Печать
Категория: БиблиоПрофи
Просмотров: 51

Вспоминаем великих балерин

 

Галина Уланова − великая балерина XX века

(08.01.1910-21.03.1998)

 

«Языком балета можно сказать нечто важное,

большую и нужную правду о том прекрасном,

что живет в человеческом сердце»

Г. С. Уланова

 

Галина Сергеевна Уланова − легендарная советская балерина, поднявшая возможности танцевального искусства на небывалый уровень. Ею не только восхищались − ей подражали. Многие годы во многих странах педагоги балетных студий, обучая своих воспитанниц, требовали делать па «как Уланова». И не просто так Галина Сергеевна является единственной балериной в мире, которой при жизни установили памятники, да еще и сразу в двух городах − в Санкт-Петербурге и в Стокгольме. Кроме того, самый большой репетиционный зал московского Большого театра носит имя прославленной актрисы балета.

Наверное, судьба сразу предначертала Галине Улановой быть танцовщицей, ведь она родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Позднее ее отец, Сергей Николаевич Уланов, стал театральным режиссером, а мама Мария Фёдоровна Романова передавала свой большой танцевальный опыт в хореографическом училище.

Когда Галине исполнилось девять лет, ее приняли в начальный класс Петроградского хореографического училища, где она стала постигать искусство балета под руководством своей мамы, Марии Романовой. У юной ученицы были отличные профессиональные данные, мечта родителей о продолжении балетной династии начала воплощаться в реальность. Но учеба проходила в самые тяжелые послереволюционные годы. Не было ни света, ни дров, порой приходилось делать экзерсис (комплекс тренировочных упражнений) в шубах. В выпускных классах Уланова перенимала опыт у иконы русского балета − Агриппины Вагановой, чьим именем позднее назовут это учебное заведение. А в народе училище будут именовать не иначе как «Ваганковским».

Галина Уланова окончила училище по классу А. Вагановой в 1928 году, после чего была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета. Ее дебют в качестве профессиональной танцовщицы состоялся в октябре того же года − она исполнила партию Флорины в «Спящей красавице». Дебют юной балерины был громким, публика влюбилась в нее мгновенно. Однако первое время начинающей артистке было сложно выходить на сцену: она ужасно боялась зала. Но постепенно страх отступил. Уланова всегда была крайне недовольна своими выступлениями, особенно в начале карьеры, и это служило стимулом для многочасовых репетиций.

С самых первых постановок Галина Уланова привлекла внимание зрителей и критиков. Уже через год она впервые танцует ведущую партию: это была Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Довольно скоро девушка становится незаменимой балериной, а ее дуэт с Константином Сергеевым, гремевший на весь мир в 30-40-х годах XX века, до сих пор считается образцовым. В «Мариинке» Галина проработала до 1944 года. Она танцевала главные партии в таких спектаклях, как «Жизель», «Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан» и многих других. Но главным достижением балерины в тот период считается образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта», который она создала в 1940 году. Знатоки балета во всем мире до сих пор называют то исполнение эталонным.

Ее танец завораживал, вдохновлял. Уланова при помощи движений тела умела рассказать нечто такое, чего не было написано в либретто. Драматическое мастерство ее поражало в самое сердце. Почти каждый спектакль с участием балерины заканчивался овациями. Зрители аплодировали ей стоя, а иногда плакали от переизбытка чувств.

Во время Великой Отечественной войны и ленинградской блокады Уланова как артистка балета выступала перед ранеными в госпиталях Перми, Алма-Аты, Екатеринбурга. В Казахстане она танцевала на сцене Алма-Атинского государственного академического театра оперы и балета, за что в 1943 году получила звание Народной артистки Казахской ССР.

Через год звезда балета переходит в московский Большой театр. По этому поводу Галина Сергеевна позже сказала, что она ни за что не оставила бы родную ленинградскую сцену, но это решение было продиктовано «сверху» − из Центрального комитета. Фактически выбор был прост: или балерина танцует на главной сцене страны, или не танцует вообще. Увы, москвичкой Уланова так и не стала и до последних дней грустила о Ленинграде.

Тем не менее, в Большом театре талант Галины Улановой засверкал новыми оттенками. Спектакли с ее участием становились жемчужинами театрального репертуара, а сцена сумасшествия Жизели в одноименном балете была признана вершиной трагедийного танца. И именно с Большим театром Галина Уланова впервые отправилась на зарубежные гастроли.

В 1956 году русский балет впервые приехал на гастроли в Лондон, где Уланова показала свою Джульетту. Ее назвали «первой балериной мира», «божественной Галиной». Газеты писали: «Овация после «Ромео и Джульетты» длилась бесконечно, казалось остановилось время». Британские журналисты на следующий день писали, что подобного успеха не имела ни одна балерина со времен легендарной Анны Павловой. Причем нужно отметить, что Улановой на тот момент было уже 46 лет.

В танце Улановой поражала одухотворенность, богатство пластических нюансов, пленяла необыкновенная музыкальная выразительность движений. В ее танце казалось сама мелодия переходит в движение.

