К 95-летию со дня рождения Валентина Пикуля
«В одном себе он соединил
недюжинное дарование художника,
страсть исследователя и,
граничащее с самоотречением
от всех житейских благ, трудолюбие».
Михаил Алексеев, писатель
Русский советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику Валентин Саввич Пикуль был чрезвычайно талантливым литератором. По крайней мере, об этом говорит тот факт, что его произведения пользовались огромной популярностью у читателей не только при жизни писателя, но и до сих пор издаются большими тиражами, не задерживаясь на полках книжных магазинов. И это несмотря на то, что претензии историков и коллег по перу к творчеству писателя не унимаются и сегодня. Тем ни менее, заслуга Валентина Пикуля состоит в том, что ему удалось разбудить небывалый интерес к истории своего Отечества у целого поколения читателей. Это ли не высшая награда для человека, посвятившего свою жизнь литературе?
Судьба Валентина Пикуля поистине уникальна. Он стал писателем, не имея не то, что высшего литературного, но даже обычного среднего образования! Однако богатству его литературного языка может позавидовать любой именитый академик-филолог. Формально у Валентина Пикуля было 5 классов образования. Плюс военная школа юнг и неоконченное военно-морское училище. Негусто… Но разве образованность и культурный уровень человека исчерпывается только количеством пройденных учебных заведений?
Увлекшись идеей стать литератором (Валентин Саввич всю жизнь избегал применять по отношению к себе термин «писатель», считая его слишком высоким и ответственным званием), Пикуль начал заниматься самообразованием. И не прекращал это делать до конца своей жизни. Он собрал уникальную библиотеку, состоящую из 10 тысяч редких книг, освещающих исторические события России в разные времена. Так, его друг Вадим Щербицкий, с которым Пикуля связывала учеба в Ленинградском подготовительном военно-морском училище, а затем долгие годы дружбы, впоследствии вспоминал: «… когда Валентин Саввич работал над «Фаворитом», известный профессор пригласил его в Ленинград, чтобы писатель познакомился в архиве с перепиской Екатерины II с Потемкиным. Валентин Саввич поблагодарил профессора и заметил, что переписка стоит на полке у него в библиотеке, ибо давно, еще в 1976 году, опубликована».
Валентин Пикуль был чрезвычайно плодовитым автором. За 40 лет творческой жизни он создал около 30 романов и повестей, не считая многочисленных исторических миниатюр. Ещё пять романов остались незавершёнными. Общий тираж книг при жизни писателя (исключая журналы и зарубежные издания) составил примерно 20 млн экземпляров.
А началась литературная деятельность Пикуля в 1954 году с выходом в издательстве «Молодая гвардия» его первого романа «Океанский патруль», повествующего о схватке моряков Северного флота с гитлеровцами в Баренцевом море. И хотя впоследствии сам писатель считал эту книгу неудачной, он получил высокие оценки критиков за неё. Благодаря этому роману Пикуль вступил в Союз писателей СССР.
Флоту Валентин Саввич посвятил не только этот роман. В разные годы из-под его пера вышли такие произведения, как «Моонзунд», «Реквием каравану РQ-17», «Из тупика», «Три возраста Окини-сан», «Крейсера», биографический роман «Мальчики с бантиками».
На страницах этих романов писатель представил неповторимые портреты офицеров, матросов ‒ участников Русско-японской войны, Первой мировой ‒ людей безграничной отваги, мужества, стойкости. Собирательный, присущий множеству русских морских офицеров образ писатель вывел в лице юного мичмана Сергея Панафидина из романа «Крейсера» и старшего лейтенанта Сергея Иртеньева из романа «Моонзунд». Первый, уцелев в ожесточенном сражении, погиб на дуэли от руки негодяя в погонах, второй в сложной обстановке наступления революции не изменил воинской присяге. Оба сохранили верность Кодексу офицерской чести. Кстати, Кодекс этот содержал знаменитое изречение: «Богу ‒ душу, сердце ‒ даме, жизнь ‒ Государю, честь ‒ никому!».
