«Черные и мистические краски, в которых изображены
бесчисленные уродства нашего быта,
яд, которым пропитан мой язык <…>,
а самое главное − изображение страшных черт моего народа»
М. А. Булгаков о своем творчестве

Писатели большой судьбы знают о себе что-то, что мы о них до поры не знаем или не решаемся сказать. Возникает интерес к самой фигуре творца, его биографии, личности. С каждым годом писатель М. А. Булгаков становится всё более интересен читающей публике. В его произведениях есть такое сильное обаяние, что хочется больше узнать о человеке, который умеет так думать, так чувствовать и так говорить.

15 мая 2021 года исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова (15.05.1891-19.03.1940), выдающегося русского писателя и драматурга, автора «Белой гвардии», «Собачьего сердца», «Дней Турбиных», «Бега»... И, конечно же, «Мастера и Маргариты», романа, над которым писатель, уже неизлечимо больной, продолжал работать до последнего дня своей жизни. Даже на пороге смерти Михаил Афанасьевич не прекращал шлифовать одно из самых таинственных произведений русской литературы XX века, вносил в рукопись романа правки. Последней фразой, отредактированной автором, была реплика Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?».

Роман «Мастер и Маргарита» явился одним из величайших достижений русской и мировой прозы XX века. В этом произведении нашли своё законченное выражение все мотивы и идеи, характерные для Булгакова. Писателю в лучших традициях русской и мировой литературы была свойственна боль за человека, будь то незаурядный мастер или никем не замеченный делопроизводитель. Писатель не принимал ту литературу, которая живописала страдания абстрактных, нереальных героев, проходя в то же время мимо жизни. Для него гуманизм был идейным стержнем литературы. И подлинный гуманизм произведений мастера оказывается особенно близок нам сегодня.

Судьбе было угодно, что мальчик, родившийся в 1891 г. в Киеве, пройдёт через тяжкие испытания эпохи войн и революций, будет голодать и бедствовать, станет драматургом лучшего театра страны, узнает вкус славы и гонений, бури оваций и пору глухой немоты и умрёт, не дожив до 50 лет, чтобы спустя четверть века вернуться к нам в своих книгах.

Итак, 15 мая 1891 года в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова родился первенец – сын Миша. Мать Михаила Афанасьевича – преподаватель женской гимназии Варвара Михайловна Булгакова – говорила своим детям: «Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет, − образование». И она сдержала свое обещание.

Юный Миша Булгаков

Детство Михаил провёл в компании своих сестер и братьев-погодок. Из остальных детей Булгаковых известность получили Николай, ставший ученым-биологом, Иван, прославившийся в эмиграции как музыкант-балалаечник, и Варвара, которая оказалась прототипом Елены Турбиной в романе «Белая гвардия». Знакомые отмечали, что атмосфера в доме всегда была тёплой и дружной. Булгаковы гордились своей огромной библиотекой, она стала открытием для маленького Миши, который рано полюбил чтение и познакомился с классической литературой. Также довольно часто семья посещала оперу, поэтому Михаил с раннего детства увлекался музыкой, театром и архитектурой. Он был завсегдатаем киевских театров, изучал фрески в старых церквях.

Дошкольное образование Миша получил дома при поддержке матери и отца, а в 1900 году поступил во 2-ю Киевскую гимназию, в которой закончил подготовительный класс. Спустя год его зачислили в 1-ю Александровскую гимназию, в которой он получил полное среднее образование. Эту гимназию Михаил Афанасьевич упомянул позднее, уже будучи писателем, в пьесе «Дни Турбиных» и романе «Белая гвардия».

Легко догадаться что, Булгаков был успешным учеником: гуманитарные науки давались ему особенно легко, а вот точные науки он не очень любил. Уже в семь лет будущий писатель сочинял свои первые рассказы, фельетоны и сатирические стихотворения.

В 1907 году в семье произошло несчастье – умер Афанасий Иванович, поэтому старшему Михаилу предстояло стать опорой для матери, братьев и сестёр. После окончания гимназии Булгаков поступил в университет на медицинский факультет. Его выбор оказался связан исключительно с меркантильным желанием – оба дяди будущего писателя были врачами и очень хорошо зарабатывали. Для мальчика, выросшего в многодетной семье, этот вопрос был основополагающим.