Через четыре года танцовщица в последний раз вышла на сцену. Она представила зрителям балет «Шопениана», после чего закончила карьеру балерины. Но из Большого театра Г. С. Уланова не ушла. До конца своей жизни Галина Сергеевна оставалась там на должности балетмейстера-репетитора. Она воспитала 12 учеников. Да каких! Каждый звезда, великая индивидуальность: Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Людмила Семеняка, Николай Цискаридзе… Легендарная балерина в качестве председателя жюри судила международные конкурсы  и на одном из таких фестивалей открыла еще одного мастера советской сцены − Мариса Лиепу.

Кроме того, Галина Уланова работала с солистами парижского, гамбургского, сиднейского, токийского и стокгольмского балета.

В 1951 году талантливой балерине присвоили звание Народной артистки СССР. Две золотые звезды «Героя Социалистического Труда» Уланова получила уже за преподавательскую работу – в 1974 и 1980 годах. Среди самых важных наград Уланова всегда выделяла медаль «За оборону Ленинграда», полученную за свои выступления в 1941 году под бомбами в осажденном городе…

В память о выдающейся балерине и личности ХХ столетия, отмеченной самыми высокими государственными наградами и премиями, первой женщине – Почетном гражданине г. Москвы Г. С. Улановой 1 июня 2021 года вышло Постановление о присуждении ее имени безымянной площади, расположенной перед кинотеатром «Иллюзион» вблизи пересечения Яузской и Николоямской улиц и Большого Ватина переулка в Таганском районе города Москвы.

Эта площадь практически примыкает к дому на Котельнической набережной, где более 40 лет жила Галина Сергеевна. Она любила эти набережные реки Яузы, так как они напоминали ей набережные Санкт-Петербурга. Здесь она любила гулять в немногие свободные от насыщенной творческой жизни часы.

Теперь на карте Москвы и России есть имя легенды мирового балета Г. С. Улановой.

Яркие выступления артистки принесли ей болгарский Орден «Кирилла и Мефодия», орден Льва Финляндии, французский орден Искусств и литературы, итальянскую Премию Виотти. Кроме того, Галина Уланова получила звание почетного члена академий искусств КНР, Бразилии, Венесуэлы, США и ГДР. Через Галину Уланову русский балет вновь открылся для европейского зрителя.

В 1990-е годы в Стокгольме был открыт монумент в честь Г. С. Улановой. Это был первый и единственный памятник русскому человеку за границей, поставленный при жизни! «Почему Уланова?» – спросили журналисты у президента комиссии международного танца ЮНЕСКО Бенгдта Хепера.

«Галина Уланова − это самая высокая высота в искусстве, − ответил он. − Она не просто блестящая балерина, в мире много блестящих. Ее величие в том, что она в наш очень жестокий век, как никто другой, показала нам, как прекрасны простые естественные человеческие чувства – добро, правда, красота».

Помимо памятников и мемориальных досок есть и необычные проявления благодарности: голландские цветоводы вывели в ее честь сорт тюльпанов «Уланова», крымские астрономы назвали ее именем новый астероид, Центральный Банк России выпустил ценную монету с профилем Г. С. Улановой. А в ее квартире на Котельнической набережной создан мемориальный музей.

 

«Жизнь ради танца»

 

«Она − гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия. В классический партиях Уланова полна выразительности, невиданной в балете двадцатого столетия…» (Сергей Прокофьев)

«Боже, каких вершин и высот может достигнуть творчество! Это точно дух Божий!.. Как удержать, сохранить на земле это чудо? Как оставить потомкам это Евангелие для грядущих веков, чтобы учились у нее этому высочайшему, божественному искусству?» (Александр Вертинский)

«Ты, Моцарт, − Бог, и сам того не знаешь». Моя дорогая, прекрасная Галина Сергеевна, мне всегда хочется это Вам говорить. Мне хочется, чтобы Вы знали, что видеть Вас, Ваше искусство − это счастье высшее!» (Фаина Раневская)

«Галина Уланова − балерина, которая постигла глубочайшую тайну искусства. Она сумела соединить чувства и их внешнее выражение в единое невидимое целое» (Морис Бежар)

«Она выше всего земного, тоньше, чище, изысканнее. Она − над всем суетным миром» (Владимир Васильев)

«Уланова − это огромно, это душа искусства, сама поэзия, сама музыка» (Сергей Эйзенштейн)

«Я благоговею перед Улановой-художником и восхищаюсь Улановой-женщиной, обаятельной, изысканной, элегантной. Не всегда, и далеко не всем, удаётся это сочетать. Вы же остаётесь такой и в пылу работы, и после репетиций, изнуривших всех. Хорошо, что у нас есть Уланова, хорошо, что она у нас в театре. Одно её присутствие облагораживает. Думаешь о Вас, и согревается душа» (Елена Образцова)  

«…Единственно могу предложить приехать в Москву в Большой и посмотреть Уланову в «Жизели». Это невероятное, фантастическое совершенство совершенства, невероятная мечта, ставшая явью…Это самое захватывающее и прекрасное, что довелось мне в жизни увидеть…Говорят о семи чудесах света. Вот оно − это чудо света» (Гариссон Солсбери, газета «Нью-Йорк таймс»)

«Обыкновенной богиней» метко назвал солистку балета Галину Уланову писатель Алексей Толстой. Фраза стала крылатой, ибо выразила суть творчества великой балерины, в котором гармонично соединились изысканность танца и высокая одухотворенность, что дается лишь великим танцовщицам.

 

Материал подготовлен методистом

ведущей категории ГКУК ЧОБМ Н. С. Кузнецовой

на основе открытых источников