в Испании, род которого происходил от царя Давида. Переселившись к XVIII столетию в Галицию, предки Леонида Осиповича приняли фамилию Пастернак.
Дворник-меценат
С раннего детства мальчика очень увлекало рисование, которым он занимался тайком от родителей. А творил Леонид свои «шедевры» обычным черным углем. Первый же заказчик у маленького художника появился, когда ему было шесть лет: местный дворник попросил его нарисовать картинки на охотничью тему, чтобы украсить ими дворницкую, и пообещал заплатить по пять копеек за каждую работу. С заданием мальчуган справился отлично. Так в шестилетнем возрасте к нему пришли и признание, и первый заработок, который он потратил, естественно, на конфеты.
Годы спустя Леонид Пастернак, вспоминая того судьбоносного дворника, будет называть его - «мой Лоренцо Медичи». Да и пристрастие рисовать углем и простым карандашом, заложенное с детства, останется у художника до конца его дней.
Тем ни менее, в семье не приветствовали его легкомысленное увлечение рисованием. Родители видели младшего сына в будущем врачом, аптекарем или «на худой конец, ходатаем по делам». Несмотря на это, Леонид Пастернак посещал Одесскую рисовальную школу Общества поощрения изящных искусств, закончив её в 1881 году с серебряной медалью.
Его университеты
По настоянию родителей Леонид поступил в Московский университет на медицинский факультет, где его сразу же оттолкнул предмет – анатомическое строение человека. Он так и не смог преодолеть впечатления, оставшиеся от работы в «анатономичке». Однако ту часть предмета, что следовало знать художнику, он все же освоил.
После этого Пастернак подал прошение о переводе на юридический факультет того же университета, а позже и вовсе перевелся в родной город – в Одесский, а точнее Новороссийский университет, так как он (единственный в империи) давал право студентам выезжать за границу. Младший Пастернак этим правом воспользовался и уехал в Мюнхен: параллельно он решил учиться живописи в Королевской Академии изобразительных искусств у немецкого художника Людвига фон Хертериха.
Академия художеств в Мюнхене считалась в те годы одной из лучших художественных школ Западной Европы, особенно славилась она преподаванием рисунка. Здесь молодой художник, отличавшийся поразительной трудоспособностью, много работал, стремясь в совершенстве овладеть профессиональными навыками. Его эксперименты в рисовании были настолько хороши, что учитель, всегда выделявший Пастернака, их не только не поправлял, но и разрешал забирать домой.
В будущем художник всегда тепло вспоминал то время. В Германии он посещал музеи, состоял также в русском кружке, который возглавляла Валентина Серова, мать ещё одного знаменитого художника. Знакомство с этой женщиной послужило началом крепкой дружбы двух семей, впоследствии обосновавшихся в Москве.
Приезжая в Одессу для сдачи экзаменов на юридический факультет, Пастернак печатал в местных журналах карикатуры, юмористические и бытовые сценки. В 1885 году он блестяще закончил Академию и экстерном юридический факультет Новороссийского университета, получив диплом юриста.
Талантливый молодой художник вернулся в Москву с целым арсеналом учебных экспериментальных работ, которые вмиг разобрали коллекционеры.
Признание
После учебы выпускнику предстояло в течение года пройти воинскую службу в артиллерийской части, но привычка делать быстрые и точные наброски на бумаге не покидали его и там. Один из эскизов того времени позднее станет сюжетом для большого полотна «Вести с родины», которое впоследствии принесет Леониду Осиповичу славу.
В 1889 году он, переехав в Москву, приступил к работе над картиной, сняв для этого номер в гостинице. Но о художнике из провинции стало известно Павлу Михайловичу Третьякову. Он посетил живописца и купил «Вести с родины» для своей коллекции, не дожидаясь завершения картины. Эту сделку можно было считать еще одним дипломом Леонида Пастернака.
В 1889 году картина была представлена на выставке Товарищества передвижников, а её успех содействовал тому, что Пастернак стал известен как один из наиболее видных художников того времени. Он начал сотрудничать с не менее известными коллекционерами и мастерами. Более того, художник и сам стал давать уроки начинающим живописцам. Илья Репин посылал к нему своих учеников, Николай Ге называл его своим продолжателем, а Василий Поленов заботливо относился к начинающему художнику.
Деньги же от продажи картины Леонид Пастернак вложил в парижское путешествие, где он изучал французское искусство и пробовал новые приемы живописи. Знакомство с работами художников импрессионистов сильно изменило его стиль. Пастернак начинает применять новую технику: сочетание темперы и пастели, много рисует углем. Его произведения становятся более динамичными, выразительными и естественными. Критики отмечали позднее, что после поездки рука художника стала «более свободной и изысканной».
Вернувшись из Франции, Пастернак стал причислять себя к одному их первых русских импрессионистов, ничуть не опасаясь непонимания и холодного отношения к импрессионизму в России в целом.
«Он был более модернист, чем Репин. Он позволял себе быстрые обобщения и приблизительные текучие контуры в духе парижских голландцев, а также резкие превращения линии в пятно, что было не по зубам тому же Репину, незнакомому с мюнхенской школой. А своим немецким товарищам Пастернак не уступал во владении колоритом, умея добиться свечения в интерьере мягкого и цветного, как у импрессионистов, и драматичного, в духе основательно подзабытого всеми караваджизма», – напишет о Пастернаке позже историк искусства Елизавета Плавинская.
Дети кормят родителей
В феврале того же 1889 года Пастернак женился на пианистке Розалии Кауфман. И если сам Пастернак был еще подающим надежды художником, то Розалия Исидоровна считалась уже известным музыкантом. Ее талантом восхищался Антон Рубинштейн. В свои 26 лет Розалия Кауфман была профессором Одесского отделения Императорской консерватории в Петербурге.
Молодая семья обосновалась в Москве, а через год у них родился первенец – будущий лауреат Нобелевской премии, писатель и поэт Борис Пастернак. Еще через три года у супругов родился сын Александр, который впоследствии станет успешным архитектором. Помимо мальчиков, в семействе Пастернаков были и представительницы прекрасного пола. В 1890 году у молодого художника родилась дочь Жозефина, а двумя годами позже любимая жена Роза подарила супругу дочь Лидию. После чего семейные портреты и зарисовки станут излюбленной темой Леонида Пастернака. Своим детям Пастернак посвятил отдельную галерею. При этом портреты домочадцев не только передавали атмосферу тепла и уюта, царящую в семье, но еще и прекрасно продавались. Про Леонида Пастернака шутили, что его дети «кормят» родителей!
Дом Пастернаков в Москве был всегда открыт для гостей. Здесь Скрябин и Рахманинов играли свои новые произведения или слушали их в исполнении Розалии Пастернак. Сюда приходили и позировали для портретов певец Федор Шаляпин, идеолог анархизма великий князь Петр Кропоткин, деятель русского революционного движения Елизавета Брешко-Брешковская и многие другие.
Любимый иллюстратор Льва Толстого
Леонид Осипович участвует в ежегодных выставках Товарищества передвижников. На одной из них, где он выставлял свою работу «Дебютантка», произошло знакомство двух талантливых мастеров – пера и кисти. Супруги Пастернаки были представлены Льву Толстому, который в это время разглядывал картину Пастернака, а позже признался, что следит за его творчеством.
Вскоре дружба писателя и художника вылилась в тесный и плодотворный творческий союз. Пастернак проиллюстрировал множество произведений Льва Николаевича, в том числе и роман «Воскресение», иллюстрации к которому в 1900 году были выставлены на Всемирной выставке в Париже.
«Зеркало» Льва Толстого – так называли в те годы Леонида Осиповича, в подтверждение чего следует сказать, что художник создал не только огромное количество иллюстраций к произведениям великого русского классика, но и тридцать шесть портретов самого писателя.
«Подводя итоги прошлому, вспоминая Льва Николаевича, я спрашиваю себя, чем заслужил я счастье, дарованное мне судьбой, не только быть современником этого легендарного человека, но и знать его лично, бывать у него, беседовать с ним, рисовать и писать его… Как передать блаженство, испытанное мною, когда однажды, в разговоре со мной Н. Ге заметил: «Толстой Вас любит – это большое счастье», – вспоминал позднее Леонид Осипович.
Первый русский в Люксембургском музее
В 1894 году Леонид Пастернак написал картину «Накануне экзаменов», которая получила первую премию на Мюнхенской международной выставке, а в 1900 году она была куплена прямо со Всемирной выставки в Париже для Люксембургского музея. Это стало знаковым событием в России, о котором восторженно писала одесская пресса: «Люксембург – один из первых художественных музеев в мире. Сюда может попасть только очень большой художник, и то, если он француз. Картин, принадлежащих иностранцам, в Люксембурге всего несколько. Русских картин ни одной». Вот так работа русского художника стала первой, удостоенной чести быть украшением самого известного музея мира. Сегодня она находится в постоянной экспозиции музея д'Орсэ в Париже.
После такого оглушительного успеха вполне логичным стал спрос на творчество Пастернака. Уже в 1901 году Люксембургский музей заказал нескольким известным на тот момент живописцам, в том числе и Леониду Осиповичу, изобразить сцены из русской жизни. Пастернак написал одну из наиболее известных его творений, прекрасную картину «Толстой с семьей в Ясной Поляне». Ее высоко оценил даже великий князь Георгий Александрович Романов. В 1902 году он приобрел её для Русского музея.
