23 ноября – Международный день акварели

Томас Шаллер. Мост Фабриччио. ИталияЯ люблю размытость акварели,
Сочность цвета, плавность перехода –
В звонкой краске слышно птичьи трели,
Нежность звуков робкого восхода...
Лёгким слоем призрачность сюжета
Может раскрывать души виденья –
Словно кисть художника-поэта
Рифму подбирала для творения...

Владимир Зайченко

Акварель – один из самых поэтичных видов живописи. Прозрачность и невесомость покрытия, чистота линий и возможность передать тончайшие детали и цвета, эти качества сделали акварельные краски одними из наиболее популярных. Благодаря легкости покрытия становится возможным передать красоту океана или естественные очертания облаков. Именно в акварельных работах можно найти потрясающие пейзажи и словно живые букеты цветов.

Название «акварель» происходит от французского «aquarelle», означающее в переводе на русский буквально «водянистая», а корень слова – «aqua» в переводе с латинского означает «вода». Название указывает на вид красок, используемых в данной технике живописи. Это краски, основой для которых служат растворимые водой вещества – клеи растительного происхождения. Использование подобных красок позволяет достичь эффекта воздушности и лёгкости изображения, плавных переходов. Достижению подобного эффекта способствует и использование бумаги в качестве основы картины, а также её предварительное увлажнение.

Вряд ли сейчас найдётся художник, которых не использовал эту краску в своём творчестве. Но путь акварели к признанию был очень трудный. Она боролась за своё место в изобразительном искусстве с первых дней своего существования.

Созданию акварели мы обязаны... Китаю! Она появилась в этой стране во II веке нашей эры, вслед за изобретением бумаги. Вскоре акварель стала популярна в Японии и других странах юго-восточной Азии.

aqua2Однако примитивные красители на водной основе известны с глубокой древности, начиная с наскальной живописи. В пещере Ласко (Франция) рисунки появились около 15 000 лет до н. э., а в Альтамире (Испания) около 10 000 лет до н. э., что совпало с наступлением эпохи неолита. В пещерной живописи наиболее распространенными темами являлись изображения крупных диких животных: зубров, бизонов и оленей. Используемые пигменты включали красную и желтую охру, гематит, оксид марганца и древесный уголь.

В Древнем Египте и во времена античности прототипом акварели служила смесь земли, воды и сырого яичного белка, доведённая путём размешивания до образования однородной массы.

В европейских странах, а точнее в Испании и Италии, акварельная живопись появилась лишь в XII-XIII веках, после широкого распространения бумаги.

Художники эпохи Возрождения пользовались чаще всего масляными красками, так как они медленно сохнут, и картину можно писать подолгу, внося исправления. Акварельные же краски применяли только для эскизов, а в самых редких случаях ‒ для создания миниатюр.

aqua3Значительный вклад в развитие «водянистой» живописи внес величайший мастер Ренессанса ‒ немецкий художник Альбрехт Дюрер, который по праву считается отцом современной акварельной живописи. Он оказался одним из немногих мастеров, придававших серьезное значение акварели, и первым освоил сложные акварельные техники. Его пейзажи, фигурные композиции, зарисовки растений сегодня считаются шедеврами. А «Заяц» Дюрера так и вовсе называют не иначе как хрестоматийной работой.

Некоторые художники того времени поддерживали Дюрера. Определенную дань акварели отдали и Энтони ван Дейк, и Клод Лоррен, и Джованни Кастильоне. Однако эти примеры оставались единичными вплоть до рубежа XVIII-XIX веков.

В конце XVIII века акварель получила широкое распространение в Англии, правда, первоначально это произошло среди любителей, а не профессиональных художников. Однако вскоре в стране Туманного Альбиона появилась целая плеяда профессиональных художников-акварелистов. Среди них нельзя не упомянуть Уильяма Тёрнера, Дэвида Кокса, Сэмюэла Праута, Уильяма Генри Ханта, Фредерика Уокера и многих других. В 1804 году было создано первое английское Общество акварелистов. Впрочем, попытки популяризации акварели тогда многим европейцам казались «капризами» художников, не получивших общественного признания.

aqua4Тем не менее в XIX веке акварель получила широкое распространение в Европе. Во Франции этот вид живописи был связан с именами Поля Делароша, Эжена Делакруа, Анри Жозефа Арпинье, а также мастером сатирических рисунков Оноре Домье. В середине XIX века акварель завоевала широкую популярность также в США благодаря работам таких художников, как Уильям Трост Ричардс, Томас Моран, Томас Икинс и Уинслоу Хомер.

aqua5К концу XIX века произошёл некоторый пересмотр отношения к акварели, отчасти связанный с тем, что многие новые краски, введённые в широкое употребление акварелистами середины века, оказались весьма недолговечными, быстро выцветающими. Тем не менее на рубеже XIX и XX веков акварели отдали дань Поль Синьяк и Поль Сезанн во Франции, Морис Прендергаст и Джон Сингер Сарджент в США, а затем Василий Кандинский, Эмиль Нольде, Эгон Шиле, Пауль Клее и Рауль Дюфи.

