«Когда вы смотрите на украшение,
вы видите лишь камни,
золото, огранку и шлифовку.
Ювелир видит целую историю»

Джованни Лоренцо Бернини,
итальянский архитектор

 

Ежегодно 31 января во всем мире отмечают Международный день ювелира. И дата эта, конечно же, выбрана не случайно: именно в январе ювелиры регистрируют свои клейма.

Этот профессиональный праздник довольно молод. Сама идея появилась в 2002 году на фестивале «Золотое кольцо России» в Костроме. А учрежден Международный день ювелира был в 2008 году в Ташкенте на фестивале молодых ювелиров.

Казалось бы, событие не такого уж крупного масштаба, есть праздники и более актуальные. Однако, ювелиры испокон веков вносят в людскую повседневность волнующую необычность и красоту. Они – врачеватели от скуки и серости, и поэтому представители этого тончайшего филигранного искусства поистине достойны искренних поздравлений и высоких хвалебных слов.


Но известно ли вам, что история ювелирного дела уходит в далекое прошлое, а профессия ювелира ‒ одна из самых древних? И не удивительно! Ведь украшать себя люди любили всегда. Для этой цели они часто использовали камни, клыки, ракушки и другие подручные материалы, обрабатывая их при помощи самых простых орудий труда, превращая в шедевры того времени и исторические сокровища, дошедшие до наших дней. Самыми распространенными видами изделий были браслеты, бусы, кулоны ‒ маленькие статуэтки с дырочкой.

Такие предметы носились не столько с эстетической целью, сколько имели сакральное или прикладное значение: использовались в качестве оберегов от различных духов, были опознавательными знаками для племени. Примечательно, что в древности одевать украшения могли только мужчины, так как они указывали на то, кто является верховным вождём племени, бесстрашным воином или хитрым охотником.

А вот эстетическую ценность в такие изделия стали вкладывать позже. Первыми ценителями украшений как предметов ювелирного искусства стали египтяне, которые были не только превосходными строителями, но еще и виртуозными ремесленниками-ювелирами. Трудно найти какую-либо из древних культур, оставившую после себя такое множество ювелирных шедевров.

Главным металлом для них было золото, которое считалось символом богатства, власти и процветания. Украшения из этого материала неоднократно находили в гробницах фараонов. Известно, что египтяне владели всеми основными техниками обработки металла (чеканкой, гравировкой, инкрустацией, позолотой), умели плавить и очищать золото от примесей. Меняя состав сплава, египтяне могли добиваться различных цветов от классического белого золота до оттенков розового и зеленого. Украшения древних египтян удивляют своими сложными формами и красочными орнаментами.

Ассортимент древнеегипетских ювелирных украшений тоже не так уж был беден, по сравнению с современностью. Самые богатые египтяне носили и кольца, и серьги, и кулоны, и браслеты с подвесками, и даже диадемы. В золотых украшениях были вкрапления всевозможных цветных камней, которые мы сейчас называем полудрагоценными ‒ лазурит, сердолик, малахит и др. Главный принцип ‒ украшение должно быть цветным, чем больше цветов, тем красивее.


Греция, прародительница канонов красоты и идеальных пропорций, не осталась в стороне от ювелирного искусства. Древние греки начали использовать золото и камни (аметисты, жемчуг, изумруды) около 1400 года до н. э. Они очень быстро освоили техники гравировки, литья, ковки, чеканки, эмалирования. Работы греческих мастеров отличались пышными узорами и тщательной проработкой деталей.

Одним из первых греческих центров обработки драгоценных металлов была Лидия, а имя лидийского царя Креза стало синонимом богатства.

Ювелирные украшения с камнями носили в основном женщины, чтобы продемонстрировать свой статус и красоту. Их также носили для защиты от сглаза, поскольку считалось, что они наделяют человека сверхъестественными силами.

Древнеримские украшения создавались в самых разных вариантах, но самым популярным аксессуаром была брошь. Их использовали как талисман от злых глаз и сил. Применялись самые разные материалы: золото, бронза, кости, которые были украшены такими камнями, как: сапфиры, бриллианты, изумруды и другие драгоценные камни.

С расцветом Римской империи популярными стали перстни, ожерелья из монет с портретом императора. Ни одно изделие не надевалось просто так. Каждое имело свой символизм.

