3 марта 2024 года – 190 лет со дня рождения Сергея Михайловича Третьякова, русского мецената и собирателя живописи.

1Имя Сергея Михайловича Третьякова, собирателя западноевропейского искусства, коллекция которого легла в основу собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, известно не столь широко. О нем чаще вспоминают в связи c Павлом МихайловичемТретьяковым. Однако при жизни братьев некоторое время большей известностью пользовался младший из них – Сергей, а Павел, владелец уже известной тогда художественной галереи, представлялся москвичам как брат городского головы. Когда звучало имя одного из братьев, незримо присутствовал и другой. Пройдя по жизни вместе, каждый из них оставил свой след в истории Москвы и русской художественной культуры.

Он любил общество, больше, чем старший брат, активнее входил в социально-политическую жизнь города. Общественную деятельность начал с 1866 года, когда   был назначен гласным Думы.

Самым ярким периодом жизни Сергея Михайловича стало избрание его московским городским головой в 1877 году. Это время для России было непростым. Страна только оправилась после поражения в Крымской войне и следом начинается Русско-турецкая война на Балканах. В правление Сергея Михайловича Москва включилась в общероссийский сбор средств на нужды войны. Широко известен факт: в апреле 1877 г. Московская дума пожертвовала 1 млн. рублей на военные нужды. Сам Третьяков лично принимал участие в сборе.

В период руководства городом Сергеем Михайловичем был сделан существенный шаг в его развитии. Увеличилось число училищ: с 34 до 55. В 1880 г. Городская дума по инициативе С.М. Третьякова приобрела участок земли для строительства реального училища для мальчиков. Ежегодно на его содержание отпускалось 28 тыс. рублей. Это был первый техникум в Москве. При активном участии Сергея Михайловича в июне 1880 года прошли Пушкинские торжества в честь 100-летия со дня рождения, был открыт памятник поэту на Страстной площади. Третьякову удалось собрать молодых специалистов, инженеров, архитекторов, врачей, из которых многие оставили своё имя в городских летописях.

Сергей Михайлович занялся коллекционированием позже своего брата – в начале 1870-х. Принципы2 собирательства и особенности коллекций братьев Третьяковых отличались друг от друга. Однако есть и сходство: Павел и Сергей начинали коллекционирование с современной живописи и не скрывали своих симпатий к жанру пейзажа, а по мере роста собрания возникло желание представить историю искусства в развитии, и тогда начался поиск произведений предшествующих столетий. Коллекция Павла располагалась в специально построенных залах при его доме в Толмачах и была доступна широкой публике с 1881 года, коллекцию Сергея, находившуюся в жилых комнатах особняка на Пречистенском бульваре (Гоголевский бульвар) могли увидеть только знакомые и по рекомендации. Сергей Михайлович интересовался современной западной живописью, прежде всего – французской, которая ценилась дороже произведений русской школы. Начинающему русскому коллекционеру было довольно сложно разобраться в художественной жизни Парижа, где сосуществовало множество стилей и жанров. На первых порах, как полагают исследователи, Сергея Михайловича консультировал И. С. Тургенев.

3Сергей Михайлович покупал произведения искусства не только у коллекционеров и торговцев, он4 посещал крупнейшие выставки, в том числе всемирные. Так, картина Жюля Бретона «Рыбаки в Ментоне» была приобретена им на Всемирной выставке в Париже 1878 года.

Сергей Михайлович Третьяков первым среди русских коллекционеров попытался отразить в своем собрании историю французской живописи XIX столетия. Начиная со второй половины 1880-х в его коллекции появляются картины основоположника классицизма рубежа XVIII–XIX веков Жака-Луи Давида, представителей французского романтизма Делакруа и Жерико. В коллекцию вошли работы художников – Теодора Руссо, Диаза де ла Пенья, Дюпре, Добиньи, Камиля Коро (его картина «Купание Дианы» стала последним приобретением Сергея Третьякова). Среди современных художников реалистического направления младший Третьяков избрал Милле, Курбе, Бастьена-Лепажа. С начала 1880-х годов Сергей Михайлович стал приобретать и произведения других европейских мастеров. Так, у него появились картины популярных живописцев: британца Лоуренса Альма-Тадемы, венгра Михая Мункачи, испанца Мариано Фортуни, покорившего многих русских художников.

Коллекция младшего Третьякова всегда была открыта для избранного круга людей: молодых5 художников, учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В коллекции Третьякова младшего были работы отечественных художников. Среди них картины «Лунная ночь» И. Крамского, «Украинская ночь» А. Куинджи, «Вид из Помпеи на Кастелламаре» и «Голова мальчика-пиффераро» А. Иванова, «Портрет Е. А.Третьяковой» А. Харламова, «Ипатьевский монастырь» и «Летняя ночь на Неве у взморья» А. Боголюбова, «Художники в приемной богача» Ф. Бронникова, «Прогулка барыни» В. Маковского, «Женская головка» Ю. Лемана, «Пейзаж» Е. Дюккера и другие.

16 ноября 1888 года Сергей Третьяков передал свою коллекцию Москве. Вопрос о слиянии коллекций и создании городской художественной галереи был решен братьями задолго до этого, это был один из главных пунктов их завещаний. На момент передачи городу коллекция Сергея Михайловича насчитывала 84 произведения западноевропейской живописи и рисунка. Коллекция Сергея Михайловича Третьякова заняла центральное место в истории русского собирательства.

 

Сергей Михайлович Третьяков в библиотеке «Мост»

  • Алдонин, С. Искусства русского приют / С. Алдонин // Свой. – 2021. – № 4. – C.16–20.
  • Воротынцева, К. Зельфина Трегулова: «Нужно постоянно искать новые форматы разговора со зрителем» / К. Воротынцева // Культура. – 2022. – 22 декабря. – C. 16–17.
  • Кудряшов, К. Собирателя образ / К. Кудряшов // Аргументы и факты. – 2022. – 28 декабря – 10 января. – C. 17.
  • Третьяковская галерея : путеводитель. – Москва : Аякс-Пресс, 2008. –120 с. – (Полиглот).
  • Церетели, Т. «Скандальная классика» в Третьяковке / Т. Церетели // Культура. – 2021. – № 11. – C. 28–29.