Виктор Астафьев
100 лет со дня рождения (01.05.1924-29.11.2001)
Тяжелое детство, сиротский приют, война – на долю Виктора Петровича Астафьева выпало много испытаний. Свое первое произведение он написал в 27 лет, рассказ «Гражданский человек» стал первым в литературной карьере Астафьева. Он правдиво писал и о красоте сибирских деревень, и о суровых военных буднях: автор считал, что главное – «оставаться верным писателем жизненной правде».
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в деревне Овсянка, недалеко от Красноярска. Детство будущего писателя было тяжелым. Родители – Петр и Лидия Астафьевы – плохо ладили между собой. Семьи коснулось и раскулачивание: советские власти национализировали мельницу, которая много лет помогала Астафьевым прокормиться.
1931 год стал особенно трагичным для Виктора Астафьева: погибла его мать, а отца осудили на пять лет, признали врагом народа и отправили в Карелию – на строительство Беломорканала. Мальчик остался на попечении бабушки. Этот период его жизни лег в основу сборника «Последний поклон» и рассказов «Фотография, на которой меня нет» и «Конь с розовой гривой».
Осенью 1934 года отец Виктора Астафьева вернулся и женился второй раз. Астафьев вспоминал об этом с горечью и болью. После смерти отца новая семья буквально выставила мальчика на улицу – он оказался в детском доме.
«Беспризорничество. Сиротство. Детдом-интернат. Но ведь были и книги, и песни, и походы на лыжах, и детское веселье, первые просветленные слезы», – писал Виктор Петрович позже об этом времени.
Игнатий Рождественский, преподаватель русского языка и литературы в детском доме, стал его другом на долгие годы: писатель уважал его за «требовательность и человеческое внимание». Другим наставником Виктора был директор детского дома Василий Соколов. И Рождественский, и Соколов заметили, что мальчику легко даются литература и русский язык, и советовали ему подумать о писательской карьере.
В 1941 году Виктору Астафьеву исполнилось 17 лет, и по закону он больше не мог оставаться в детдоме. «Я должен был начинать самостоятельную жизнь, кормить и одевать сам себя, думать о дальнейшей судьбе», – писал он. Мечты о высшем образовании пришлось отложить.
Астафьев поступил в железнодорожную школу. Занятия в железнодорожной школе начались в декабре 1941 года, а закончились в мае 1942-го. Уже вовсю шла Великая Отечественная война. Ее отголоски были слышны в Красноярском крае. Туда спешно эвакуировали жителей европейской части России, налаживали производство военной техники.
«Всегда думал, что война – это бой, стрельба, рукопашная, но там, где-то далеко-далеко. А она вон как – везде и всюду, по всей земле моей ходуном ходит, всех к борьбе за жизнь требует и ко всякому своим обликом поворачивается».
В. Астафьев «Где-то гремит война»
Виктор Астафьев, как и многие его сокурсники, не захотел оставаться в тылу и пошел добровольцем на фронт. В первых боях он участвовал уже в конце 1942 года. На войне сменил несколько специальностей: служил разведчиком, водителем, связистом. Он воевал на Первом Украинском фронте, участвовал в Корсунь-Шевченковской операции, форсировании Днепра, наступлении Красной армии под Каменец-Подольским.
Во время войны Виктор Астафьев получил несколько наград: орден Красной Звезды, медали «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
В боях под польским городом Дукла осенью 1944 года Астафьев был ранен и несколько месяцев провел в госпитале. После лечения от строевой службы его отстранили, и победу он встретил во вспомогательных частях Первого Украинского фронта в Ровно. Там же он познакомился со своей будущей женой – медсестрой Марией Корякиной.
В 1945 году вместе с семьей Виктор Астафьев поселился на родине жены в городе Чусовой Пермской области. Фронтовые ранения мешали работать по основной специальности.
«А что я, год назад начавший бриться солдатик, от ранения потерявший зрение правого глаза и по этой причине единственную свою профессию – составителя поездов, еще совсем недавно рядовая окопная землеройка с шестиклассным образованием, мог знать? Я даже род войск капитана не различил по погонам».
В. Астафьев «Веселый солдат»
За первые послевоенные годы Астафьев сменил несколько профессий: дежурный по вокзалу, слесарь, рабочий литейного цеха, кладовщик, подсобный рабочий. Жизнь ему скрашивали встречи литературного кружка при местной газете. Именно они вдохновили его на написание первого художественного произведения. В 1951 году рассказ «Гражданский человек» напечатали в городской газете «Чусовской рабочий».