Насмешливый юноша с острым складом ума, смущавший своими экспромтами, шутками и розыгрышами соседей и родственников, обладал тайным лиризмом души и острым любопытством к людям.

Когда началась Первая мировая война, он хотел записаться добровольцем на фронт, но его не брали из-за болезни – почечной недостаточности. Однако он всё-таки стал врачом в киевском госпитале в прифронтовой зоне. И благодаря этому осознал всю тяжесть и трудности выбранной им профессии. Медицинская тема позже найдет отражение в произведениях писателя.

С 1914 года для Булгакова, как и для всей России, начались несчастья. Позор русского похода, рвущая сердце жалость к миллионам крестьянских сыновей, загнанных в окопы, гибель империи, Гражданская война, погромы… Родной город Киев два десятка раз переходил из рук в руки. Голод, мобилизация в Добровольческую армию и снова голод…

Ф. М. Достоевский сказал: «Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». А Булгаков, по профессии был врач, то есть профессиональный сострадатель. Он, как никто другой, постиг и прочувствовал всю глубину горечи и бездну отчаяния, которые поразили страну.

Татьяна Лаппа

Вскоре писатель был мобилизован и начал работать в военных госпиталях. За ним повсюду следовала жена – Татьяна Николаевна Лаппа, на которой он женился в 1913 году, ещё будучи студентом. Татьяна была настоящей и преданной подругой: она ухаживала за ранеными в качестве сестры милосердия, ассистировала Булгакову на операциях и на родах. После возвращения с фронта Михаил Афанасьевич работал земским врачом в маленькой деревне Сычёвке под Смоленском. Булгаков делал ампутации, прививки, вскрывал нарывы, принимал роды, вырывал больные зубы. В характеристике, которую он получил из земской управы через год работы, значилось, что он «зарекомендовал себя энергичным и неутомимым работником».

С 1917 года Булгаков стал употреблять морфий. Сначала с целью облегчить аллергические реакции на особый препарат, который он принял, опасаясь дифтерии после проведенной операции. Но вскоре приём стал регулярным… Жизнь с наркоманом – невыносимо тяжёлое испытание. Чтобы достать морфий, Татьяна продавала свои драгоценности, отказывала себе во многом, терпела нападки мужа. Когда морфий не удавалось достать вовремя, Булгаков становился очень агрессивным. Писатель лечился от своей зависимости в Москве, а затем супруги переехали в Киев. Там по совету отчима Татьяна начала разбавлять каждую дозу морфия дистиллированной водой. И в конце концов начала вкалывать мужу лишь плацебо.

В 1919 году Булгаков вновь записался в армию, и они с женой отправились во Владикавказ. Зимой Михаил Афанасьевич заболел тяжелейшей формой тифа. Он был на волосок от смерти, а Татьяна бегала по пустым, тёмным, разграбленным улицам в поисках лекарств, продавала последние украшения, чтобы купить продукты. Именно тогда доведённая до отчаяния молодая женщина решилась продать даже обручальные кольца, своё и Михаила, и этот поступок впоследствии считала причиной распада их семьи…

В конце сентября 1921 года после тяжёлых жизненных потрясений, невзгод и скитаний чета Булгаковых без вещей и денег перебралась в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. Здесь прошла почти вся жизнь писателя, написаны самые известные произведения: «Белая гвардия», «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»

Булгаков начал сотрудничать как фельетонист с газетами «Гудок», «Рабочий» и другими журналами. Именно в этот момент жизни Михаил Афанасьевич решил навсегда отказаться от медицины, занятия, напрямую связывающего его с той или иной властью и её армией. Так был сделан выбор в пользу литературной стези.

По признанию писателя, он создавал свой первый роман «Белая гвардия» порывисто и увлеченно, работая ночами в нетопленной комнате, страшно уставал. От нервного напряжения и недоедания у него холодели руки и ноги. Писал чернилами и карандашом. Спустя пять лет после окончания Гражданской войны он осмелился показать офицеров Белой гвардии не в «плакатном образе» врага, а как обычных людей – хороших и плохих, мучающихся и заблуждающихся, умных и ограниченных. Людей лучших в этой среде, с очевидным сочувствием.

