100 лет со дня рождения В. О. Богомолова
(03.07.1924-30.12.2003)

bogomolov1Владимира Богомолова считали человеком, который прожил жизнь параллельно со своей славой. Он был очень загадочной личностью, разгадать которую до конца так никто и не смог. Он принципиально отстаивал свои позиции и мнение. Когда его вызвали на Лубянку, а потом в Министерство обороны, и попросили изменить всего три страницы в романе «В августе 44-го…», он ответил, что не уступит ни единого слова. В этом был весь Богомолов.

Родился Владимир Осипович Богомолов 3 июля 1924 года в подмосковном селе Кирилловке, судьба ему была уготована достаточно сложная. До 1948 года Владимир был Войтинским, по отчиму, в 1948-1953 годах жил под фамилией матери – Богомолец, потом взял себе фамилию Богомолов.

Учился Володя Войтинский в столичной московской средней школе № 71. Но после окончания семи классов, в 1938 году, оставил школу и уехал в Крым на заработки, где сдал экстерном программу восьмого класса. Его трудовая биография началась с работы счетовода, потом он перешел в моряки, став помощником моториста.

Вернулся в столицу Владимир Войтинский буквально перед самой войной, в мае 1941 года. И с первых же дней Великой Отечественной войны записался добровольцем в противопожарный полк ПВО Москвы. Впоследствии он так говорил о своем решении в 17 лет пойти на войну добровольцем: «…для нашего поколения было неестественным, диким, непонятным всякое иное решение и поведение…».

bogomolov2Во время Великой Отечественной войны он прошел немало фронтовых дорог – Подмосковье, Украину, Северный Кавказ, Польшу, Германию, Маньчжурию. В действующей армии был рядовым, командиром отделения, помкомвзвода, командиром взвода – стрелкового, автоматчиков, пешей разведки, в конце войны был командиром роты. После окончания войны Владимир служил в армии на Дальнем Востоке и снова в Германии. На фронте был ранен, дважды контужен, имеет боевые награды – ордена и медали. В армии служил до 1952 года.

Кинорежиссер Андрей Смирнов, друживший с Владимиром Осиповичем Богомоловым, писал: «Это был человек невероятной чистоты. …Был человеком высокой культуры, хотя не имел специального образования. Просто он не уставал заниматься самообразованием. У него всегда на письменном столе можно было увидеть гору книг. К слову относился так же тщательно, как солдат отправляющийся в разведку, к своему оружию и снаряжению. Главное – чтобы не подвело, не дало осечку. И был он сильным и храбрым до конца. Я мало кого так уважаю, как Владимира Осиповича».

bogomolov3В 1958 году Владимир Богомолов начинает свой литературный путь. Его яркая и необычная военная проза поражает своей психологической достоверностью и документальностью. Романы и повести Владимира Богомолова «Момент истины», «Иван», «Зося» относятся к лучшим литературным произведениям о Великой Отечественной войне. Они были неоднократно экранизированы, выдержали сотни изданий и переведены на многие языки мира. Произведения В. О. Богомолова не только отличаются увлекательными сюжетами и ярким стилем, они несут на себе следы подлинных событий, очевидцем которых был сам автор.

bogomolov4Первая повесть Богомолова – «Иван», сразу же принесла автору известность. Образ главного героя был открытием того времени в русской литературе. Ведь это был простой ребенок, которому пришлось стать взрослым и в свои 12 лет полностью отдать себя войне.

Детство 12-летнего Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком.

Каждую неделю маленький сын полка уходит за линию фронта, в тыл врага. Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике, которые не могут добыть взрослые разведчики. А по ночам ему снится мир: мама, река, кони и телеги, полные яблок.

Повествование ведется от лица взрослого человека, и это придает особую тональность: события освещаются с точки зрения взрослого, тяжело переживающего свою вину перед подростком, вынужденным уходить на опасное задание. «…Третий год воюем, а в глаза смерти – как Иван – мы, может, и не заглядывали».

bogomolov5Фильм «Иваново детство» Андрея Тарковского по мотивам рассказа Владимира Богомолова «Иван» вышел в 1962 году. Военная драма «Иваново детство» произвела фурор сразу же после выхода на экраны. Картине рукоплескали на мировых кинофестивалях, а в Венеции вручили режиссеру-дебютанту главный приз – легендарного Золотого льва.

Пожалуй, ключевым достижением Тарковского в фильме «Иваново детство» можно считать яркое и убедительное изображение ужасов войны без демонстрации боевых действий. Враг здесь присутствует лишь незримо, появляясь на несколько секунд в финале картины. Главным же стали личность Ивана, его внутренние переживания и характеры людей, окружающих мальчика. Чего только стоят сны юного разведчика, напоминающие ему о матери, семье, детстве. Каждый кадр тут пропитан символизмом и глубоким смыслом.

bogomolov6Работу над повестью «Зося» Владимир Богомолов завершил в 1963 году. Первая публикация состоялась в журнале «Знамя» в 1965 году. После опубликования повести и первых откликов, Богомолов сказал в интервью о том, что побудило его к её написанию: «Людям сейчас очень нужны чувства, большие, чистые, добрые и прежде всего между мужчиной и женщиной. Во имя этого написана «Зося». Рассказчик дорог мне не только своей нравственной чистотой, мечтательностью и лиризмом, но в первую очередь тем, что он воин, имеющий на личном боевом счету «больше убитых немцев, чем кто-либо в батальоне».

