Печать
Просмотров: 2005

Мы часто даже не задумываемся и не интересуемся, какая судьба кроется за тем или иным названием и почему улица названа именно в честь этого человека. Мы привыкли в разговорах использовать фамилии этих людей, указывая ориентиры, назначая место встречи, иногда даже небрежно коверкаем и сокращаем их. И лишь немногие жители нашего города знают героев Великой Отечественной Войны, имена которых носят челябинские улицы. Если бы не самоотверженность этих людей и их преданность своему народу, вряд ли бы мы сейчас существовали как жители России. Память об участниках войны и их подвигах – это то малое, что мы можем сделать для людей, которым обязаны жизнью все последующие поколения.

В рамках проекта «Эшелон Победы», работа по которому ведется в ГКУК ЧОБМ в Год Памяти и славы, мы представляем вашему вниманию серию онлайн-публикаций «Их имена в названиях улиц…», посвященных героям Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы Челябинска.

Первая публикация посвящена улицам, которые называются в честь танкоградцев – тех, кто всеми силами приближал Победу, работая в тылу.

 

Среди названий славных и наград,
Которыми особенно гордятся,
Есть огненное слово: Танкоград,
Есть боевое званье: танкоградцы!
(Е. Ховив) 

 

Улица Героев Танкограда

Танкоград – город, не существовавший на карте. Но именно так именовался Челябинск в годы Великой Отечественной войны. 6 октября 2016 года жители нашего города впервые отметили День героев Танкограда.

Подвиг танкоградцев – это пример истинного патриотизма, мужества, трудолюбия и самопожертвования. Здесь всего за месяц было освоено массовое производство танков. Каждая пятая машина и каждый третий снаряд для фронта выпускался именно в Танкограде. Танкоград – это символ единения тыла и фронта. Это место, где ковалась Победа!

Пока миллионы советских граждан сражались на фронтах Великой Отечественной войны, коллективы предприятий нашего региона совершали трудовые подвиги, без которых победа была бы невозможна. Ситуацию осложняло то, что многие квалифицированные работники предприятий ушли на фронт. Поэтому трудовые коллективы состояли в основном из женщин, подростков и стариков. В тяжёлых условиях, при нехватке еды и порой прямо на морозе они стояли у станков иногда по 16-18 часов в сутки, при этом работали с полной отдачей, выполняли две-три нормы. Современникам остаётся только поражаться, какими нечеловеческими усилиями, сколькими жертвами достигался такой поистине фантастический результат. Станки ломались, а люди держались. Сколько еще люди смогут выдержать работу в нечеловеческих условиях, никто не думал. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» воспринимали буквально и жертвовали своим здоровьем и жизнями.

За обеспечение разгрома немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне город Челябинск награждён орденом Ленина. Медаль «За доблестный труд в ВОВ 1941-1945 гг.» увенчала ратный подвиг более ста тысяч наших земляков. Вот такой был вклад южноуральцев в победу, что труд их приравнен к ратному подвигу.

История Танкограда складывается из истории людей, которые внесли весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне. Среди них организаторы производства и конструкторы: И. М. Зальцман, Н. С. Патоличев, Ж. Я. Котин, С. Н. Махонин, Н. Л. Духов, М. Ф. Балжи, И. Я. Трашутин, Л. С. Баранов. Их называли «генералы Танкограда».

 

Улица Зальцмана

В расстрельном списке фюрера было несколько челябинцев, устранив которых, нацисты рассчитывали победить.

Исаак Моисеевич Зальцман (1905-1988) – танкоградец №1, организатор промышленного производства танков, генерал-майор инженерно-танковой службы, Герой Социалистического Труда (1941 г.), лауреат Государственной премии (1946 г.). В 1938 г. возглавил Ленинградский Кировский завод, который в 1941 г. эвакуировали в Челябинск. С октября 1941 г. – директор Кировского завода Наркомата танковой промышленности в Челябинске, заместитель наркома (1942-1943 гг. – нарком) танковой промышленности. Под его руководством поставили на производство 13 типов боевых машин, 6 видов танковых двигателей.

Величина этой неординарной личности требует отдельного рассмотрения. Человек, созданный для работы в экстремальных условиях военного времени. Он мог спать четыре часа в сутки, и этого ему хватало. Вместе со своими главными конструкторами Зальцман садился за рычаги и азартно водил танк на испытаниях и, несмотря на генеральский чин, мог надеть телогрейку и полезть копаться в двигателе машины.

Изобретал способы облегчить быт своих рабочих. Так, он организовал мастерскую по производству валенок, обул треть работающих на заводе и этим спас здоровье и жизнь тысячам танкоградцев.

     

Была в нем отвага, стремление брать на свои плечи самое невозможное и в то же время – доброта. Его боялись и боготворили.

Память о легендарном директоре Танкограда увековечена в названии улицы и на страницах многочисленных книг.

           

 

Набережная Патоличева

Одна из улиц Калининского района Челябинска с недавнего времени (2015 года) носит имя партийного и государственного деятеля Николая Семеновича Патоличева. Набережная Патоличева идет от улицы Молодогвардейцев вдоль реки Миасс по направлению к улице Чичерина.

Николай Семенович Патоличев (1908-1989) с 1942 по 1946 год был первым секретарем Челябинского обкома партии и внес значительный вклад в деятельность Танкограда. Челябинский этап жизни, эти неполные пять лет у руля Южного Урала, был, по воспоминаниям Николая Семёновича, самым значимым в его жизни, став испытанием на прочность характера.