После гражданской войны страна голодала. Не стала исключением и семья Булгаковых. В повести «Записки на манжетах» есть глава «О том, как нужно есть…». В ней можно прочесть такие строки:

«Пил чай опять. Вспоминал прошлую неделю. В понедельник я ел картошку с постным маслом и ¼ фунта хлеба*. Выпил два стакана чая с сахарином. Во вторник ничего не ел, выпил пять стаканов чая. В среду достал два фунта хлеба взаймы у слесаря. Чай пил, но сахарин кончился…»

*¼ фунта хлеба  - приблизительно 100 гр. (1 русский фунт = 0,40951241 кг.)

Булгаков писал матери: «Оба мы с женой носимся по Москве в своих пальтишках. Я хожу как-то боком (продувает почему-то левую сторону)».

Татьяна Николаевна по-прежнему была предана Булгакову и переживала с мужем все тяготы жизни, поддерживая его. Она безропотно сносила всё: его болезнь – пристрастие к морфию, напряжённую работу, сложности литературного пути. В одном из своих писем Михаил Афанасьевич признался: «Таськина помощь для меня не поддаётся учёту». Лаппа стала прототипом Анны Кирилловны из рассказа «Морфий». Но в 1924 году брак распался. При расставании Булгаков упросил бывшую жену никому не рассказывать то, что она знала о нём. До конца своей жизни он помнил свою Тасю и считал себя в неоплатном долгу перед этой хрупкой женщиной, сумевшей быть с ним рядом в эти трудные для него дни.

В январе 1924 года на празднике, устроенном редакцией журнала «Накануне» в честь А. Н. Толстого, Булгаков познакомился с очаровательной женщиной – Любовью Белозёрской. Она была необыкновенно хороша собой: летящие волосы, лёгкая походка, смеющиеся глаза. Она увлекалась верховой ездой и автомобилизмом, обожала животных. Писатель безоглядно влюбился и спустя год сделал Любови Евгеньевне предложение.

Любовь Белозёрская

В годы второго брака писатель создал множество выдающихся произведений: «Дни Турбиных», «Багровый остров», «Зойкина квартира». Любовь Евгеньевна, имевшая превосходное образование, переводила для мужа с французского книги о Мольере. Именно её рукою были написаны под диктовку многие страницы пьес «Кабала святош», «Адам и Ева», а ещё фрагмент первой редакции романа «Мастер и Маргарита».

Самый мистический свой роман писатель начал, по мнению литературоведов, в 1928 или 1929 году. В первом варианте, состоявшем из 160 рукописных страниц, отсутствовала линия Мастера и Маргариты. Весной 1930 года М. А. Булгаков, совсем как его любимый автор Н. В. Гоголь, сжёг первый черновик романа. «Я лично, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе», – писал в дневнике писатель. Расстроенный, он прекратил работу над романом…

Своей второй жене Булгаков посвятил роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце». Но в начале 1929 года в семейной жизни Булгаковых начались сложности. Как-то писатель, которому приходилось творить урывками, заявил супруге, что в таких условиях не работал даже Достоевский, на что Любовь Евгеньевна, пожав плечами, ответила: «Но ты же не Достоевский!»

М. Булгаков и Л. Белозёрская

Страстной, особенной любовью М. А. Булгакова был театр. Он влёк его как дружное общее дело и праздник, давал выход из одиночества. В среде литераторов малейший его успех возбуждал ревность, но для актёров он был любимым автором театра, божеством, сочинявшим чудесные реплики.

