320 лет назад 27 ноября 1701 года родился шведский астроном, физик и геолог Андерс Цельсий

1Он экспериментально подтвердил гипотезу Ньютона об эллипсоидной форме земли, но не этим он известен широкой публике, а температурной шкалой. Вся жизнь ученого была связана со шведским университетским городком Уппсала. Талант Цельсия проявился в детстве – в 12 лет он решил все задачи в университетском учебнике по высшей математике. Его дед и отец являлись профессорами местного университета, и сам Андерс получил эту должность, не достигнув даже 30 лет. Во время научной командировки в Германию Цельсий издал книгу «Триста шестнадцать наблюдений за полярными сияниями, выполненных с 1716 по 1732 г.». Он был одним из первых физиков, обративших внимание на то, что стрелка магнитного компаса отклоняется в момент наблюдений. Это позволило ему заключить, что природа северного4 сияния как-то связана с магнетизмом. В 1740 году Цельсий возглавил Уппсальскую астрономическую обсерваторию. Он весьма точно измерил яркость 300 звезд.

В 18 веке ученые пытались найти наиболее точный способ измерения температуры окружающего пространства и предложили более 30 различных шкал измерения.  Чаще всего, это были различные вариации двух основных идей – взять за эталон точку замерзания воды, впервые предложенную в 1665 году голландцем Христианом Гюйгенсом, или температуру тела здорового человека. В 1724 году французский естествоиспытатель Рене Реомюр предложил принять точку замерзания за 0, а точку кипения – за 80 градусов Реомюра.

Когда Цельсий опубликовал свою главную работу в 1742 году, он уже был болен туберкулезом. Это описание3 стоградусной шкалы термометра, в которой температура кипения воды при нормальном атмосферном давлении была принята за 0 градусов, а температура таяния льда – за 100 градусов. В 1745 году шведский натуралист Карл Линней (1707-1778) перевернул эту шкалу с ног на голову, приняв за 0 градусов температуру таяния льда. Ею мы и пользуемся до сих пор, называя ее шкалой Цельсия (это решение было принято в 1948 году на IX Генеральной конференции мер и весов). Интервал между температурами таяния льда и кипения воды при нормальном атмосферном давлении (101325 паскалей, или 760 миллиметров ртутного столба) разделен на 100 частей.

Всякий раз, когда мы берем в руки градусник, невольно вспоминается имя шведского ученого.