Римляне высокого статуса украшали себя золотом, а вот торговцам и мещанам было доступно серебро. Кольца были знаком высшего сословия. Дошло до того, что императоры даже выдавали особые разрешения на ношение колец.

Особое значение отводилось перстням-печаткам. Их использовали при заключении брака, в качестве подписи на документах, а также для клеймения вещей.

Не менее оригинальным в то время был способ ношения сережек. Серьги считались мужским украшением и носились на оба уха. В античности, а позже и в Средневековье, одна серьга указывала на то, что вы раб или цыган.

С падением Римской империи территория разделилась на Восточную и Западную, и большая часть ювелирного наследия была потеряна.

Выдающиеся образцы ювелирного искусства оставили после себя не только мастера античных Греции и Рима, но и стран Ближнего Востока, Малой Азии, Древнего Китая. А в Индии уже в I тыс. до н. э. стали использовать простейшую огранку алмазов, сапфиров и рубинов.


В Средние века продолжилось развитие ювелирного дела. Основным потребителем ювелирных изделий в это время становится Церковь. В больших количествах производилась различная церковная утварь ‒ чаши, сосуды, крестики, оклады икон и т. п., а также различные элементы украшений для костюмов священнослужителей.

А вот личные украшения жителей Средневековой Европы не отличаются многочисленностью и изяществом благодаря доктрине аскетизма, диктуемой Церковью. Зачастую запрещалось носить драгоценные изделия всем, кроме высокопоставленных персон. Значительно распространение в качестве декора ювелирных украшений в это время получает эмаль благодаря способности придавать изделиям различные оттенки и цвета, что делало её хорошим конкурентом самоцветов.

В эпоху Возрождения, в силу развития мореплавания и торговли, ювелирное ремесло в Европе расцветает. Используемые мастерами техники становятся все более сложными, а создаваемые ими украшения, отличающиеся утонченностью и своеобразием, начинают восприниматься как произведения искусства. В Италии, Франции, Германии и в других странах появляются десятки центров ювелирного дела. Большой популярностью в то время пользуются нагрудные подвески, а также разнообразные украшения к шляпам с использованием драгоценного камня или жемчужины. Появились и первые именные работы. Так, многим известно имя скульптора и ювелира Бенвенуто Челлини.

В Новое время ювелирное дело все больше превращается из ремесла в искусство. На его развитие влияют господствующие в искусстве стили: барокко, классицизм, затем рококо. Придворные ювелиры того времени создают по заказу монархов и императоров настоящие художественные шедевры, которые по сей день составляют основу экспозиций крупнейших музеев мира. Большие культурные изменения привели к росту популярности алмаза и его ограненной версией ‒ бриллианта.

С середины XIX века ювелирное производство становится более механизированным, а сами изделия – более массовыми.

ХХ столетие принесло в ювелирное искусство множество самых разнообразных направлений. В то же время возрастает интерес к национальным традициям. В своих работах ювелиры начинают использовать самые разнообразные материалы, в том числе синтетические. При этом возрастает ценность природных металлов и камней. Особенно популярным среди ювелирных камней становится бриллиант.


В России появление ювелирного дела связано с зарождением Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества в X-XII веках. Центрами ювелирного искусства были многие русские города, такие как Великий Устюг, Вологда, Нижний Новгород, Псков и другие.

Дошедшие до нас работы древнерусских ювелиров отличаются богатством форм. Мы встречаем чеканные оклады икон и Евангелий, серебряные литургические сосуды, украшения. Мастера использовали такие техники, как скань, чернь, эмаль, чеканка, резьба по металлу.

В конце XV ‒ начале XVI веков для России наступил важнейший период. Закончилось время монголо-татарского ига, образовалось централизованное государство. Москва стала центром политической, экономической и культурной жизни страны. Придворные церемонии требовали пышного оформления, что стало стимулом для быстрого развития ювелирного дела.

Пётр I внёс реформы не только в государственные, культурные, экономические дела, но и в ювелирное искусство. Именно при нем профессия «серебряных и золотых дел мастер» стала именоваться «ювелир». В это же время начинают масштабно добывать драгоценные камни, появляются первые шлифовальные и гранильные фабрики, приглашаются опытные заграничные ювелиры для обучения российских мастеров.

Ювелирное искусство в России в начале XIX века претерпевает заметные изменения. Изготовление произведений прикладного искусства переходит на механическое, вытесняя ручной труд. Появляются крупные фабрики с новым механическим оборудованием, большим штатом мастеров разных специальностей. Появились ювелирные артели, а индивидуальных мастеров осталось совсем мало.