Аналогичное отношение к акварели наблюдалось и в России. Только через несколько десятков лет русские живописцы наконец подхватили эстафету у британцев. Английская традиция акварели оказала сильное влияние на русских художников, прежде всего тех, кто был связан с императорской Академией художеств. Одним из первых отечественных художников, который поднял акварельное искусство на новый уровень, являлся современник Пушкина Петр Фёдорович Соколов. Он исполнял портреты, сцены охоты, жанры, запечатлев лик своей эпохи и своих современников. Стоит отметить, что зарабатывать на хлеб Соколову приходилось с помощью техники, которая воспринималась, тогда как обычное баловство.

В ряду акварельных произведений выделяются работы, выполненные Карлом Брюлловым, Михаилом Клодтом, маринистом Львом Лагорио. Свою дань искусству акварели принесли такие живописцы, как Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов. Акварельная живопись увлекала и членов объединения «Мир искусства» Александра Бенуа, Льва Бакста, Ивана Билибина, Константина Сомова, Анну Остроумову-Лебедеву. Акварелью владел поэт Максимилиан Волошин, рисунки которого пересекались с его поэтическими произведениями.

aqua6Важным этапом в развитии русской акварели стала организация в 1887 году «Общества русских акварелистов», возникшего из кружка акварелистов. Его первым председателем был избран Альберт Бенуа. Общество вело активную выставочную деятельность, проведя за период с 1896 по 1918 годы тридцать восемь выставок. В 1918 году Общество акварелистов прекратило свою деятельность. Однако акварельная живопись не исчезла ‒ ею занимались художники всех тогда существовавших союзов и объединений.

Роль акварельной живописи в советское время была подчёркнута обширными Всесоюзными акварельными выставками, первая из которых состоялась в Москве в 1965 году. Среди российских мастеров XX века, работающих в этом виде живописи, можно назвать такие имена, как Николай Тырсы, Сергей Герасимов, Георгий Верейский, Владимир Конашевич, Александр Самохвалов и проч.

Такова в общих чертах история развития русской акварели. Её особенность состоит в том, что в России не было обособленной подготовки узких профессионалов-акварелистов. Наметившийся в конце XX века рост интереса к акварели, изменил положение вещей. Знаковым событием для любителей этого вида техники стало открытие первой специализированной Школы акварели, основанной членом Российской Академии художеств, самым известным и титулованным из современных русских художников-акварелистов Сергеем Андриякой в 1999 году.

aqua7Возрождение же интереса во всем мире к акварели во второй половине ХХ века обязано титаническим усилиям мексиканского художника Альфредо Гуати Рохо. Именно он, будучи выдающимся художником-акварелистом, был убеждённым в том, что акварель способна не хуже живописи маслом передавать красоту мира. Он стал первым основателем общества акварелистов Мексики. В столице страны Мехико в 1964 году Рохо открыл «Музей акварели», а затем активно продвигал распространение акварельных методик рисования по всему миру. Благодаря его инициативе, современные художники по-новому посмотрели на считавшиеся ранее годными лишь «для детских рисунков» акварельные краски. aqua8Но и на этом художник не остановился. В 1991 году Альфредо Гуати Рохо передал в ЮНЕСКО специальную петицию, в которой предлагал организовать проведение Международного дня акварели. Бумага была рассмотрена и принята 23 ноября того же года, что и стало официальной датой торжеств. Сегодня Международный день акварели признан во всем мире.

Как правило, уже в преддверии этого замечательного праздника в разных городах мира при непосредственном участии Обществ акварелистов проходят выставки картин художников, работающих в этой интересной технике живописи.

Сегодня акварель очень востребованная техника, ею увлечены очень многие именитые живописцы, возведшие ее в ранг высокого искусства. Международные фестивали и выставки, экспозиции в музеях и галереях, ‒ всюду витает дух акварели.

Кроме того, в интернете проводится множество платных и бесплатных онлайн марафонов по обучению рисованию акварелью, благодаря чему люди даже с нулевым начальным уровнем могут реализовать свою мечту и научиться рисовать этими волшебными, растекающимися по бумаге красками. Достаточно купить самую недорогую акварель, плотную бумагу и вооружиться кисточками…

aqua9Ты возьмёшь акварель, нарисуешь вечернее небо,
Облачишь его в розово-жёлто-багряный закат
И придумаешь мир, где никто до тебя ещё не был,
Но, в который попав, не хотел бы вернуться назад.
Акварельные краски ночные пейзажи разбудят
И серебряной нитью в узор силуэты сплетут,
Засияют в бездонном пространстве деревья и люди,
И поселятся в душах беспечный покой и уют.
А наутро заря алым светом опять загорится,
Новый день сменит ночь – у земли повороты круты.
Акварельная кисть, как чарующая кружевница,
Нарисует узоры для новой и светлой мечты.

Юрий Тарасенко

Материал подготовлен
методистом ведущей категории Запащиковой Л. В.

Использованные источники: