Борис Васильев
100 лет со дня рождения (21.05.1924-11.03.2013)

«Я убежден, что искусство не должно выступать
в роли утешителя, его функция – обнажать
перед людьми опасности в любых их проявлениях,
будить совесть и учить сочувствию и добру…»

Б. Л. Васильев

vas1Уже были созданы сотни книг о грандиозных битвах – под Сталинградом, на Курской дуге, о взятии Праги и Берлина. Заканчивалась первая четверть века после войны. И тогда прозвучал негромкий голос Бориса Васильева о безвестных девчонках, погибших в Карельских болотах. Повесть «А зори здесь тихие» изумила своей человеческой правдой о войне, о юных девочках, которые погибли весной 1942-го, без высоких слов, даже не поняв, что они приняли смерть героически.

Писатель-фронтовик Борис Львович Васильев – автор любимых всеми нами книг «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился», «Аты-баты, шли солдаты». Он закончил 9 классов, когда началась Великая Отечественная война, и в 17 лет добровольцем ушёл на фронт.

vas2«...Мне и вправду выпал счастливый билет, – считал писатель, – Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем, боевом, под Вязьмой, в марте 43-го я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины».

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске, в семье кадрового офицера царской, а после – Красной армии и бывшей дворянки. Здесь, в Смоленске, он провел детство, потом семья переехала в Воронеж.

Его отец, Лев Васильев, в молодости выбрал военную карьеру и незадолго до начала Первой Мировой войны поступил в школу прапорщиков. В 1915 году офицера отправили на фронт. Хорошие отношения с бойцами подразделения спасли ему жизнь во время революции: когда солдаты массово переходили на сторону большевиков, они не тронули начальство и предложили Васильеву присоединиться к Красной Армии. После гражданской войны он стал кадровым военным. Борис Васильев вспоминал: «Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь».

Мать будущего писателя, Елена Тихонова, принадлежала к знатному дворянскому роду. Ее отец был народником и участвовал в студенческих демонстрациях. Во время революции он добровольно отдал земли общине, но оставил себе родовое имение. Борис Васильев в детстве проводил много времени с дедом и летом жил в его поместье Высокое недалеко от Смоленска.

vas3Первые 10 лет жизни образованием Бориса занималась мама. Она дала сыну хорошее домашнее образование: учила писать и читать, знакомила с законами арифметики, физики и химии, занималась языками. В школу он пошел только в Воронеже, куда по службе перевели отца в 1934 году. Учеба давалась Борису Васильеву легко, он уже знал программу на несколько классов вперед. Борис Львович вспоминал: «В школе мне было невыносимо скучно, по крайней мере, до восьмого класса. Я знал почти все, что там преподавали, а потому маялся, делал домашние задания на уроках и в конце концов начал убегать». Зато он успевал многое делать по внеклассной работе: играл с товарищами в школьных спектаклях, издавал свой рукописный журнал.

В 1941 году судьба снова забросила Васильева в Смоленск. В самый огонь Смоленского сражения. Вместе с другими добровольцами из комсомола он поехал на прифронтовую полосу в Смоленск вывозить ценные исторические бумаги. Но через несколько дней после их приезда немцы сбросили десант. Об архивах сразу забыли: группу отправили оборонять деревянный мост, ведущий в соседнюю деревню. 3 июля 1941 года Борис Васильев попал в окружение, из которого выходил практически четыре месяца.

«Окружение – это голод, голод и еще раз – голод, потому что ты без снабжения, без связи, без поддержки, без медицинской помощи, наконец, и любая рана может оказаться для тебя смертельной. А еще это усталость и чувство обреченности, это – сон урывками, когда спишь-то вполуха и вполглаза. А дороги патрулируются немцами, и наш путь должен проходить через непроходимое. Тогда есть шанс уцелеть. Крохотный, но – есть» – вспоминал позже Борис Васильев.

В октябре 1941 года Борис добрался до советских частей. Несовершеннолетнего бойца хотели вернуть домой, в Воронеж. Но будущий писатель попросил отправить его на курсы военного дела. Командование пошло навстречу, и Борис Васильев стал курсантом кавалерийской полковой школы под Липецком. Обучение длилось два года. В 1943 году Васильева определили в воздушно-десантный полк и отправили на передовую. Через несколько месяцев он попал на мину во время боевого задания под Вязьмой. Его доставили в костромской военный госпиталь. Ранение было тяжелым – врачи запретили Васильеву возвращаться на фронт.

