Он мог разбиться на самолете, но не разбился. Его могли расстрелять как «врага народа», но не расстреляли. Мог погибнуть в лагере, но не погиб. Должен был утонуть в Тихом океане, но опоздал на корабль, который через пять дней потерпел катастрофу. Этот человек выжил, чтобы, пройдя через тернии, первым вывести человечество к звездам. Его имя — Сергей Павлович Королев. Наверное, не было до него на Земле другого такого человека, который бы так любил небо.

 

Основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королев родился в ночь на 31 декабря 1906 года (по старому стилю). Через много лет космонавты, летающие вокруг Земли в своих кораблях, будут поднимать в новогоднюю ночь тост за этого человека.

 

Вся жизнь Королева - точное отражение эпохи. Как и многие другие ученые, которые посвятили свою жизнь авиации, он начинал с конструирования планеров, от них перешел к самолетам, а затем и к ракетам.

В 1930 году Королев закончил одно из престижных учебных заведений - МВТУ - и начал работать в Центральном аэродинамическом институте, а в 1933 году перешел в только что организованный Реактивный НИИ. Там он стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

 

Еще до войны Королев создал эффективно работавший ракетный двигатель. Однако в конце тридцатых годов он был арестован и смог возобновить работу только после войны.

Под руководством Королева были созданы первые баллистические и геофизические ракеты. Четвертого октября 1957 года сконструированная им ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. С этого дня и началась эра практической космонавтики. Это было время тяжелой работы, когда его коллектив дни и ночи трудился над созданием аппарата, который мог бы вернуться на Землю. Сначала в космос летали только животные, а 12 апреля 1961 года Королев вместе со своим коллективом осуществил успешный запуск космического корабля "Восток-1" с космонавтом Юрием Гагариным на борту. С этого полета началась эра пилотируемой космонавтики.

 

В 1958 году Королев получил звание академика. Он был дважды Героем Социалистического Труда, но за рубежом его не знали, так как его работа была засекречена. Да и у себя на родине Королева знали немногие - лишь те, кто работал в той же сфере.

Вся жизнь Королева была в работе. Для него не существовало ни выходных, ни праздничных дней. Казалось, он вообще не умел отдыхать, не был для этого приспособлен. И в то же время он заряжал окружающих своей неиссякаемой энергией.

 

Ученые, коллеги Королева, отмечали оригинальность его научных и инженерных решений. Он всегда все делал нетрадиционно и умел заглянуть в будущее. Так, сразу после полета Юрия Гагарина он задумал создание долговременной орбитальной станции, которая будет построена лишь много лет спустя.

По инициативе Королева была начата детальная разработка пилотируемого полета на Марс - и это в то время, когда люди еще не долетели до Луны!

Под руководством Королева были созданы три поколения космических кораблей: "Восток", "Восход" и "Союз".

 

Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы российская космонавтика, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала творческий полет его мыслей. Прожив всего 59 лет, Главный конструктор умер 14 января 1966 года.

 

Если стало интересно:

 

Книги о С. Королеве:

  • Ветров, Г. С. С. П. Королев в авиации. Идеи. Проекты. Конструкции / Г. С. Ветров. - М. : Наука, 1988. - 160 с. - (История науки и техники).
  • Первушин, А. Космонавты Сталина. Межпланетный прорыв Советской Империи / А. Первушин. - М. : Яуза, 2005. - 512 с. : ил. - (Совершенно секретно).
  • Ребров, М. Ф. Сергей Павлович Королев: Жизнь и необыкновенная судьба / М. Ф. Ребров. - М. : ОЛМА-пресс, 2002. - 383 с. : ил. - (Архив).
  • Томский, В. С. Неизвестный Королев. Главный конструктор будущего : биография отдельного лица / Владимир Томский. - Москва : Яуза : Эксмо, 2011. – 285 с. - (Война и мы. Авиаконструкторы).