Глеб Евгеньевич Котельников
Первый технический проект парашюта принадлежит Леонардо да Винчи (конец XY века). В 1784 году французским механиком Луи Себастьяном Ленорманом была предложена конструкция полностью раскрытого парашюта, имеющего жесткие спицы и подвешивающегося под воздушным шаром. Такая конструкция была очень ненадёжна, к тому же сильно увеличивала вес самолёта и поэтому очень редко использовалась.
18 января (по новому стилю - 30 января) 1872 года в Санкт-Петербурге родился Глеб Евгеньевич Котельников. Его отец, Евгений Григорьевич, был профессором механики и высшей математики. Мать - дочь крепостного художника — хорошо рисовала и пела. Мальчик получил прекрасное образование. В семье Котельниковых все были очень талантливыми творческими людьми и проявляли особый интерес к точным наукам. Глеб Евгеньевич, несомненно, тоже был одаренным человеком. Он пел, играл на скрипке, выступал как дирижер, увлекался фехтованием. С весны 1910 года он - актёр в Петербурге (псевдоним Глебов-Котельников). Ко всему прочему у него были "золотые руки" слесаря, портного и токаря. Трудовая биография у Котельникова сложилась довольно пестрая. И все-таки в череде лет, смен занятий он нашел ключевое дело своей жизни — парашют.
Живя в Петербурге, он часто посещал ипподром за Каменным островом, где в то время проходили полеты аэропланов. Все началось 6 октября 1910 г., когда Котельников стал свидетелем гибели летчика Л. Мациевича. Потрясенный этой смертью, Глеб Евгеньевич задался целью создать спасательное устройство для авиаторов. После ряда попыток изобретатель построил первую в мире модель ранцевого авиационного парашюта универсального действия. Крышка ранца откидывалась особыми пружинами. Внутренняя полка на сильных пружинах выбрасывала парашют из ранца, как только открывался весьма простой и надежный затвор. Купол был выкроен из плотного шелка в форме плоского круга из 24 клиньев. Впервые в практике парашютостроения Г.Е. Котельников разделил стропы парашюта на 2 группы. Это дало возможность летчику при падении с парашютом выполнять скольжение и развороты в любом направлении.
Вначале конструктор назвал свое изобретение "спасательный прибор"; позже на обложке инструкции, вложенной в каждый ранец, было написано: "Инструкция к обращению с автоматическим ранцем-парашютом системы Котельникова", — и значительно позже Г.Е. Котельников назвал свой парашют РК-1 (Русский, Котельникова, модель первая). В дальнейшем Котельников значительно усовершенствовал конструкцию парашюта, создал новые модели. В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2, а затем модель парашюта РК-3 с мягким ранцем. В том же 1924 году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 м. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг.
Чиновники из военного министерства и летный состав с недоверием относились к новинке. Лишь спустя десятилетие, в начале 20-х годов, парашют Котельникова начал пользоваться популярностью.
Во время Великой Отечественной войны Котельников жил в Ленинграде, где он пережил блокаду. Затем он переехал в Москву, где и умер 22 ноября 1944 года. Именем Котельникова названа аллея на территории бывшего Комендантского аэродрома. А деревня Салузи близ Гатчины, где в лагере Офицерской воздухоплавательной школы в 1912 изобретатель испытал созданный им парашют, названа Котельниково. Парашюты Котельникова были приняты на вооружение советских ВВС, ВДВ и до сих пор применяются во время парашютной подготовки космонавтов и астронавтов всего мира.
Если стало интересно:
- Самые знаменитые изобретатели России / сост. С. Истомин. - М. : Вече, 2000. - 495 с. - (Самые знаменитые).
- Черненко, Г. Т. Второе призвание / Г. Т. Черненко. - Л. : Лениздат, 1982. - 160 с. - С. 158-159.