5 октября 1926 года во МХАТе состоялась премьера пьесы «Дни Турбиных», написанной по мотивам романа «Белая гвардия». Современные критики считают её вершиной театрального успеха Михаила Афанасьевича. Однако сценическая судьба пьесы довольно сложная. Постановка имела огромный успех у зрителей, даже И. В. Сталин смотрел её более 10 раз, но критики отзывались о ней крайне резко. В статье журнала «Новый зритель» говорилось, что «Дни Турбиных» – циничная попытка идеализировать белогвардейщину». А вот что написал про пьесу В. В. Маяковский:

На ложу
в окно театральных касс,
Тыкая ногтем лаковым,
Он дает социальный заказ
На «Дни Турбиных» –
Булгаковым.
В. В. Маяковский

Потоки разгромных рецензий стали тяжёлым испытанием для автора. То и дело мелькали заявления: «Пьеса политически вредна, а драматургия слаба», «Пьеса как вещь – мелочь», «Дни Турбиных» – домашняя контрреволюция». Постепенно распухал альбом с газетными вырезками разгромного содержания, и также постепенно истощалось стоическое отношение к ним Михаила Афанасьевича, а попутно – и его нервная система. Он становился раздражительным, подозрительным, стал плохо спать и начал дергать плечом и головой. Просто удивительно, что несмотря на все эти трудности Булгаков не растерял свой творческий запал!

Писатель не опустил руки, хотя ему было не легко, он задумал новое произведение – пьесу «Бег», посвящённую эмиграции. Его вдохновили живые и остроумные рассказы жены о русских, живущих в Константинополе и Париже.

Критики и зрители восприняли новое произведение восторженно, но Сталину оно не понравилось. Вождь написал: «Бег» – есть проявление попытки вызвать жалость, если не симпатию, к некоторым слоям антисоветской эмигрантщины, – стало быть, попытка оправдать или полуоправдать белогвардейское дело. «Бег» в том виде, в каком он есть, представляет антисоветское явление». Имя Булгакова пропало с афиш… Это стало настоящим ударом для писателя. Пьеса вернулась на подмостки театра только в 1957 г., уже после смерти М. А. Булгакова.

В том же несчастном 1926 году в квартире писателя сотрудники ОГПУ (Объединенного государственного политического управления) изъяли рукопись повести «Собачье сердце», а также личные дневники Булгакова. Вскоре их вернули, но Михаил Афанасьевич сжёг записи – сама мысль о том, что его исповедь кем-то прочитана, была ему ненавистна.

1929-й год оказался невыносимо сложным для писателя. Все его пьесы были сняты с репертуаров, его прозу не печатали. Работу найти было невозможно. В июле писатель обратился с письмом к правительству, в котором просил выслать его с женой из страны, но ответа не получил. Такая же реакция последовала и на второе письмо Булгакова.

Однажды в гости к писателю пришёл его друг, российский театровед В. Я. Виленкин. В разговоре Булгаков спросил его, какой, по его мнению, человеческий порок самый главный. Виталий Яковлевич не нашёлся с ответом, и тогда Булгаков сказал: «Трусость – вот главный порок, потому что от него идут все остальные».

В апреле 1930 года в квартире писателя раздался телефонный звонок. На проводе был Сталин. Он поинтересовался, действительно ли товарищ Булгаков хочет уехать из страны. Писатель ответил отрицательно, что было принято с одобрением. «Вы где хотите работать? – спросил Сталин. – В художественном театре?» Михаил Афанасьевич ответил, что уже пробовал обращаться туда, но ему отказали. «А вы подайте заявление… – промолвил собеседник. Мне кажется, что они согласятся». Булгаков так и сделал – и уже в мае стал режиссёром Московского художественного академического театра им. А. П. Чехова.

Булгаков ставил пьесы, они шли с невероятным успехом. Было много рецензий. Но в них по-прежнему хвалили актёров и ругали драматурга.

В 1934-1936 годах М. А. Булгаков работал над пьесой «Иван Васильевич». Путаница времён, в которую попадает герой его сатирической пьесы Иван Васильевич, помогает лучше высветить настоящее историческое время. Ведь не то фантастика, что изобретатель Тимофеев залетел по ошибке на четыре века назад в эпоху Ивана Грозного, а куда фантастичнее то, что тень Ивана Грозного появилась вдруг в Банном переулке булгаковской Москвы 1930-х годов.