В Челябинскую область в годы войны было эвакуировано более 200 промышленных предприятий. Перед Николаем Патоличевым поставили крайне сложную задачу: в короткие сроки создать на Южном Урале мощную промышленную инфраструктуру.

Одна из сотен его заслуг – идея создания Уральского добровольческого танкового корпуса (формирование его началось в 1943 г.). Всего за три месяца были сформированы команды добровольцев из числа коммунистов, подготовлена боевая техника и обмундирование.

От Челябинской области на фронт ушли 2900 танкистов-добровольцев. В память о корпусе на Аллее Славы в Челябинске установлен памятник танкистам-добровольцам.

     

В Челябинскую область во время войны было эвакуировано более 35 тысяч детей. Н. С. Патоличев обязал обком комсомола контролировать работу детдомов и интернатов, оказывать помощь детям фронтовиков и сиротам.

О масштабах личности этого человека можно судить и по такому факту: в самый разгар войны из центра поступил приказ заместителя председателя Государственного Комитета Обороны (ГКО) Вячеслава Молотова – вырубить сосновый бор (в районе мебельной фабрики) для нужд завода АМЗ, строительство которого велось в Танкограде. Война требовала жертв, косила людей миллионами. Какая мелочь – сосновый бор в сравнении с этим! Однако Патоличев, как никто другой, понимал: война рано или поздно закончится, а бор может стать местом отдыха горожан. «Челябинск и так обделён зеленью», – с таким аргументом Патоличев дерзнул обратиться к самому Сталину, единственному, кто мог отменить приказ Молотова. «А в другом месте древесину в те же сроки найдёте?» – спросил Сталин. «Найду», – заверил Патоличев. С таким условием просьба была удовлетворена.

В 1978 году Николай Патоличев был удостоен звания «Почётный гражданин Челябинска».

 

Улица Трашутина

В начале Великой Отечественной войны по постановлению ГКО СССР из Харькова в Челябинск был эвакуирован завод № 75. Вместе с заводом эвакуировался и его главный конструктор – Иван Яковлевич Трашутин (1906-1986).

С октября 1941 года И. Я. Трашутин стал главным конструктором по моторостроению Челябинского Кировского завода и специального конструкторского бюро № 75, которое ему довелось возглавлять следующие 40 лет жизни.

За рост и преданность своему детищу – дизельному двигателю В-2 – в народе его прозвали Иван Большой и Иван Дизель. Трашутин регулярно ездил на фронт, чтобы смотреть, как работают его двигатели в бою. Немцы за войну так и не смогли вставить в танки дизель, хотя они были основателями дизельных двигателей в тракторах. После войны под руководством И. Я. Трашутина были созданы дизельные двигатели, приспособленные для нужд народного хозяйства.

Ивану Яковлевичу Трашутину было присвоено звание «Почетный гражданин города Челябинска» 19 сентября 1978 года. При жизни (2 июня 1983 года) ему был установлен бронзовый бюст в парке близ Комсомольской площади Челябинска.

Инженеры осматривают топливный насос Челябинск. Кировский завод Наркомата танковой промышленности (ЧТЗ) Слева направо: начальник конструкторского бюро Я. Е. Вихман, главный конструктор И. Я. Трашутин, заместитель секретаря парткома П. Е. Саблев

     

     

 

Улица Котина

Жозеф Яковлевич Котин (1908-1979) – выдающийся конструктор тяжелых танков и гусеничных машин специального назначения.

Окончил Академию бронетанковых войск. С 1932 года работал в КБ научно-исследовательского отдела академии. С 1937 года – главный конструктор СКБ-2 Кировского завода (г. Ленинград). Под его руководством были созданы и поставлены на серийное производство тяжелые танки КВ. Во время войны возглавлял СКБ-2 Челябинского Кировского завода (Танкограда), обеспечивал серийный выпуск танков. Одновременно работал заместителем наркома танковой промышленности, координировал опытно-конструкторские работы на танковых заводах. С 1943 года – начальник и главный конструктор опытного завода № 100.

Под руководством Котина созданы танки ИС, ИС-2, ИС-3 и самоходные артиллерийские установки СУ-152, ИСУ-152 и ИСУ-122 на их базе. Машины, разработанные в годы Великой Отечественной войны и в первый послевоенный период на Кировском и на опытном заводе, руководимом генерал-майором, а затем генерал-лейтенантом инженерно-танковой службы Ж. Я. Котиным, воплощали в себе много оригинальных идей и конструктивных решений.

     

В 1968-1972 гг. заместитель министра оборонной промышленности. Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Государственной премии, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки России.

     

Ветераны КБ, соратники и ученики Ж. Котина издали о нем книгу «Конструктор боевых машин» (1988 г.)

В 1986 году безымянный пик 4820 м в районе Туркестанского хребта Тянь-Шаня назвали «Пик Котина». В Челябинске в Тракторозаводском районе Челябинска установлены три мемориальные доски в его честь.

     

Одна – на жилом доме, находящемся по адресу: проспект В.И. Ленина, дом № 15, где жил конструктор. Другая мемориальная доска установлена на жилом доме, находящемся на пересечении улиц Котина и Героев Танкограда. Кроме того, имеется мемориальная доска на здании школы № 86 Тракторозаводского района г. Челябинска. В школе работает музей Жозефа Котина.

 

Война затронула все стороны жизни людей, вызвала большие материальные лишения, радикально изменила жизнь людей. Чем дальше от нас победный май 1945 года, тем дороже для нас и, главное, для будущих поколений, знания о том, что пришлось пережить нашим дедам и прадедам. Пусть имена, судьбы и лица наших земляков, трудившихся в тылу, не будут забыты.