Следующие несколько лет Астафьев работал журналистом «Чусовского рабочего». «Для журналиста в общем-то была возможность развернуться. Но надо помнить, что грамотешка у меня была довоенная – шесть групп, фронт дал, конечно, жизненный опыт, но культуры и грамотности не добавил. Надо было все это срочно набирать. Правда, я даже в окопах ухитрялся книжки иметь и читать. Я знал, что предложение должно заканчиваться точкой, но вот где оно, предложение, заканчивается, точно не представлял», – вспоминал писатель.
В 1953 году в Перми напечатали первую книгу Астафьева – «До будущей весны». В 1955-м вышел сборник «Огоньки». Эти книги для детей и подростков читатели встретили хорошо, однако сам Астафьев хотел публиковать более серьезную прозу. Еще в 1954 году он отправил в редакцию журнала «Новый мир» черновик повести «Кража», но там его не приняли. Неудача не остановила Виктора Астафьева – он продолжил работать над «Кражей» и другими произведениями
В 1958 году В. П. Астафьев стал членом Союза писателей СССР. Тогда же вышел его роман «Тают снега». Рассказы писателя начали публиковать в Москве, в том числе в крупных журналах – «Новый мир» и «Молодая гвардия». В конце 1950-х годов увидели свет повести «Перевал», «Звездопад» и «Стародуб». Вскоре Астафьев поступил на Высшие литературные курсы Литературного института им. А. М. Горького в Москве.
«Во время учебы на Высших литературных курсах раздвинулись рамки моей окружающей среды. Москва с ее театрами, концертными залами, выставками, несколькими первоклассными преподавателями, единомышленниками и друзьями, много изведавшими, испытавшими, уже добившимися в литературе заметных успехов, – все-все способствовало духовному просветлению и нравственному усовершенствованию».
В Астафьев «Подводя итоги»
В 1962 году, Виктор Петрович, переехав в Пермь, закончил повести «Кража» и «Последний поклон», написал несколько новелл и рассказов: «Зорькина песня», «Гуси в полынье», «Осенние грусти и радости».
В Перми Астафьев создал одно из главных своих произведений – повесть о любви во время войны «Пастух и пастушка». Сам автор называл это произведение современной пасторалью.
Повесть «Пастух и пастушка» Виктора Астафьева - одна из самых «трудных и больнее доставшихся ему вещей», дань памяти тем, кто не вернулся. Война предстает здесь без всякого ореола романтики, через грязь, жестокость, исковерканные судьбы и попытки выжить в самых немыслимых обстоятельствах. Но и в таких условиях существуют и милосердие, и любовь. Автор в своем произведении соединяет, казалось бы, несоединимые вещи: возвышенную сентиментальность пасторали и приземленность военных будней. Но любовь героев обречена, и молодой лейтенант умирает не столько от ранения, сколько от безысходности, от невозможности изменить ход событий. И сколько их, безвестных, пропавших на дорогах войны… Эта небольшая повесть навсегда осталась знаком военной прозы Виктора Астафьева.
В 1975 году Виктор Петрович Астафьев получил Государственную премию СССР за повести «Кража», «Последний поклон», «Перевал» и «Пастух и пастушка».
В 1976 году была опубликована книга «Царь-рыба» . Именно «Царь-рыба» принесла Астафьеву всесоюзную известность. Однако напечатать книгу целиком удалось не сразу: Главное управление по охране государственных тайн в печати изъяло из рукописи две главы – «Норильцы» и «Дамка». Цензоры посчитали повесть «дерзкой, чуть ли не антисоветской продукцией». В урезанном виде «Царь-рыба» была опубликована и завоевала любовь читателей. Два года спустя, в 1978 году, повесть вышла отдельным изданием. Вскоре она удостоилась Государственной премии СССР и была переведена на множество иностранных языков, но без цензурных изъятий вышла только в 90-е годы.
В 1980 году Виктор Астафьев решил вернуться на историческую родину – в Красноярский край. Здесь начался новый период его творчества. В эти годы Астафьев переосмыслил и тему войны – он работал над романом «Прокляты и убиты».
