Темой Школы инноватики этого года стала очень важная и не снижающая своей злободневности миссия библиотеки как места сохранения исторической памяти и культурного наследия у молодежи.
Эта тема вызвала горячий отклик у библиотечных специалистов Челябинской области – на Школу инноватики приехало более ста библиотечных специалистов и ведущих специалистов из различных сфер деятельности, работающих по теме сохранения исторической памяти и культурного наследия.
После приветственных слов Главы нагайбакского муниципального района Егора Анатольевича Тимофеева, начальника отдела территориального взаимодействия Министерства культуры Челябинской области Ольги Викторовны Трубниковой, директора Российской государственной библиотеки для молодежи Ирины Борисовны Михновой (видео-приветствие) и директора Челябинской областной библиотеки для молодежи Ксении Ивановны Семкиной, объявившей очередную Школу инноватики открытой, началось пленарное заседание.
Заместитель директора по развитию Челябинской областной библиотеки для молодёжи, член Научно-методического совета по вопросам культурного наследия при Государственном комитете охраны объектов культурного наследия Челябинской области Валерия Алексеевна Карпенко в базовом докладе рассказала о роли библиотек в сохранении и популяризации культурного наследия территории. Ведь сегодня, как никогда, перед библиотекой стоит нелёгкая задача – развитие у молодёжи через книгу высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, любви к своей стране. Чтобы работать на благо своей Родины и развивать свой регион необходимо любить их, а чтобы их полюбить необходимо знать их как можно лучше. Именно в этом состоит задача библиотек: сохранять память и рассказывать о ней молодёжи так, чтобы вызывать в них чувство гордости и сопричастности.
Тему сохранения исторической памяти продолжила методист по экскурсионной и лекционной работе исторического мультимедийного парка "Россия – моя история" Екатерина Дмитриевна Ращектаева. Она поделилась опытом применения в этой сфере мультимедийных технологий и рассказала о том, как библиотеки могут встраивать подобный контент в свою работу с молодежью.
Программа Школы инноватики была продолжена мастер-классом члена Русского географического общества, краеведом из г. Магнитогорска Игорем Николаевичем Деревсковым. Его "неурок географии" наглядно продемонстрировал, как можно работать с молодым поколением и вовлекать его в интерактивной и непринужденной беседе в поиск ответа на вопрос: "Что для человека Родина?"
Далее аудитории был представлен опыт работы библиотек по сохранению исторической памяти и культурного наследия у молодёжи.
Специалист Круглянской центральной библиотеки (Республика Беларусь) Наталья Васильевна Салтанова рассказала о мероприятиях, проведённых для подрастающего поколения по истории края, о собранном краеведческом материале, который используется для проведения мероприятий и оформления выставок. В её выступлении были также представлены созданные краеведческие альбомы и информационные ресурсы, расположенные на сайте Круглянской центральной библиотеки.
Опыт библиотек Челябинской области представили методист Верхнеуральской центральной городской библиотеки имени П. М. Кудряшева Валентина Анатольевна Балико и методист Объединения городских библиотек г. Магнитогорска Виктория Юрьевна Осокина. Каждая из библиотек формирует свои проекты и программы на основе собственной локальной идентичности, поэтому при всей схожести целей данные мероприятия получаются не просто интересными, но и уникальными. Участвуя в них, молодежь не может не почувствовать себя сопричастной истории малой Родины.
Большой блок основной части Школы инноватики был представлен выступлениями принимающей стороны. О проектах централизованной библиотечной системы Нагайбакского муниципального района по сохранению территориальной идентичности рассказали представители ЦБС Нагайбакского муниципального района: дируктор ЦБС Вера Александровна Кугенева и заведующий Кассельской Павленковской библиотекой Оксана Васильевна Арапова. Уникальность района заключена в его людях и в особенной и уникальной казачьей культуре, сформированной веками нагайбаками-переселенцами.
Украшением данной части Школы инноватики стало выступление творческих коллективов Дома культуры п. Кассельский, продемонстрировавших наглядно уникальность культуры нагайбаков. Участники Школы прослушали проникновенное исполнение песни "Берега Гумбейки", задорные частушки детского ансамбля "Млада", стройное многоголосье народного ансамбля "Ностальгия", восхитились зажигательным танцем "Гармонист" от коллектива "Веселуха" и вдохновенным исполнением песни "Гуляй, Россия" ансамблем "Надежда".
В заключительной части насыщенной программы Школы инноватики ее участникам было предложено проявить себя в одном из замечательных мастер-классов. Здесь можно было научиться изготовлению нагайбакских покровских пирожков, созданию куклы-берестушки "Нагайбачка", разработке краеведческого лэпбука и даже чеканке памятных значков.
По окончании Школы инноватики участники выразили организаторам благодарность за интересную и насыщенную программу, а также за возможность наладить новые партнерские связи.
Дипломы участников можно скачать здесь.
Запись докладов основной части Школы инноватики можно посмотреть по ссылке.