Морская тематика в произведениях Пикуля была одной из основных, но не единственной. Настоящим его призванием стало написание исторических романов, события в которых охватывали несколько веков истории России, начиная от времён создания Российской империи и заканчивая Великой Отечественной войной.
История России всегда вызывала у Пикуля неподдельный интерес, который с годами все больше усиливался. Валентин Саввич проштудировал множество научных трудов и первоисточников. И когда в 1960 году в стране вышла книга известного советского журналиста-исследователя Сергея Смирнова «Брестская крепость», где нам впервые открыли имена и подвиг тех, кто защищал её, то Пикуль сразу вспомнил, что однажды ему попался похожий исторический эпизод, относящийся к далёким годам русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Так и родилась идея романа «Баязет».
...Где-то в глубине кавказских гор затерялась крепость Баязет, занятая русскими войсками. Во время турецкого контрнаступления крепость была окружена, а гарнизону предложили сдаться. Русские отказались, и началась долгая осада. Главная драма заключалась в том, что российское высшее командование забыло о своих солдатах ‒ какой-то многомудрый воинский начальник, видимо, посчитав, что турки уже взяли Баязет, и вычеркнул гарнизон из списков действующих частей.
Защитникам чудом удалось сообщить о себе в ставку верховного командования. Пришла помощь, и осада в конце концов была снята. В России защитников Баязета поначалу чествовали как героев. Но затем победные страсти как-то незаметно поутихли, на тему Баязета было наложено своеобразное табу, а сам эпизод осады был отодвинут на исторические задворки. Уж больно не красил случай с Баязетом царских генералов, по собственному головотяпству бросивших гарнизон на произвол судьбы! И много лет спустя история осады крепости практически не упоминалась даже в специальных научных трудах. Мало того, не все военные историки знали нюансы той трагической эпопеи...
Впервые об этом славном подвиге русских солдат и офицеров широкой российской публике сообщил именно писатель Валентин Пикуль, опубликовавший роман «Баязет» в 1961 году. Именно с этого романа о Пикуле заговорили как о новой восходящей писательской звезде, строившей свои произведения на исторических темах.
Начался новый период творческой биографии Валентина Пикуля. Романы, повести и исторические рассказы-миниатюры выходили один за другим, принося автору всё большую известность. В течение 60-80-х годов ХХ века Пикуль становится популярнейшим писателем. У него один за другим выходили блестящие романы: «Слово и дело», «Фаворит», «Крейсера», «Три возраста Окини-сан», «Богатство», «Каторга», «Битва железных канцлеров», «Моонзунд», «Честь имею» и проч. Особой популярностью пользовалась книга Валентина Пикуля «Пером и шпагой».
XVIII век был одним из любимых периодов российской истории для Пикуля – буквально незадолго до своей кончины он делился с женой планами нового романа «Когда короли были молоды» о Елизавете Петровне, молодом Ломоносове и других великих деятелях той эпохи. Роман «Пером и шпагой» посвящен также этому периоду российской истории – Семилетней войне, начавшейся с противостояния Фридриха Второго и «дщери Петровой» и закончившейся для русских взятием Берлина. Писатель вспоминает незадачливого фельдмаршала Апраксина, полузабытого Салтыкова, под руководством которого начинался боевой путь Суворова, и других интереснейших личностей, первое место среди которых занимает известный кавалер де Еон – шпион Версаля при русском дворе, «который 48 лет прожил мужчиной, а 34 года считался женщиной, и в мундире и в кружевах сумел прославить себя, одинаково доблестно владея пером и шпагой».
В те времена книги Валентина Пикуля достать было невозможно, читатели давали их друг другу порой только на одну ночь. А каждое его новое произведение вызывало горячее обсуждение в обществе, жаждущем правды о своей дореволюционной истории.
В чём же был секрет такой чрезвычайной популярности книг Валентина Пикуля?
Дело в том, что писатель показал читателям иную Россию, величественную державу, которую строили умные и энергичные правители, полководцы, купцы, священнослужители, учёные, крестьяне. Оказалось, что дореволюционной историей можно было по-настоящему гордиться.