Военная проза писателя с фронтовым прошлым Виктора Астафьева имеет свою собственную отличительную от творчества многих других писателей-фронтовиков особинку. И прежде всего, это стремление показать войну и человека на войне и около войны без всяких рисовок и прикрас, так, как есть, и как всё это дело видит и помнит сам автор. Никакой героизации, а наоборот, обыденность и жуткая повседневность всего и вся на войне. И именно поэтому героям астафьевских книг веришь. Известно высказывание Виктора Астафьева о 12-томной «Истории второй мировой войны», по поводу которой он сказал: «Мы такой войны не знали».
В 1992 году Астафьев опубликовал роман «Прокляты и убиты». Писатель признавался, что это произведение отняло у него слишком много сил, а критики заметили, что автор ожесточился и утратил присущий ему светлый взгляд на мир.
В романе Виктор Петрович Астафьев передает войну в «ее настоящем выражении – в крови, в страданиях, в смерти». О романе написано много статей, не все его принимали. Не принимал писатель-фронтовик Юрий Бондарев, не согласен с романом был Григорий Бакланов. И это развело их с Астафьевым в разные стороны в конце их жизни.
Писатель вводит в роман свои философские и исторические рассуждения, дополняет роман своими комментариями, содержащими личные воспоминания, письма читателей, подтверждающие правоту Астафьева в художественном освещении войны. Он создает в романе свою героику войны, освещая её с точки зрения солдата, вскрывая фальшь и ложь официальной советской системы.
Роман «Прокляты и убиты» наполнен невероятной энергией, энергией сопротивления безвременной смерти. Именно этим романом Виктор Петрович Астафьев. подвел итог своим размышлениям о войне, как о «преступлении против разума». Он так и не написал запланированной, последней, третьей книги романа, однако это не помешало произведению стать одним из самых сильных образцов российской военной прозы.
Все военные произведения Виктора Астафьева – это размышления о том, как может выжить отдельный человек на войне. В своих рассказах «Трофейная пушка», «Пролетный гусь», «Пионер – всем пример» – писатель описывает не только нелицеприятные события войны, но и послевоенную жизнь фронтовиков, часто катастрофичную. Эти рассказы вошли в последний прижизненный сборник В. П. Астафьева «Пролетный гусь», вышедший в 2001 году.
Интересные факты о писателе
В газете «Чусовской рабочий» В. П. Астафьев писал репортажи, стихи, прозу, а в 34 года его приняли в Союз писателей. Тремя годами позже Астафьев окончил Высшие литературные курсы в Москве и это стало его единственным гуманитарным образованием.
Ранние произведения Виктора Астафьева посвящены деревенскому быту. О войне он начал писать после того, как прочёл романтизированную книгу на военную тематику, которая возмутила его до глубины души. Писатель решил, что он должен показать всем, что война ужасна, и в ней нет ничего романтичного.
Его произведения были переведены на несколько десятков основных языков, и издавались в более чем 30 странах.
Один из самых необычных литературных памятников России связан с повестью Астафьева «Царь-рыба». Его установили в 2004 году, к 80-летию писателя, на смотровой площадке недалеко от Овсянки. Статуя изображает енисейского осетра – ту самую царь-рыбу.
В 1999 году в Красноярске представили балет по повести «Царь-рыба». В спектакле участвовали артисты Большого театра – Марианна Рыжкина, Марк Перетокин и другие. Музыкальной основой постановки стала симфоническая поэма композитора Владимира Пороцкого. Создатели балета подчеркивали, что их «Царь-рыба» сильно отличается от книги Виктора Астафьева, но опирается на нее.
В течение жизни Виктор Астафьев получил 10 медалей и орденов, а также 8 литературных премий.
Имя Астафьева носят библиотека в Новосибирске, нефтяной танкер, школы в нескольких городах и посёлках и музей в Красноярске.
Нам сегодня так не хватает искренности и жажды справедливости. А этого и в самом Астафьеве, и в его книгах с лихвой. Если устанете от фальши времени, обратитесь к его прозе. Виктор Петрович безмерно любил жизнь. И всю свою любовь вложил в книги – прочтите их, задумайтесь, порадуйтесь и погрустите вместе с ним…
Материал подготовлен методистом
ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой
на основе открытых интернет-источников
https://www.culture.ru/persons/9831/viktor-astafev
http://chelib.ru/articles/viktor-petrovich-astafev-zhizn-i-sudba-1924-2001/
https://24smi.org/celebrity/15531-viktor-astafev.html
https://www.nur.kz/family/school/1903200-astafev-biografiya-i-tvorchestvo-pisatelya/