Руал Амундсен... 140 лет со дня рождения норвежского полярного путешественника и исследователя
16 июля – 140 лет со дня рождения норвежского полярного путешественника и исследователя Руаля Амундсена.
Этот человек выразил своей жизнью одно из важнейших свойств человеческих — целеустремленность. Его старший друг Фритьоф Нансен писал: "Он сам наметил свой курс и взял его, не кинув назад ни одного взгляда..." Есть у Амундсена одна черта, делающая его исключительной фигурой в ряду великих первооткрывателей и первоисследователей Земли: тщательная подготовка средств для достижения поставленной цели. В ней — объяснение того, что практически все экспедиции Амундсена были удачными. Кроме последней...
Руаль Амундсен родился на берегу одного из живописных норвежских фиордов, в семье, принадлежавшей к старинному роду мореплавателей и судостроителей. Его старшие братья связали свою судьбу с морем, а младший, Руаль, по просьбе матери поступил учиться на медицинский факультет университета. Но всегда мечтал о путешествиях, и его любимым чтением были книги английского мореплавателя Джона Франклина про исследования Арктики. Мечта о дальних странствиях овладела им в детстве. Еще тогда Руаль твердо сказал себе: "Я буду исследователем Севера". И он стал к этому готовиться, закалял себя, обливался холодной водой, спал зимой при открытом окне. После окончания школы Амундсен устроился матросом на парусную шхуну, промышлявшую тюленей, чтобы хорошо изучить морское дело. В суровом плавании к берегам Шпицбергена укрепилось его здоровье, а главное — сила духа. Он хочет приобрести как можно больше опыта в морских плаваниях: переходит со шхуны на шхуну, плавает то в Арктику, то в Мексику, то в Африку, проходит по лестнице корабельной службы от матроса до шкипера. В 1897—1899 гг. Амундсен в роли штурмана принял участие в бельгийской антарктической экспедиции на судне «Белжика» («Belgica») под командованием бельгийского полярного исследователя Адриена де Жерлаша. Предприятие чуть было не закончилось катастрофой: исследовательский корабль «Бельжика» вмёрз в паковые льды, и экипаж был вынужден остаться на зимовку в условиях полярной ночи. Цинга, анемия и депрессии измотали участников экспедиции до предела. Прошло долгих 13 месяцев, прежде чем «Бельжика» окончательно освободилась из ледяного плена.
По возвращении из Антарктиды Амундсен сдал экзамен на капитана дальнего плавания и решил попытаться пройти через арктические проливы Канады, которые оказались непроходимыми для более чем сорока экспедиций. Он купил изрядно подержанную 47-тонную парусно-моторную шхуну«Йоа» («Gjøa»), тщательно её отремонтировал, испытал в нескольких пробных плаваниях и 16 июня1903 г. Амундсен с шестью спутниками отправился из Норвегии на борту «Йоа» в свою первую арктическую экспедицию. Шхуна пересекла Северную Атлантику, вошла в Баффинов залив, затем преодолела проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября была поставлена на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Амундсен завязал дружбу с эскимосами, которые до этого ни разу не видели белых людей, купил у них куртки на оленьем меху и медвежьи рукавицы, научился строить иглу, заготавливать пеммикан (пищу из высушенного и истолчённого тюленьего мяса), а также обращаться с ездовыми лайками-хаски.
Зимовка прошла благополучно, но бухта, в которой стояла шхуна, летом 1904 г. не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку, в это время весь мир считал его пропавшим без вести. Только 13 августа1905 г. корабль смог вырваться из ледяного плена, и норвежцы отправились дальше на запад. Через три месяца напряжения и томительного ожидания экспедиция обнаружила на горизонте корабль, отплывший из Сан-Франциско — Северо-Западный путь был пройден. Но вскоре после этого судно вмёрзло в лёд, где оставалось всю зиму.
Стремясь сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с капитаном американского корабля, в октябре отправляется в 500-мильное путешествие в Игл-Сити на Аляску, где находилось ближайшее телеграфное соединение с внешним миром. Этот нелёгкий путь он проделал на собачьих упряжках, и, перевалив через горы почти 3-километровой высоты, 5 декабря добрался до города, откуда возвестил миру о своём подвиге. Позднее Амундсен вспоминал: «По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33».
Привезённые им научные материалы много лет обрабатывали зоологи, океанологи и этнографы, а научные общества разных стран приняли его в свои почётные члены.