Подкупали и личности героев его произведений. Это были не безликие истуканы, лишённые каких-либо человеческих качеств. На страницах романов действовали живые люди со всеми присущими человеку достоинствами и слабостями. В мирные будни герой мог быть пьяницей и картёжником, а в трудные минуты совершал настоящие подвиги (яркий пример ‒ герой «Баязета» поручик Карабанов).
Ещё успех произведений Пикуля можно объяснить огромной работоспособностью самого писателя. Для него написание книги было настоящим производственным процессом. Сначала он тщательно собирал материалы, используя собственную домашнюю библиотеку, которую он собирал в течение всей жизни, начиная с 1952 года, и где были тома, сделавшие бы честь любому научному книгохранилищу (на покупку книг он тратил почти все свои гонорары). Затем составлялся подробнейший план произведения, с характеристиками всех персонажей. И только после этого Пикуль садился за работу. В этот момент для него не существовало ни праздничных дней, ни выходных. Несколько раз Новый год он встречал за рабочим столом, от коего писатель порой не отходил по несколько суток…
Пикуль отдавал каждому роману всю свою душу, что несомненно улавливалось читающей публикой. Как писал по этому поводу литературный критик Сергей Журавлёв: «Его читают… Интерес к его книгам не просто огромный, а массовый, всенародный… Причём почти не приходится встречать в этом случае людей равнодушных: Пикуля либо безоговорочно принимают, или столь же безоговорочно отвергают».
При этом популярного писателя не жаловали и власть предержащие, и некоторые коллеги по литературному цеху. Дело в том, что стиль Валентина Саввича совершенно не походил на классические исторические романы советской эпохи. В свои книги автор вкладывал личное отношение, рисовал предельно объёмные образы героев, показывал их эмоции и переживания, красочно описывал быт той эпохи. При этом главными героями Пикуля часто становились не выдуманные персонажи или прототипы известных фигур, а самые что ни на есть реальные исторические личности. Да и сам писатель в своих произведениях ‒ не отстранённый условный автор, а эмоциональный рассказчик, который откровенно симпатизировал одним личностям и совершенно был безжалостен к другим. Подобный метод повествования настораживал и советское правительство, и литераторов. Кроме этого, чем популярнее становились книги писателя, тем жёстче его критиковали профессиональные историки.
Апофеозом стал роман «Нечистая сила», посвященный последним годам русской монархии и влиянию Григория Распутина на падение Российской империи. Книга рассказывала о последних годах Российской империи, о деградации правящего слоя, что в конце концов и привело к революционным потрясениям 1917 года. Члены ЦК КПСС тут же усмотрели в книге прямые аналогии с временем «дорогого Леонида Ильича». Кроме того, Пикуль крайне нелестно обошёлся с образами Николая II и его супруги Александры Федоровны, что объединяло партийное руководство с потомками русских эмигрантов за рубежом. Первые поставили деятельность писателя под особый контроль, а в эмигрантской прессе на Пикуля обрушился сын русского премьер-министра Петра Столыпина, которому очень не понравилось то, как советский писатель обошёлся с образом его отца, да и с картиной той эпохи.
Шесть лет роман пролежал «в столе» и только летом 1979 года был напечатан в журнале «Наш современник» в сокращенном виде, без согласия автора, под новым названием ‒ «У последней черты». Для Пикуля наступили черные дни. Произведение писателя громили со страниц всевозможных литературных журналов и партийных газет. Он стал невыездным. В адрес Валентина Саввича стали поступать угрозы физической расправы. На него несколько раз совершили нападение возле дома. Спасли Пикуля тогда моряки Балтийского флота. Писателя перевезли на островную базу, приставили охрану, морально поддерживали, помогли преодолеть тяжелую депрессию. Морские офицеры по первой же просьбе писателя привозили нужные ему для работы документы. Спокойная обстановка, морской климат, дружеское участие сильных, мужественных людей постепенно сняли жуткую депрессию и вернули писателю работоспособность. И снова, при активном участии главного редактора «Роман-газеты» Валерия Ганичева, стали выходить романы Валентина Пикуля, коих публика ждала с прежним нетерпением.