Сатирическая шутка, остроумно и последовательно развитая, накладывалась на реальности более серьёзные, чем представлялось поначалу самому автору. Он, шутя, говорил друзьям: «Это я написал, чтобы её рассмешить!» – и с нежностью смотрел на любимую жену. В это время он уже был женат в третий раз – на Елене Сергеевне Шиловской, хранительнице его литературного наследия. Именно она была основным прототипом персонажа Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Елена Шиловская

Но Москва 1930-х была накануне новой опричнины, и не случайно уже поставленная в театре сатиры пьеса «Иван Васильевич» без всяких объяснений была снята со сцены после первой генеральной репетиции…

Елена Сергеевна была рядом. Ради Булгакова она бросила всё и сразу. Из воспоминаний Шиловской: «До него я была женой генерал-лейтенанта Шиловского, прекрасного и благороднейшего человека. Была, что называется, счастливая семья: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей… Но когда я встретила Булгакова, случайно в одном доме, я поняла, что он моя судьба, несмотря на всё это, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на всё это, потому что без Булгакова для меня не было бы ни смысла жизни, ни оправдания её».

М. Булгаков и Е. Шиловская

Несмотря на счастье с горячо любимой женщиной, здоровье Михаила Булгакова ухудшалось. Его изнуряли головные и почечные боли. Елена Сергеевна помогала мужу, договаривалась с врачами о приёме, а также бегала по издательствам, взяв на себя всю деловую сторону, связанную с его творчеством.

В театре снова шла его пьеса – «Мольер», интерес публики был огромен, но в газетах вновь стали появляться разгромные статьи, и вскоре пьесу сняли с репертуара. «Театр – кладбище моих пьес. Я его оставляю», – сокрушался Булгаков.

В 1936 году он стал сотрудничать в Большом театре и написал четыре либретто – «Минин и Пожарский», «Пётр Великий», «Чёрное море», «Рашель», а также участвовал в подготовке оперных спектаклей. Одновременно Булгаков работал над «Театральным романом», в котором рассказал о театральном закулисье и мире литераторов. Роман писался быстро, на одном дыхании, но так и не был закончен. В 1937 году писатель оставил «Театральный роман» и вновь взялся за «Мастера и Маргариту». В его дневнике можно увидеть такую запись: «Помоги, Господи, написать роман». Теперь среди персонажей появились «трагические герои – Маргарита и её спутник», который вначале именовался Поэтом, затем был назван Фаустом, и наконец, стал Мастером.

Работал Булгаков много, с увлечением. В письме другу он сообщал: «Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатёнках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю. Я тешу себя сам! Пусть упадёт в Лету!»

Название роману М. А. Булгаков подбирал тщательно. Сохранился целый перечень: «Сатана», «Чёрный богослов», «Подкова иностранца», «Копыто инженера», «Гастроль», «Князь тьмы» и др.

Многие дома, фигурирующие в романе, существуют на самом деле. В 1921-1924 годах Булгаков жил в доме № 10 на Большой Садовой. В произведении это дом № 302-бис, куда автор поселил Воланда и его свиту. Написать в атеистической России произведение о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, о сатане и его обаятельной свите, наводящей порядок в Москве тридцатых годов, о любви затравленного критиками Мастера, о Маргарите, ставшей от бедствий и горя ведьмой, и надеяться, что его напечатают, было чистым безумием. Таким же, как сочинить в стране, где победила Красная армия, произведение о Белой гвардии и верить, что его издадут... Но чудо случилось, и напечатали!

Дом № 10 на Большой Садовой (ныне Музей «Булгаковский Дом»)

Образы романа восходят к впечатлениям и фантазиям детства писателя. Когда ему было 10 лет, его поразило зрелище Голгофы. А в 12 лет он однажды сказал сестре Надежде: «Ты думаешь, сегодня ночью я спал? Нет, я был на приёме у сатаны!»

Работая над романом, писатель изучил множество источников, статей, энциклопедий, делал зарисовки, подолгу стоял у окна, глядя на луну – ночное светило Воланда. Героиня романа ведьма Маргарита внешне очень похожа на супругу писателя, Елена Сергеевна знала о том, что является прототипом Маргариты, и очень гордилась этим. Для неё это был бессмертный след любви Булгакова. За историей жизни Мастера, за её превратностями кроется много личного, выстраданного, биографичного. В судьбу героя вплетены нити литературной судьбы Михаила Афанасьевича.

