Печать
Просмотров: 15568

 

В литературу она ворвалась триумфально. "Трудно представить себе сейчас, как она была знаменита! Какие вызывала ожесточенные споры… Но все сходились на одном — талант!" — вспоминал Ираклий Андронников.

И популярностью Лидия Сейфуллина пользовалась далеко не только в литературной среде. Ее творчеством восхищались даже жители глухой сибирской глубинки, еще только-только начинавшие приобщаться к грамоте и книжной культуре. Произведения Лидии Сейфуллиной в 1920-1930-х годах были действительно у всех на устах.

Впрочем, это вовсе не означало, что человеческая и творческая ее судьба складывалась безоблачно…

 

Лидия Николаевна СейфуллинаЛидия Николаевна Сейфуллина (03.04.1889-25.04.1954) родилась в казачьей станице Варламово Оренбургской губернии  (ныне Чебаркульский район Челябинской области), в семье русской крестьянки и крещеного татарина. Лидочка рано осталась без матери. Как память о ней осталась небольшая библиотека, и девочка очень любила читать. Начальное образование она получила в церковно-приходской школе с. Александровка, а затем окончила Оренбургское епархиальное училище. Училась хорошо, много читала, и уже здесь проявлялись ее способности к писательскому делу.

Отец, сельский священник, много сделал для ее духовного воспитания и становления, он привил дочери любовь к природе, русской классике, развивал в ней чувство прекрасного.

 

Будущей писательнице пришлось рано начинать самостоятельную трудовую жизнь. Работала она в городских и сельских школах учительницей, преподавала в воскресной школе для рабочих. Одновременно сотрудничала в газетах, участвовала в любительских спектаклях и даже в качестве профессиональной актрисы несколько сезонов ездила по России с гастролями.

После Октябрьского переворота Лидия Сейфуллина занималась культурно-просветительской деятельностью в советских учреждениях, ликвидацией детской беспризорности. Но не бросала и журналистику.

 

Лидия Сейфуллина и Валериан Правдухин

В марте 1919 г. Лидия Николаевна с мужем-писателем Валерианом Правдухиным приехала в Челябинск. Оба работали в Челябинском губнаробразе. Сейфуллина была инструктором по внешкольному образованию, Правдухин – заведующий внешкольным подотделом. Читали лекции в Народном доме (теперь Театр для молодежи), реальном училище, городских клубах, были активными журналистами областной газеты «Советская правда» ("Челябинский рабочий").

 

Правдухин называл жену "заядлой книжницей". Особую роль сыграла Лидия Николаевна в развитии библиотечного дела в Челябинской области. Она заведовала Челябинской городской библиотекой (1919-1920), сегодня это - Челябинская областная универсальная научная библиотека. С июля 1920 г. возглавляла библиотечную секцию в областном управлении народного образования. За девять месяцев после освобождения Челябинска от колчаковцев при ее участии было открыто более двадцати библиотек. Сейфуллина организовывала литературные вечера, кружки в библиотеках, закупала книги, собирала конфискованную у богатых и брошенную литературу, и распределяла ее по библиотекам города.

 

Особое внимание Лидия Николаевна уделяла библиотечной работе с детьми, выступала с докладами на эту тему, читала лекции о роли рассказывания детям, детском чтении, методах привлечения к книге. Свои статьи о библиотечном деле она подписывала: "Библиотекарь", "Л.С.»" "Л.Н.", "Л.".

 

В 1922 г., имея за плечами богатый и разнообразный жизненный опыт, Лидия Сейфуллина становится профессиональным литератором. Именно она, а не Макаренко, впервые обратилась к теме перевоспитания бывших беспризорников в идейно подкованных строителей нового общества. Ее повесть "Правонарушители", написанная на одном дыхании, была введена в школьную программу и разослана во все школы Урала и Сибири в качестве методического пособия.

 

Творческий багаж Лидии Сейфуллиной, в общем-то, невелик: роман "Путники", повести: "Виринея", "Перегной", "Каин-кабак". Наверное, она могла бы написать значительно больше. Главная же причина этой "скупости" заключалась в том, что Сейфуллина никогда не писала "в угоду тенденции".

 

Показателен такой эпизод: московское издательство предложило Сейфуллиной договор на книгу о преуспевающем колхозе и колхозниках. Она отказалась. Когда ее большой друг писатель Владимир Бахметьев стал уговаривать Лидию Николаевну взять заказ, она сказала: "Меня мучают вопросы, на которые я не нахожу ответа. Я не могу лгать в своих произведениях, я не могу писать о передовом колхозе, зная многие их трудности. Я не могу взять этот заказ". Заказ был передан другому прозаику. Тот его выполнил и получил Сталинскую премию. "А могла бы и ты получить", — укорил ее Бахметьев. На что Сейфуллина ответила: "Зато в моем творчестве нет лживой книги".

 

"Самое главное — быть в своем творчестве искренней и правдивой, тогда тебе поверят и будут читать твою книгу". Эти слова можно считать творческим и нравственным кредо писательницы, которому она неукоснительно следовала всю жизнь.

 

К ней, неизменно прямой, участливой и доброжелательной, всегда тянулись окружающие, в том числе и собратья по перу. Кто только не бывал в небольшой двухкомнатной квартирке Сейфуллиной в проезде МХАТа, где она поселилась с мужем в 1923 году! Сюда забредали "на огонек" М. Шагинян С. Есенин, А. Новиков-Прибой, И. Бабель, М. Шолохов и М. Пришвин… Здесь и на даче в Переделкино бывали М. Светлов, Н. Асеев, В. Инбер, Б. Пастернак, А. Ахматова, другие известные писатели.

 

Лидия Николаевна Сейфуллина

В роковые тридцатые был репрессирован и расстрелян Валериан Правдухин, Лидию Николаевну спасло только чудо. Или – следующее обстоятельство.

"Она была знаменита, – поясняет литературовед Эрнст Маркин. – Так знаменита, что сейчас и представить себе невозможно. … ее уже изучали в школах, вышло в свет собрание ее сочинений… Фадеева, Фурманова, Шолохова – этих имен еще никто не знал, знали – Лидию Сейфуллину. Волна славы перехлестывает границы: пьесу "Виринея" ставят в Праге, Париже. В Берлине она сдружилась с Маяковским и выступала вместе с ним, ворча: "Владимир Владимирович, пожалуйста, не становитесь со мной рядом! Я же вам только до колен…". Он звал ее Сейфуллинкой, во время выступлений наливал ей воды и говорил: "Я подаю воду замечательной советской писательнице. Приветствуйте ее". А из зала раздавалось: "А где она? Ее не видно. Пусть встанет повыше!" На что Маяковский отвечал: "Сейфуллина достаточно высоко стоит на собрании своих сочинений".

"Многоуважаемая татарка Лидия Сейфуллина, – писал ей в 1934 г. из Крыма остроумный Максим Горький, – чертова кукла с глазами, как шарикоподшипники! Мною, старым воробьем от литературы и генералом от старости… давно уже было замечено, что Вы не только весьма даровитый литератор, но человечица, влюбленная в литературу и, главное, смело честная, искренняя…"

 

Более 30 лет отдала Лидия Сейфуллина литературе. Судьба людей на революционном переломе стала главной темой ее произведений. Ее произведения — эти литературные бриллианты, в которых многими гранями сверкает талант Сейфуллиной, маленькой черноволосой женщины с огромными глазищами — продолжают нас восхищать и сегодня.

ЧИТАЙТЕ произведения Лидии Сейфуллиной в юношеской библиотеке:

 

Литература о Л.Н. Сейфуллиной: