Споры вокруг фантастики не утихают вот уже больше полувека. Жанровое, видовое, стилистическое и концептуальное разнообразие произведений заставляет учёных мужей ломать копья по поводу разработки стандартизованной классификации этого прозаического направления. И с каждым годом фантастические произведения становятся всё более необычными, странными, всё больше выходящими за грани привычного.

Мы подобрали для вас пять самых интересных фантастических книг, которые выходили в последние месяцы, а пользователи популярных книжных агрегаторов написали свои рецензии на эти издания. 

Фантастика

Миллиарды различных граней будущего, отраженные в сознании грядущих людей, ещё не существующих,
но создаваемых нашим воображением, — вот практически беспредельное поле для произведений научной фантастики.

Иван Ефремов

 Фантастика имеет дело не с человеком, а с человеческим родом как таковым,
и даже с возможными видами разумных существ.

Станислав Лем

Филис Кристин Каст «Солнечная воительница»

 

ФантастикаРецензия пользователя Юдина Оксаночка с сайта labirint:

Эта серия книг меня затянула с головой. С огромным нетерпением жду выхода третьей книги. Очень интересно узнать о судьбе главных героев. Сюжет завораживает непредсказуемыми поворотами. Переживаешь на только за людей, но и за их спутников-собак и рысь. Кто любит фэнтази советую окунуться в мир Ф.К. Каст.

Рецензия пользователя OctoberTime с сайта MyBook:

Все перемешалось в жизни Псобратьев и Землеступов. Свежеватели сошли с ума и идут войной на жителей города на деревьях пострадавшего от пожара. Ник и Мари собирают уцелевших и создают новый "клан" под названием Стая...

Выдуманный мир становится все обширнее и интереснее.

Сюжет второй книги, как и первой, интригует, вплетая твои мысли в действия. "Солнечная воительница" читается уже гораздо серьезнее, чем "Избранная луной". Мари открывает в себе новые способности, собаки проявляют себя с неожиданной стороны, рысь наемника выступает на передний план, а "голос богини" Голубка решает все бросить и искать помощи. Динамика сюжета и множество происходящих событий позволили мне осилить 500 с лишним страниц за несколько дней, что для меня настоящий рекорд.

С нетерпением жду третью часть. Ведь в ней ждет противостояние с самой Смертью.

По результатам расследования:

Вторая книга серии «Сказки нового мира», рассказывающая о последствиях мировой катастрофы, после которой люди вернулись к клановой системе. Это неплохой роман о подростках и сложном мире, где никому нет дела до истинной дружбы и любви.


Кристи Голден «Повелитель кланов»

 

ФантастикаРецензия пользователя Deliann с сайта Livelib:

Компания Blizzard хотела в свое время выпустить компьютерную игру в приключенческом жанре, которая называлась бы Warcraft Adventures: Lord of the Clans. Однако что-то не срослось, боссы не захотели рисковать и проект закрылся. История становления орка Тралла же перекочевала в данную книгу с названием «Повелитель кланов».

На мой взгляд, это наиболее сильная и интересная книга из всей Warcraft серии, изданной в России. Сюжет в меру драматичный и динамичный, пусть и не отличающийся оригинальностью (уже из названия понятно, кем именно станет раб Тралл к концу книги). Язык повествования не беден, но и особыми красивостями не блещет. Вся история занимает порядка трехсот страниц и прочитывается за пару вечеров без особых проблем. Что особенно приятно — книга не рассчитана только на фанатов (хотя, безусловно, поклонники игры представляют собой основной контингент покупателей), ее можно читать и тем, кто никогда в жизни не играл в первоисточник.

В целом книга оставляет приятное впечатление, как не напрягающий ум боевик в антураже известной фэнтези-вселенной. Фанатам правда будет конечно же мало.

Следствие по делу установило:

«Повелитель кланов» является одной из немногих книг по лору World of Warcraft, которую могут читать не только преданные фанаты серии игр, но и люди, которые совсем ничего и никогда не слышали о Warcraft.


Ким Стэнли Робинсон «Красная луна»

 

ФантастикаРецензия пользователя FelixMeyer на сайте Livelib:

Если бы эта книга была написана лет на 35 раньше, то я бы даже назвал это произведение "киберпанком". Посудите сами: один из главных героев - механик, устанавливающий квантовый шифратор на Луне. Вполне что-то среднее между "Джонни-Мнемоником" Гибсона и "Схизматрицей" Стерлинга. Вместо крутой наёмницы, напарница - революционерка, так что характер у неё посильнее, чем у только что упомянутого героя. Собственно 'tech' достаточно 'high', и полмиллиарда малоимущих китайцев, живущих за чертой бедности и без гарантий каких бы то ни было прав - никто не отменял. Так что очень похоже. По крайней мере, мне так показалось. Блокчейн прилагается.

К сожалению, сейчас эта книга воспринимается как просто набор штампов. Кроме того, Ким Стэнли Робинсон, пропагандирует те же мысли, что, например, в "Авроре": здесь есть место и попыткам заставить ИИ самообучаться, немного размышлений про экосистему, биосферу и климат. Так что, к сожалению, это просто очередной фантастический роман, чтобы прочитать и забыть. В этот раз скорее в жанре детектива.

Мне сложно судить о том, насколько раскрыта тема социального устройства и философия китайской души, но судя по дешёвым шуточкам про социализм, непрестанному упоминанию Мао Цзэдуна, Дэна Сяопина, событий Культурной Революции и событиях на площади Тяньаньмэнь - автор либо очень иронизирует, но глубокого экскурса в культуру Китая я не увидел. Упоминания СССР и Ленина также прилагаются, видимо, для полноты картины.

Так что у меня складывается ощущение, что это тоже - дань моде и привычка мыслить в терминах геополитики конца XIX - середины XX веков, хотя попробуйте её найдите в глобализованном мире. Клюква. Так что, наверное, логично, что после "Годов риса и соли" и "Марсианской трилогии", у Робинсона в итоге выкристаллизовалась такая смесь. Только гремучей она, на мой взгляд, не получилась.

Рецензия пользователя Kelderek на сайте LiveLib:

В наш век есть большая проблема с новыми идеями, есть проблема с глобальными идеями. В обществе, а значит и в литературе. «Красная Луна» - живой пример тому как фантастика подчиняется этим веяниям и теряет в размахе и полете.

Первое впечатление от книги – Робинсон решил переписать марсианскую трилогию. Издание пересмотренное, дополненное. При этом ход вполне в духе традиций. Эдгар Райс Берроуз в свое время тоже начал сперва с Марса, а потом переместился на Луну (интересно, Венера у Робинсона тоже будет?).

Как и в марсианской трилогии в «Красной Луне» тот же подход и набор тем – экология, политика и, конечно же, что-то вроде революции на закуску. Также как и в «Марсах» нас прокатят по планете, хотя чуть более бегло и сжато.

В отличие от марсианской трилогии период первоначального строительства опущен. В остальном же перед нами опять картины фантастического реализма. Робинсон не поражает нас ослепительным обликом недалекого будущего, а вновь погружает нас в самую его гущу, как будто оно уже здесь, рядом, и нет никакой необходимости им восторгаться и перед ним благоговеть.

В целом же «Красную Луну» можно охарактеризовать как роман эпохи победившего капитализма. Но капитализма не примитивного, а мечтающего о внутреннем преображении, о левизне, гуманности, правовых гарантиях. Поэтому не можешь отделаться от мысли, что эта книга, по своему внутреннему ощущению триумфа и уверенному пафосу «революция продолжается!», выдержанному в рамках постсоветской парадигмы, очень близка к типовому фантастическому продукту, печатавшемуся у нас в «Библиотеке советской фантастике». Хороший повод для ностальгии, но достаточный ли для восторгов?

Кому-то роман может показаться неярким, мелкотравчатым с точки зрения тематики, пронизанным атмосферой переутомления и сытости, напитанным капреалистическим духом. Все это будет верно. И даже остросюжетная интрига, растянутая почти на всю книгу, не в состоянии переломить общей вялой атмосферы. Но в этом есть свое очарование, этому есть свое объяснение.

Потеря глобальных перспектив, мечты, которая стояла за дотошным описанием процесса терраформирования и социальных коллизий неизбежно оборачивается с одной стороны – реализмом, с другой стороны неизбежной скукой. Но настоящий космос таким – скучным, по всей видимости, и является. Для кого-то наша вчерашняя высокая романтическая мечта - малое дело, продукт прагматичных политических решений.

Следствие по делу установило:

Новый фантастический роман одного из сильнейших фантастов современности оказался не так хорош, как «марсианская трилогия», но точно заслуживает внимания любителей sci-fi-жанра. Если же для вас этот жанр в новинку, «Красная Луна» хорошо подойдет для вдумчивого погружения.


Андрей Рубанов   «Финист ясный сокол»

 

ФантастикаРецензия пользователя Evangella с сайта LiveLib:

Три истории от лица Глумилы-скомороха, Кожедуба — мастера по изготовлению брони и прочих доспехов, а так же Соловья-Разбойника. Про любовь, про дружбу, про лад и ряд, да вечный Коловрат. Ничего общего не имеют со сказкой, знакомой с детства.

Очень неторопливая небылица. Вы подробно узнаете про жизнь каждого персонажа, про судьбу их родных племен. Кто такие, откуда тут появились и куда удалились. На любителя. Но уж если придется по душе, то к книге, как магнитом будет тянуть.

Поклонники обычного фэнтези, быстрого развития событий и классических приемов жанра — лучше сразу проходите мимо. Тут пока до знакомства главных героев — Марьи и Финиста — дойдет, вы уже утомитесь и потеряете надежду. А потом окажется, что они не совсем главные. Или когда главные, а когда и третьестепенные, а суть совсем в другом. И будете задаваться вопросом — кто все эти люди и зачем так подробно нам надо знать всю их биографию с генеалогией вплоть до седьмого колена? А в этом самый смак, если вы тот самый любитель).

Язык не повернется назвать это произведение фэнтези. Сказ, былина или изустная побывальщина, как в аннотации указано, — вот это в самый раз. Спросите — в чем принципиальная разница? Я вам точно не отвечу. В ощущениях, в восприятии, в послевкусии, в какой-то детской вере, что в далекие языческие времена мало ли что могло быть) Много во что невероятное люди верят. Вроде взрослые, умные, образованные. Так почему на несколько дней не сделать вид, что тысячу лет назад по небу действительно летали разные Финисты и Змеи Горынычи, а Баба Яга с Лешаками, кикиморами и всякими мавками речными полагались на каждый отдельно взятый лес и водоем согласно штатному расписанию?)

Тем более, Андрей Рубанов на язычестве не останавливается, а искусно протягивает тонкие нити к христианству и прочим религиям, резонно замечая - и правда, мало ли во что разные люди верят? А от веры рукой подать до размышлений на темы — как мир устроен, как люди между собой ладят, как общество пытается добиться лада и ряда, как сильные мира сего с простыми людьми глотки друг другу грызут или миром расходятся, как бездумное потребительство людям летать мешает. Характеры у персонажей сказочно цельные, так и хотелось про каждого сказать — вот, были люди в не наше время! Не то что современные моральные задохлики. Автор как бы и сам периодически тоскует, что нельзя хоть на недельку в отпуск в свою былину попасть. Потому регулярно срывается на предсказания, трактования и некое подобие аналитического сравнения волшебного жития-бытия с современными реалиями. Знаю, что многих такое может выбесить, но я лишь поулыбалась. Автор хитрый, там каждое его предположение во все стороны света трактовать можно, на любой вкус, хоть в местечковом масштабе, хоть в глобальном. Маленький минус лично от меня — последняя часть мне понравилась чуть меньше, когда автора понесло непонятно зачем в какие-то джедайские технологии, да и закончилось пусть довольно правильно, но не совсем по моему вкусу. Но это мелочи.

Хорошая книга для наслаждения отличным певучим русским языком, добротной сказочной историей и неким осовремененным подтекстом. Буду надеяться, что Наталья О’Шей, она же Хелависа, все же вдохновится данной книгой и напишет хотя бы одну песню, как обещано на обложке.

Рецензия zhivaev на сайте FantLab:

Начинал я читать книгу, думая, что скорее всего — буду долго ее читать. Неожиданно первая часть затянула меня и я проглотил ее моментально. От второй части я был в совершенном восторге — настолько история, рассказанная Кожедубом была близка к реальности происходящего. Я уже думал, что поставлю книге твердую десятку и запишу ее в любимые. И тут я начал читать третью часть ((( Третья глава оказалась сильно упрощенной, по сравнению с предыдущими, все происходящее в ней смахивает на плохой фантастический детектив, поступки всех действующих лиц вызывают сомнение в их адекватности. У меня возникло ощущение, что автор старался как можно быстрее «добить» книгу до конца.