После выздоровления он сдал экстерном экзамены за полный курс средней школы и осенью 1943 года получил направление на учёбу в Военную академию бронетанковых войск. Попав в армию, уволился из нее Борис Васильев только в 1954 году, и причиной своего увольнения в рапорте назвал желание заниматься литературой.

Однако война из жизни писателя никуда не делась. Борис Львович называл XX век чрезвычайным, и вся его жизнь оказалась связанной с главной трагедией этого столетия. Он писал пьесы, киносценарии, исторические романы и даже шутки для КВН, но весь мир знает его как автора одних из самых пронзительных произведений о Великой Отечественной войне. И все-таки, рассказывая о войне, о смерти, о горе, он воспевал жизнь, любовь и веру в человека.

В лучших произведениях, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, Васильев нашёл уникальную интонацию, доброжелательную и сочувственную к простому человеку, полную печальных напоминаний о трагической судьбе тех, кто сгинул в беспощадных жерновах войны.

vas4Истинный успех пришел к писателю после публикации повести «А зори здесь тихие...», экранизированной впоследствии режиссером Станиславом Ростоцким. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» – одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников. Хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Светлые образы героинь, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их – юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие.

Васильев скуп на слова, в самые трагические, последние минуты он пишет, стиснув зубы, а мы читаем, чувствуя комок в горле... Эта книга наделена «наивысшей силой взорвать» внутренний мир человека, и даже самый стойкий читатель не сможет остаться равнодушным.

vas5В 1973 году фильм «А зори здесь тихие...», снятый по повести Бориса Львовича, номинировался на «Оскар». Но «Оскара» получил фильм «Кабаре». Сам Борис Васильев с этим был согласен. В фильме «Кабаре» показана эпоха, а здесь частный случай.

vas6В центре романа «В списках не значился» – судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы – в Брестскую крепость –поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости.

«В списках не значился» – это история становления героического характера, мужающего в огне войны.

Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое. Во второй части романа происходит превращение мальчика в воина, в «товарища командира».

Но когда погибли все друзья Плужникова, когда он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости, разворачивается основное действие романа. Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников – последняя ее капля.

Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, «вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли. Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел».

Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом «товарищем командиром», а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился.

vas7В 1976 году Борис Васильев написал роман «Завтра была война» о предвоенном времени. По сюжету, отца убежденной комсомолки Вики признали врагом народа. В школе на десятиклассницу давили и хотели добиться того, чтобы Вика публично от него отреклась. Она отказалась и покончила с собой.

Писатель вспоминал: «Я работал по десять часов в день, писал быстро, и повесть стекала с кончика пера почти без помарок. Я знал, что она получилась, потому что проверил ее на моих друзьях. И редакция «Юности» ревела взахлеб, и всех все устраивало, и… И ее набрали, но в свет она так и не вышла. Ее не пропустил Идеологический отдел ЦК, и журнал вышел с опозданием на месяц без этой повести». Васильев показал в произведении молодое поколение, разочарованное в своих идеалах. Цензура не могла пропустить такое в печать, и до 1984 года повесть была под запретом.

vas8В 1985 году в Московском академическом театре им. Владимира Маяковского состоялась премьера спектакля «Завтра была война». А через два года выпускник ВГИКА Юрий Кара снял по мотивам повести одноименный фильм. Это была дипломная работа режиссера. Кара сделал в фильме акцент на сталинских репрессиях и противостоянии старшего поколения и нового. Кинолента получила золотую медаль имени А. П. Довженко за «Лучший военно-патриотический фильм».

vas9Книга «Аты-баты, шли солдаты» – литературная версия сценария фильма «Аты-баты, шли солдаты». Фильм все смотрели, поэтому сценарий все представляют. Но вот эмоциональную нагрузку представить трудно. Вроде бы всё одно и то же, даже фразы те же самые. Но эти отличия ничего не меняют.

И тем не менее, не смотря на минимум отличий, книгу читать гораздо тяжелее, чем смотреть фильм. В книге есть эпизод, когда сын Свата, приехавший помянуть отца, от нахлынувших эмоций теряет сознание. И немудрено. Читая книгу, приходится прерываться, чтобы схлынули эмоции.