В 1939 году писатель работал над пьесой «Батум» об Иосифе Сталине, в надежде, что такое произведение точно не запретят. Пьеса уже готовилась к постановке, когда пришло указание прекратить репетиции. Булгаков получил личную телеграмму от Сталина, в которой было два предложения: «Зачем писать обо мне? Все молодые одинаковы». После этого у Булгакова начало резко ухудшаться здоровье.

В том же роковом 1939 году Михаил Афанасьевич, прекрасный рассказчик, разыгрывавший перед товарищами уморительные сценки-импровизации, обмолвился о том, что живет последний год. Причем подано это было как юмористическая реприза, и так же всеми воспринималось, включая жену. Однако в сентябре стало не до шуток – у Михаила Афанасьевича, отдыхавшего в Ленинграде, внезапно ухудшилось зрение, и доктора поставили ужасный диагноз, который был и у его отца – нефросклероз. Писатель срочно вернулся в столицу, где диагноз подтвердил консилиум светил науки. Один из медиков сообщил больному, что жить ему осталось не более трех дней. Доктор ошибся, Михаил Афанасьевич прожил еще полгода, но страшное известие подкосило его.

Будучи медиком, он знал, как болезнь развивается и находил у себя один симптом за другим. В начале болезни Булгаков, по словам его друга, сценариста Сергея Ермолинского, «помолодел», однако, чем дальше, тем тяжелее становилось... К середине февраля 1940 ослепший, исхудавший Булгаков уже не мог вставать с постели, надиктовывая жене последние фразы правки «Мастера и Маргариты». Позже Елена Сергеевна вспоминала, что его последние слова о романе были такими: «Чтобы помнили». Вскоре Михаил Афанасьевич потерял речь, связно говоря только начала или концы слов. 10 марта 1940 года писатель после страшных мучений скончался на руках у Елены Сергеевны. Тело его было кремировано.

Елена Сергеевна дала супругу клятву, что обязательно напечатает «Мастера и Маргариту». Когда Михаил Афанасьевич умирал, уже началась Вторая мировая, а затем наступил страшный 1941 год. В пожарище войны гибли не только бумажные рукописи, но целые деревни и города. Отправляясь в эвакуацию, Елена Сергеевна, опасаясь за судьбу произведения, сдала рукопись в Ленинскую библиотеку на хранение. Несмотря на то, что Москву бомбили, рукопись, к счастью, выжила. После окончания войны вдова Булгакова вновь предприняла титанические попытки опубликовать «Мастера и Маргариту» и лишь шестая из них увенчалась успехом – с купюрами роман вышел в журнале «Москва» в 1966-1967 годах. Однако и в таком виде произведение произвело фурор, подобный тому, как если бы, веком ранее, после сожжения воскрес второй том «Мертвых душ». Романом заразились все – от интеллигента до пролетария, от мала до велика.

А на могиле самого автора двенадцать лет не было ни камня, ни плиты, ни креста. В 1952 Елена Сергеевна увидела в глубокой яме на кладбище огромную черную глыбу. Местные гранильщики рассказали ей, что этот камень под названием «Голгофа» стоял ранее на могиле Николая Гоголя в Даниловом монастыре. Елена Сергеевна купила камень, и он был установлен на могиле Михаила Афанасьевича. Любопытно, что великий литератор двадцатого века как-то написал, обращаясь к своему земляку-классику: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью».

Могила М. А. Булгакова на Новодевичьем кладбище в Москве

Сегодня имя Михаила Булгакова знакомо практически каждому: его книги переиздаются огромными тиражами, по его произведениям снято множество фильмов, а пьесы с успехом идут в лучших театрах. Очень жаль, что талант писателя был оценен по достоинству лишь после его смерти.