Ювелирные изделия нашего времени сочетают в себе традиции и современные технологические решения. Украшения в XXI веке стали такой же неотъемлемой частью мужского и женского образа, как одежда и обувь. Теперь это не столько социальный маркер, сколько способ выразить себя. В изделиях все больше ценится самобытность и индивидуализм.

Технологический прогресс расширяет творческие возможности ювелиров. Появляются новые материалы и методы (3D-печать, лазерная резка и гравировка), которые позволяют создавать сложные рельефные узоры, орнаменты, надписи на металле. Популярными становятся изделия с рельефными узорами и объемными элементами.


Удивительно, но факт…

Ожерелья древних египтян высокого ранга – фараонов, жрецов и цариц, состояли из множества золотых отполированных пластин, часто украшенных драгоценными камнями. Соответственно, вес такой красоты становился на столько большим, что человек наклонялся вперед. Но, египтяне не растерялись – они просто вешали с другой стороны (на спине) противовес, чтобы выровнять осанку своего «бога». 

В XVI веке появился термин «ядовитые кольца», берущие начало от древнегреческих украшений. Первоначально кольца с замком использовались для хранения, например, парфюмерии, локонов волос или портретов близких. Однако «ядовитое кольцо» предназначалось для незаметного убийства врага: внутри хранилось отравляющее вещество, крышка легко откидывалась и яд можно было незаметно подсыпать жертве в еду или напиток.

XVIII век ‒ время правления французского императора Наполеона Бонапарта. Будучи поклонником алмазов, Наполеон подтолкнул ювелиров на разных континентах закрепить за этим камнем статус самого желанного и дорого самоцвета. Обладатель камня автоматически получал более высокий статус в обществе. Этот поворот в ювелирной истории стал одним из значимых шагов бриллианта на пути к абсолютному и бесповоротному лидерству среди всех драгоценных камней, которое сохраняется за ним по сей день.

В Древней Руси статус девушки можно было определить не только по кольцу, головному убору или косе, но и по сережкам. Незамужние девушки носили серьги вытянутой формы, без декора, лаконичной формы. Женщины в браке могли позволить себе надевать более дорогие сережки, сложных форм и цветов, с роскошным декором и драгоценными камнями. А вот самые первые серьги – девочки получали в пять лет от отца и должны были хранить их всю жизнь.

Во второй половине XIX века возник всемирно известный ювелирный дом Карла Фаберже. Его изделия из горного хрусталя, яшмы, нефрита, лазурита, кварца и других камней поставлялись почти во все императорские и королевские дома Европы. При этом Фаберже был новатором, он смело экспериментировал с материалами: основой броши мог сделать карельскую березу, оправив кусочек дерева в бриллианты, или использовать настоящий пух одуванчика для одноименного изделия из серебра. За это его стали называть «Русским королем ювелиров. Русским ювелиром королей».


Учитывая историю создания праздника, Международный день ювелира до сих пор отмечают, организуя масштабные мероприятия ‒ выставки работ мастеров, фестивали, конференции по обмену опытом, мастер-классы для начинающих талантов.

Ну а мы предлагаем вам в этот день обратиться к книгам, в которых самоцветы или изделия из них играют важную роль в сюжете. Например:


Материал подготовлен

методистом ведущей категории Запащиковой Л. В.

Источники:

https://dzen.ru/a/YUXYJ8e0oWZkAaep

https://diamant.ua/ru/articles/skvoz-tysyacheletiya-istoriya-razvitiya-yuvelirnykh-ukrashenij/

https://www.infoniac.ru/events/Den-yuvelira.html

https://www.kp.ru/family/prazdniki/mezhdunarodnyj-den-yuvelira/

https://www.5-tv.ru/tabloid/231217/31anvara-den-uvelira-vrossii/

https://www.livemaster.by/topic/2233619-interesnye-fakty-ob-ukrasheniyah

https://datki.net/mezhdunarodniy-den-uvelira/

https://kakoj-segodnja-prazdnik.com

https://alrosa.ru/academy-alrosa/likbez/istoriya-yuvelirnogo-iskusstva/

https://kolechki-serezhki.ru/yuvelirnoe-ukrashenie-eto-istoriya

https://jewellerymag.ru/p/jewellery-history/