 О чём эта повесть? И о первой любви, и о нравственной чистоте, и о «красоте человечности», и о том, что в жизни «не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое…».

Во многих читательских письмах, хранящихся в архиве В. О. Богомолова, эта повесть из военного времени называется «стихотворением в прозе», «задушевной песней», «тончайшей новеллой о невысказанных чувствах». Да и критики были единодушны, отмечая достоинства литературного языка в «Зосе»: чистота и тонкость художественного письма, лирические интонации, особая музыкальность повествования.

bogomolov7Роман «В августе сорок четвертого» или «Момент истины», рассказывающий об операции смершевцев в Белоруссии, был опубликован в журнале «Новый мир» в 1975 году. И после этого переведен на многие языки народов мира. В созданном на фактическом материале романе повествуется о розыскниках советской военной контрразведки «СМЕРШ», обезвредивших во время Великой Отечественной войны группу профессионально подготовленных для ведения разведки, совершения диверсий и ликвидации военнослужащих Красной армии в тылу наших войск фашистских агентов. Сюжет, построенный на богатом фактическом материале, держит в напряжении до последней страницы…

Роман читали с жадностью: о войне Богомолов писал без пафоса и лакировки, с бескомпромиссной жесткостью очевидца. Кровь, грязь, пот, изнурительный труд – вот, что такое война в изображении Богомолова.

Но прозаическая сторона никогда не затмевала для писателя подвижничества русских солдат. «С Отечественной Войной – величайшей трагедией в истории России – необходимо всегда быть только на «вы», – замечал он.

И проявлял предельную требовательность ко всем, кто касался больной для него военной темы. И к писателю Георгию Владимову и его роману «Генерал и его армия». В 1995 году состоялась публичная полемика Владимира Осиповича Богомолова и Георгия Владимова по поводу места в истории России генерала Власова. Владимов написал роман «Генерал и его армия», в котором генерал-предатель всячески восхвалялся. В. О. Богомолов, в свою очередь, написал работу «Срам имут и живые, и мёртвые, и Россия», в которой выступил против провласовского романа Владимова.

И к режиссеру фильма «В августе 44-го» Михаилу Пташуку. Киноверсия показалась Богомолову недостаточно точно передающей атмосферу войны, и он убрал свое имя из титров.

И к коммунистам – он так и не стал членом партии, несмотря на уговоры и давление.

И к коллегам по цеху – Богомолов отказывался вступать в члены Союза писателей.

До последних дней своей жизни Владимир Богомолов словно бы существовал по законам военного времени, которое не терпит компромиссов, требуя от человека жертвенной преданности, бесконечного мужества.

Владимир Осипович Богомолов награжден наградами, среди которых не только боевые. В 2003 году писатель был награждён дипломом и медалью ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу».

bogomolov8В 2008 году издательством «Вагриус» был выпущен двухтомник прозы Владимира Осиповича Богомолова «Сердца моего боль» – наиболее полное собрание произведений замечательного писателя. В первый том вошел роман «Момент истины». Второй том, «Сердца моего боль», включает знаменитые военные повести и рассказы В. О. Богомолова: «Иван», «Зося», «Первая любовь» и др., документы из его личного и творческого архива.

«Это чувство я испытываю постоянно уже многие годы, но с особой силой - 9 мая и 15 сентября. Впрочем, не только в эти дни оно подчас всецело овладевало мною...» – это строки из рассказа, который входит в сборник Владимира Богомолова «Сердца моего боль». Писатель-фронтовик в своем сборнике рассказов пишет о чувстве своей вины перед всеми погибшими. Боль пережитого так сильна, что пронзает сердца при чтении. И, может быть, это единственный случай, когда сердечная боль во благо. Она говорит о живой нашей душе, о непрерванной связи павших и живых, и о памяти, которая всегда с нами.

Проза Владимира Осиповича Богомолова не исключение из правил, она рассказывает о том, о чём рассказывали все писатели-фронтовики. Но хочется отметить тот факт, что, несмотря на единство темы, проза Богомолова всё же отличается от других произведений о войне несколькими особенностями. Во-первых, это предельная сдержанность повествования. Автор никогда не грешит языковыми и сюжетными излишествами. В его произведениях всё просчитано и продумано до мелочей. Проза Богомолова документальна. В ней, что называется, каждая пуговица на своём месте. И в то же время она разнообразна по жанрам и стилевым особенностям: романы, повести, эссе. В его прозе отсутствует пафос, нет в ней и кровавых батальных сцен. Богомолов – мастер короткого рассказа. Его рассказы коротки, но способны произвести на читателя сильное, неизгладимое впечатление.

Владимир Осипович Богомолов – человек чести. Никогда в своей жизни он не позволил себе компромисса с собственной совестью.

Таковой является и его проза!

bogomolov9 

Материал подготовлен методистом
ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой
на основе открытых интернет-источников:

https://vakin.livejournal.com/1267304.html

http://bibliobel.ru/chitatelyu/chitatelyu3/75-knig-o-vojne-1/item/1057-vladimir-bogomolov-zosya

https://lgz.ru/article/serdtsa-nashego-bol/

https://ru.ruwiki.ru/wiki/

https://stuki-druki.com/authors/bogomolov-wladimir-pisatel.php

https://proza.ru/2022/01/09/1122