Амундсен был первым, кто пришел на Южный полюс Земли, на месяц опередив английскую экспедицию Роберта Скотта. Поход Руаля Амундсена к Южному полюсу в 1911 г. великолепен по замыслу и его воплощению. Кажется, все сделано без малейшего усилия, лишь по волшебству или по необыкновенному счастливому везению. Но Амундсен говорил: "Победа ожидает того, у кого все в порядке, не упущены мелочи, все предусмотрено, и это называется удачей!"
За кажущейся легкостью — огромный, тяжелейший труд, но глубоко продуманный, организованный. Южный полюс — вершина его жизни. Он мог бы на ней оставаться: она сама по себе достаточна для бессмертия. Но ему всего лишь 40 лет. И он не был бы Амундсеном, если бы не ставил перед собой новые цели. Первое, что он обязательно должен сделать: на дрейфующей льдине достичь Северного полюса. В 1917 г. спущена на воду яхта "Мод", построенная Амундсеном по типу нансеновского "Фрама". В июле следующего года экспедиция с запасом продовольствия и снаряжения на пять лет вышла из Христианин (так тогда называлась столица Норвегии Осло). Корабль Амундсена шел на восток, мимо берегов России. Вскоре льды преградили дальнейший путь. У берегов Таймыра прошла первая зимовка. Чукчи были частыми гостями на борту "Мод". С ними у норвежцев установились теплые, дружеские отношения. На борту освободившейся из ледового плена яхты отправились в далекую Европу две маленькие чукотские девочки-сироты. Амундсен привез их в Норвегию, дал европейское воспитание и образование.
В 1920 г. плавание Северным морским путем завершено. А у Амундсена — новая идея: совершить перелет на самолете к Северному полюсу. В мае 1925 г. два самолета стартовали со Шпицбергена. Курс взят на полюс. И когда до него оставалось всего 220 км, пришлось произвести вынужденную посадку на дрейфующий лед, а потом на разбитом трещинами льду готовить самолет к взлету. На это ушло около месяца. Но взлет состоялся, хотя казался невероятным.. . Ровно через год Амундсен все же пролетел над точкой Северного полюса — на дирижабле "Норвегия", а затем пересек Северный Ледовитый океан от Шпицбергена до Аляски, находясь в воздухе 75 ч.
В 1928 г. в Арктике разыгралась трагедия: потерпел катастрофу итальянский дирижабль "Италия". На помощь экспедиции пробивался сквозь льды наш ледокол "Красин". Летчики Советского Союза, Швеции, Италии, Норвегии торопились к месту катастрофы. Поспешил на помощь и Руаль Амундсен. Этот полет стал для него роковым. 18 июня1928 г. он вылетел на гидросамолёте «Латам-47» («Latham») с французским экипажем из г. Тромсё на севере Норвегии и направился к Шпицбергену. Через два часа, когда самолёт находился в районе острова Медвежьего в Баренцевом море, радист сообщил, что полёт проходит в густом тумане и запросил радиопеленг. Вскоре после этого связь оборвалась… Что произошло, остаётся загадкой, поскольку самолёт Амундсена (или то, что от него осталось) до сих пор не найден.
Амундсену было тогда 56 лет.
Одному итальянскому журналисту, который спрашивал, что же его так очаровывает в полярных областях, Амундсен ответил: «Ах, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, — там я хотел бы умереть».
Руаль Амундсен до сего времени остается единственным, кто прошел на судне и Северо-восточным (вдоль берегов Сибири) и Северо-западным морским путем (по проливам Канадского архипелага). В честь славного путешественника названы море, гора и американская научная станция Амундсен-Скотт в Антарктиде, залив и котловина в Северном Ледовитом океане, а также лунный кратер.
Источники:
http://www.bestreferat.ru/referat-16368.html
http://www.rudata.ru/wiki/%D0%A0.%D0%90%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%B5%D0%BD
Еще о путешествиях Р. Амундсена:
-
Александер, К. Южный полюс: Амудсен против Скотта : (экспедиции в Антарктиду) / К. Александер // NATIONAL GEOGRAPHIC. - 2011. - сент. - C. 118-131 : фото.
-
Пири, Р. Северный полюс ; Южный полюс / Роберт Пири, Руал Амундсен. - М. : ЭКСМО, 2010. - 480 с. : ил. - (Великие путешествия).
-
Сенкевич, Ю. А. Их позвал горизонт / Ю. А. Сенкевич, А. В. Шумилов. - М. : Академкнига, 2002. - 236 с. : ил.
-
Трешников, А. Ф. Руал Амундсен / А. Ф. Трешников. - 2-е изд., доп. - Л. : Гидрометеоиздат, 1976. - 62 с.
-
Хлот, К. Состязание; Странствие : пер. с норв. / Хлот Коре. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 301 с. - (Необыкновенные путешествия).