Создание портретов
Несмотря на то, что Леонид Осипович Пастернак известен как мастер жанровых композиций, немалую часть его творческого наследия составляют портреты. Даже в этом виде изобразительного искусства художник воплотил свои собственные новаторские идеи. Наиболее яркой чертой портретов Пастернака является то, что мастер не только изображал бюст человека, но и обращался к внутреннему миру изображенного. В своих картинах художник стремился передать весь характер, настроение портретируемого, его переживания, горести, смену настроения. Пастернак писал в импрессионистической манере. Несмотря на то, что подобный стиль можно отнести ко всему творчеству художника, все-таки именно в портретах это свойство проявляется мощнее всего.
В первое десятилетие ХХ века художник написал множество портретов культурных деятелей и политиков России и Европы. В его портретной галерее появились композиторы Сергей Рахманинов и Михаил Гнесин, поэты Константин Бальмонт, Валерий Брюсов и Вячеслав Иванов, историк Василий Ключевский, русский мыслитель, историк культуры Михаил Осипович Гершензон и многие другие.
В ряду портретов нельзя не отметить замечательный по композиции и одухотворенности групповой портрет детей художника «Поздравление». Согласно задумке, дети пришли порадовать своих родителей подарками к годовщине серебряной свадьбы, как их и изобразил художник. Картина, которую Пастернак закончил в 1914 году, имела оглушительный успех. В настоящее время она находится в фондах Государственной Третьяковской галереи.
Жизнь в эмиграции
В первые послереволюционные годы Леонид Осипович участвовал в ряде выставок, работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете. Однако жизнь в столице была трудной, а Леониду Осиповичу и Розалии Исидоровне потребовалось лечение, получить которое в Москве было невозможно. В 1921 году они уехали в Германию. Вместе с ними покинули Россию дочери Жозефина и Лидия. Сыновья же, Борис и Александр, остались в Москве.
В Германии Леонид Осипович продолжил свою галерею знаменитостей. Здесь им были выполнены портреты писателей Александра Ремизова и Герхарта Гауптмана, поэта Райнера-Мария Рильке, композитора Сергея Прокофьева, физика Альберта Эйнштейна. С последним супружеская пара познакомилась на музыкальном вечере в советском посольстве, где Розалия Пастернак аккомпанировала на фортепиано, играющему на скрипке ученому.
В 1927 и 1932 годах в Берлине состоялись две персональные выставки художника.
Помимо живописи и организации своих выставок Пастернак занимается литературной работой. В 1923 г. в Берлине вышла его книга «Рембрандт и еврейство в его творчестве».
Пресса и публика восторженно отнеслись к творчеству русского художника, однако приход к власти нацистов коренным образом изменил обстановку. Пастернаку, как еврею, было запрещено заниматься творчеством и преподаванием, большинство его сочинений были публично сожжены.
Под угрозой насильственного выселения из Германии, художник забирает свои работы и направляет их в Англию к младшей дочери Лидии, вышедшей замуж за англичанина. Летом 1938 года супруги Пастернак переезжают в Лондон. Вскоре туда же со всей своей семьей приехала из Германии и старшая дочь Жозефина.
На закате жизни
Последние годы жизни Леонида Пастернака, как и прежде, были наполнены творческой работой. Им были созданы ряд картин, в том числе и полотно «Толстой за рабочим столом». Однако большое число его работ в годы войны погибло, значительная их часть оказалась в частных собраниях.
Леонида Осиповича Пастернака не станет весной 1945 года. К счастью, День Победы над фашизмом он всё ж таки застанет. В последующие годы в Англии и Германии будет организовано ряд выставок работ Леонида Осиповича, а в 1999 году в Оксфорде, в доме, где прожил последние годы Пастернак со своей младшей дочерью, и где находилась его мастерская, открылся музей художника.
У себя же на родине Леонид Пастернак был забыт на долгие годы. Только в 1975 году в издательстве «Советский художник» вышла его замечательная книга «Записи разных лет», подготовленная к изданию его детьми. Первая персональная выставка Леонида Пастернака в СССР открылась в Третьяковке лишь в декабре 1979 году, а через 22 года к 140-летию со дня его рождения художника там же с успехом прошла обширная выставка «Художник Леонид Пастернак в России и Германии».
Сегодня полотна мастера являются украшением крупнейших музеев мира и коллекционных собраний. Творчество Леонида Осиповича Пастернака представлено во многих музейных собраниях России, Великобритании, Германии, Франции и Израиля, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Музее д′Орсэ в Париже, Музее Эшмолиан в Оксфорде.
Материал подготовлен
методистом ведущей категории Запащиковой Л. В.
на основе открытых источников.