Однако годы переживаний и борьбы с окололитературными чиновниками не прошли даром. В 1986 году писателя сразил первый инфаркт, а в июле 1990 года Валентина Саввича Пикуля не стало.
В чем же причина того, что поклонники Пикуля с нетерпением ждали выход каждого нового романа, а критики недолюбливали его?
Дело в том, что и поклонники, и критики Валентина Пикуля допускали одну и ту же ошибку, пытаясь оценивать его как историка. Однако Пикуль был не историком, а создателем исторических романов.
Его в своё время даже называли «русским Дюма», и это очень точная характеристика. Ведь Франция, созданная Александром Дюма, кардинально отличалась от Франции реальной. И тому, кто вырос на «Трёх мушкетерах», трудно было смириться с мыслью, что Ришелье, Анна Австрийская и Бэкингем в реальности были совершенно не похожи на то, как их описал французский прозаик. Но писательский гений оказался сильнее исторической правды.
Практически та же ситуация получилась и с произведениями Валентина Пикуля. Его историческое повествование ‒ авторский взгляд на эпоху, не претендующий на абсолютную объективность. Однако магия произведений Пикуля заставила многих поверить в то, что всё рассказанное им ‒ правда от начала и до конца.
Настоящая же заслуга Валентина Пикуля заключается в том, что он сумел разбудить у миллионов читателей неподдельный интерес к истории своей страны. Многие современные профессиональные историки признаются, что на выбор их жизненного пути повлияли книги Пикуля, прочитанные в юности. А то, что многое в его романах не подтверждается историческими документами, так тем история как наука и отличается от художественной литературы.
И напоследок несколько цитат из книг Валентина Пикуля:
- «История любит жестоко мстить всем тем, кто забывает историю» («Три возраста Окини-сан»)
- «Россия ‒ это такая страна, которой можно нанести поражение, но которую нельзя победить!» («Моонзунд»)
- «Иногда самые ничтожные поводы приводят к серьёзным последствиям» («Три возраста Окини-сан»)
- «Лучше быть, чем казаться...» («Честь имею»)
- «Будущее имеют страны, у которых есть прошлое. Прошлое ‒ это ведь тоже богатство, почти материальное, и оно переходит к потомкам вроде фамильного наследства...» («Богатство»)
- «Люди бывают разные, и с этим приходится считаться» («Мальчик с бантиками»)
- «Человек, не знающий истории, как трава без почвы, без корней» («Псы господни»).
- «Книги – о да, конечно! Без них жизнь немыслима и пуста, словно монашеская келья на закате солнца» («Пером и шпагой»)
- «Самые простые вопросы – самые сложные» («Мальчик с бантиками»)
- «Никогда не следует человеку отказываться от получения тех впечатлений, которые могут обогатить его сердце!» («Реквием каравану PQ-17»)
- «Только одни трутни, ничего не делающие, всегда остаются правы...» («Битва железных канцлеров»)
- «Хороший дипломат умеет извлекать пользу даже из своих неудач» («Битва железных канцлеров»)
Материал подготовлен
методистом ведущей категории
Запащиковой Л. В.
Источники:
- https://bookclubby.livejournal.com/497053.html
- https://dzen.ru/a/Y-ScidgdLVEh_rao
- https://aif.ru/culture/person/chelovek_napisavshiy_rossiyu_zhivaya_istoriya_valentina_pikulya
- https://kulturologia.ru/blogs/010520/46266/
- https://24smi.org/celebrity/33950-valentin-pikul.html
- https://picturehistory.livejournal.com/2496939.html
- https://1001.ru/articles/post/i-na-more-budu-srazu-pikulem-i-vodolazom-26274
- https://lv.imhoclub.com/ru/material/morskie_romani_-_dan_flotu
- https://www.soyuz.ru/articles/1382
- https://www.livelib.ru/author/298/quotes-valentin-pikul/~10