Тем не менее, за вторую главу — благодарен.

Следствие по делу установило:

Крайне необычный для современной русской литературы роман. Это одновременно и очень жанровый роман, и роман, написанный в рамках классической традиции прозы. Сказка и фэнтези здесь глубоко переплетены и дополняют друг друга, а реалистичный взгляд автора на события позволяет сделать повествование понятным и приятным для читателя. Хотя это и не та проза, которая проглатывается за два вечера.


Эдуард Веркин «Остров Сахалин»

 

ФантастикаРецензия пользователя DeadHerzog с сайта LiveLib:

Крайне забавная книга, потому что это классический постап (с ядерной зимой и зомби), местами оригинальный, местами шаблонный, но благодаря привязке к АПЧ (Антону Павловичу Чехову – прим. редактора) умудрился выбиться из фантгетто и воспринимается многими как серьезная мейнстримная литература. Несмотря на то, что Чехова я не читал, очень хорошо было видно, в каких местах автор опирается на Антона Павловича - текст вроде не менялся, но какое-то неуловимое дуновение тут же подсказывало: во, тут Эдуард Веркин явно использует труд классика.

модельная электростанция, работающая на сушеных мертвецах

В романе, к сожалению, присутствует определенная неряшливость. То майор вдруг станет полковником, потом снова майором, то персонаж, который вроде спал, описывается как что-то делающий, хотя вроде не упоминалось, что он проснулся, кореец в одном предложении может легко превратится в китайца в следующем. Я уж даже не буду говорить, что сама по себе идея, что Япония выживет в ядерном апокалипсисе, тоже довольно смешная, особенно учитывая, кто именно, по версии автора, станет его инициатором.

господин Т. ответил, что скоро я перестану искать смысл в каторге, потому что его нет

Книга весьма задорная, с неким ухарством и иронией, и читается и усваивается довольно легко, как йогурт с кусочками фруктов. Описания постоянного членовредительства и человекоубийства - красочного или на худой конец массового - автор дает как-то походя, не то чтобы равнодушно, а как само собой разумеющееся, эдакие этнографические зарисовки, обычай тут такой, что поделать. Эти описания даже создают странную душевную атмосферу упорядоченности и логичности.

Здесь очень сочная и вкусная бытовуха. Авторы постапа зачастую не размениваются на детали, главное - фон и действие, Веркин же, благодаря использованию элементов травелога (Маккарти нервно курит в углу) вываливает целый ворох подробностей - как живут, что едят, как сидят, обычаи, общество, коррупция, народное хозяйство, промышленность - все это подано удивительно компактно и познавательно.

Рецензия пользователя Fantdorn с сайта Fantlab:

«Остров Сахалин» это очень необычная, атмосферная и печальная история. История о жестоком постапокалиптическом мире, в котором цена человеческой жизни равна ценности тела, из которого можно наварить мыла или сжечь в топке электростанции.

Роман «зайдет» не всем — его действительно тяжело начинать читать. У Веркина всегда был необычный слог — резкий, как взмах серпа и тяжелый, как удар молота. Литературное воплощение советского герба. Веркин не дает с первых страниц объяснения что, как, кто и где. Что к чему можно понять только страниц через сто. Но и потом автор, с помощью даже одной фразы, может так дополнить мир, что все переворачивается с ног на голову.

Кстати, нашлось место и юмору. Но юмору странному, местами просто абсурдному. А такой он и должен быть в мире «Острова Сахалин».

Не люблю вдаваться в крайности, но «Остров Сахалин», пожалуй, лучший роман в жанре постапокалипсиса за последние несколько лет.

Следствие по делу установило:

Эдуард Веркин создал крайне нетипичный роман. Оммаж чеховскому «Острову…», классическая лагерная проза, постапокалипсис, зомби-экшен – это далеко не полный список заимствованных автором идей. Для любого другого автора такой микс мог бы превратиться в неподъемную ношу, но Веркину удалось сделать невозможное. Если вас не пугают огрехи и отсутствие внятной редактуры, «Остров Сахалин» станет для вас открытием 2019 года.