 

А знаете ли Вы, что:

  1. В биографии Михаила Булгакова упоминается, что день рождения он всегда отмечал 16 мая. Но документы свидетельствуют, что родился он на день раньше, 15 мая. Возможно, тут просто возникла путаница, или же он делал это намеренно.
  2. У Булгакова было шестеро братьев и сестер. Все они выбрали для себя разные профессии – от ученого-биолога до музыканта-балалаечника, но никто больше не имел таланта к литературе.
  3. Булгаков с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета и подавал рапорт о назначении его врачом на флот, но не прошёл медкомиссию из-за почечной недостаточности.
  4. Будущий писатель совершенно не умел распоряжаться деньгами и был импульсивным человеком – если ему вздумалось потратить последние гроши на поездку на такси, он так и делал. Украшения Булгакова и его супруги Татьяны регулярно оказывались в ломбарде.
  5. Прообразом профессора из романа «Собачье сердце» стал дядя писателя, имевший в Москве успешную гинекологическую практику.
  6. Многие критики считают, что образ Маргариты из романа «Мастер и Маргарита» подсказала Булгакову Любовь Евгеньевна Белозёрская, вторая жена писателя.
  7. Существует забавная арифметически-мистическая ситуация с супругами Булгакова. Каждая из них имела по три официальных брака, как и он сам. Причём для первой жены Татьяны Михаил был первым супругом, для второй Любови – вторым, а для третьей Елены, соответственно, третьим. Так что мистика у Булгакова присутствует не только в книгах, но и в жизни.
  8. У Михаила Булгакова было три жены, но ни от одного из браков не появилось ни одного ребенка.
  9. Многие думают, что Булгаков был кошатником, вспоминая при этом яркого персонажа писателя – кота Бегемота. Елена Сергеевна Булгакова рассказывала, что прототипом Бегемота стал серый котёнок Флюшка, который был украден с их форточки неизвестным злодеем. Но на самом деле отношения Булгакова с домашними животными были непростыми. В детстве у него дома не держали ни кошек, ни собак. Они появились только тогда, когда писатель женился на Белозёрской. Она писала так: «Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал — был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под неё бумажку». А вот с собаками Михаил Афанасьевич был куда дружелюбнее. Однажды он принёс с улицы щенка, которого назвал Бутоном, и очень к нему привязался. На дверь своей квартиры он даже повесил карточку: «Бутон Булгаков. Звонить два раза».
  10. Булгаков коллекционировал билеты на концерты и спектакли, на которых ему довелось побывать.

 

При подготовке материала были использованы следующие публикации:

  1. Калашник, Е. Б. Непридуманные записки уездного врача / Е. Б. Калашник // Читаем, учимся, играем. – 2018. – № 12. – С. 13-19.
  2. Орешкина, И. Н. «Блистательный как солнце…». Часть 1 / И. Н. Орешкина // Игровая библиотека. – 2016. – № 10. – С. 82-95.
  3. Орешкина, И. Н. «Блистательный как солнце…». Часть 2 / И. Н. Орешкина // Игровая библиотека. – 2016. – № 11. – С. 86-95.

Интернет-источники:

  1. 20+ фактов о Михаиле Булгакове – писателе, чье имя всегда было связано со множеством мифов / Adme.ru [сайт]. – URL: https://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/20-faktov-o-mihaile-bulgakove-pisatele-che-imya-vsegda-bylo-svyazano-so-mnozhestvom-mifov-2355265/ (дата обращения 06.05.2021). – Режим доступа: свободный.
  2. Булгаков М. А. – самая мистическая фигура в русской литературе / LitFest.ru [сайт]. – URL: https://litfest.ru/biografii/bulgakov.html (дата обращения 06.05.2021). – Режим доступа: свободный.
  3. Михаил Булгаков / Fam Person [сайт]. – URL: https://fam-person.ru/mixail-bulgakov/ (дата обращения 06.05.2021). – Режим доступа: свободный.
  4. Нехорошая квартира / Wikipedia.org [сайт]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мастер_и_Маргарита#«Нехорошая_квартира» (дата обращения 06.05.2021). – Режим доступа: свободный.
  5. Трижды Мастер. Михаил Афанасьевич Булгаков / «Военное обозрение» [сайт]. – URL: https://topwar.ru/88739-trizhdy-master-mihail-afanasevich-bulgakov.html (дата обращения 06.05.2021). – Режим доступа: свободный.

 

Материал подготовлен
заведующим организационно-методическим отделом Т. Г. Плотниковой