В фильме не акцентируется внимание, что все погибли, поэтому сохраняется надежда. В книге чётко написано, что немецкие автоматчики ходили по полю и добивали раненых. Книга очень короткая, всего 98 страниц. Поэтому прочитать её можно за час. Но не получается, потому что слишком тяжело.

vas10Роман «Не стреляйте белых лебедей», изданный в 1973 году, многие знают благодаря его экранизации 1980 года, снятой на «Мосфильме». Сценарий Кириллу Рапопорту помогал писать сам Васильев. Это – первое крупное и известное произведение автора, посвященное мирной, казалось бы, жизни. Почему «казалось бы»? Потому что герою романа, несмотря на мирное время, приходится воевать – за жизнь прирученных лебедей, за себя и свое место в обществе.

Егора Полушкина односельчане зовут не иначе, как Егор Бедоносец. Это прозвище к нему применяет даже законная супруга. Егор не может приспособиться ни к одной работе – все, за что он ни берется, заканчивается или неприятностями, или недоразумением. После долгих поисков Полушкин, наконец, находит своё призвание – он устраивается работать егерем. Единственными друзьями Егора становятся белые лебеди, о которых он заботится с особой нежностью. Но однажды его счастье кончается: в лес приходят браконьеры, которые без труда убивают ручных птиц.

«Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь, – писал Васильев. – В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора. Я нахожу его в июньском краснолесье – неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди – серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине – задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении – терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным – разным для людей и разным для себя. И разной была его жизнь – жизнь для себя и жизнь для людей. А может быть, все жизни разные? Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе? Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным – ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть».

В бурные перестроечные годы Борис Васильев активно включился в общественную жизнь, стал делегатом I съезда народных депутатов. После участия в комиссии по расследованию разгона антисоветского митинга в Тбилиси в апреле 1989 года, последствия которого власти безуспешно пытались скрыть, писатель вышел из КПСС. С этого времени он начал интересоваться историей, написав серии исторических романов о Древней Руси: «Вещий Олег», «Александр Невский», «Ольга, королева русов», «Князь Святослав», «Владимир Красное Солнышко», «Владимир Мономах». В политических взглядах Б. Л. Васильев, подобно многим писателям-фронтовикам – Д. А. Гранину, В. В. Быкову, В. П. Астафьеву, В. П. Некрасову и другим – придерживался твёрдых антисталинских позиций.

Творчество писателя было отмечено многочисленными наградами СССР и России. Борис Львович Васильев – лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии Президента России в области литературы и искусства. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов.

Интересные факты о писателе

  1. Во время практики в Ленинграде Борис Васильев с женой чуть не подорвались на заминированном поле. В 1945 году они должны были испытать самоходную артиллерийскую установку и приехали на линию обороны. В книге «Век необычайный» он вспоминал: «И тут я увидел незабудки. Пока Зоря разглядывала вчерашнее поле тяжелейших боев, перешагнул через проржавевшую колючую проволоку и направился прямехонько к незабудкам. И уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. Мину с невывинченным взрывателем. И понял, что меня занесло на неразминированный участок». С поля Васильева вывела жена, она шла первая: литератор еще с молодости страдал близорукостью.
  1. Правильное название романа Васильева – «Не стреляйте белых лебедей». Предлог «в» случайно добавил корректор журнала «Юность», в котором публиковалось произведение писателя. В дальнейшем многие издания печатали на основании этого текста, поэтому ошибку стали повторять.
  1. Спектакль «Завтра была война» показывали в Национальном театре в Лондоне. Этого добилась известная английская актриса Ванесса Редгрейв. Она была на премьере постановки в Театре имени Владимира Маяковского, и ей так понравилось, что актриса стала ходить на каждый показ. В театре Редгрейв познакомилась с Борисом Васильевым и сказала ему, что добьется спектакля по его пьесе в Лондоне. Так и вышло: вскоре труппа получила приглашение на гастроли в британскую столицу. Васильев вспоминал: «Завтра была война» игралась в огромном Национальном театре за мостом Ватерлоо при полных аншлагах, но на первом спектакле Ванессе переводить не пришлось; в зале была русская публика. Не только из советского посольства, но и эмигранты первой и второй волн».

Борис Львович Васильев – интеллигент, потомственный дворянин, фронтовик – воплощение целой эпохи. Представитель «гвардии» писателей, которые, к сожалению, покидают нас, растворяясь в вечности. Но, не бесследно, а оставляя после себя богатое литературное наследие.

vas11

Материал подготовлен методистом
ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой
на основе открытых интернет-источников