Печать
Категория: Южный Урал юбилейный
Просмотров: 33830

17 февраля 1912 года Челябинск приблизился на один шаг к цивилизации: в городе вступила в строй первая очередь водопровода.

 

До этого момента жители пользовались водой из реки Миасс. Водовозы брали воду из реки и в бочках развозили ее по домам. Качество воды в течение года было разным: весной таяло много льда и снега, накапливался разный бытовой мусор, и стекала грязь с улиц.

 

Вопрос о водопроводе впервые поднял уездный комитет попечительства о народной трезвости, а не городская дума или управа. В сентябре 1902 года, получив разрешение управления Самаро-Златоустовской железной дороги, комитет обратился в Челябинскую городскую управу с просьбой разрешить подсоединиться к монастырскому водопроводу. Городская управа дала добро на прокладку труб. Тем и закончилась первая попытка челябинцев соорудить водопровод.

 

Следующая попытка была предпринята через несколько лет. Лишь в 1909 г. в протоколах заседаний городской думы все чаще стали встречаться вопросы, связанные с водопроводом. Была создана водопроводная комиссия, в которую входили местные предприниматели, купцы, владельцы предприятий, магазинов, мельниц. Так начался конкурс на лучший проект водопровода. Многие фирмы, имеющие к тому времени большой опыт сооружения водопроводов, заинтересовались челябинским вариантом. Предложения поступали даже из Варшавы, входившей тогда в состав Российской империи.

 

Проанализировать представленные проекты было поручено местным инженерам Федорову и Городецкому, специалистам своего дела. Их внимание привлекли проекты трех известных фирм – акционерного общества Брянских заводов, московской фирмы «Добровы и Набгольц» и г. Бромлей.

В августе комиссия сделала окончательный вывод и обратилась к городской думе с просьбой: поручить сооружение водопровода обществу Брянских заводов.

Предстояло также решить финансовые проблемы. Запасной капитал города в 1910 г. составлял 150 тыс. рублей, а для сооружения водопровода требовалось 250 тыс. рублей.

Городская дума приняла решение не расходовать на устройство водопровода запасной капитал, а всю необходимую сумму занять. И такой заем Челябинску был предоставлен.

 

Строительство водопровода началось во второй половине 1910 г. и продолжалось почти три года. Первая его очередь вступила в строй 4 февраля 1912 г.

В Томский технологический институт была отправлена вода, взятая из р. Миасс на месте предполагаемой насосной станции, для ее качественного и количественного анализа. Постепенно вступали в строй отдельные линии водопровода. Город уже потихоньку брал воду из магистрали, а не из реки.

 

Водопроводная вода использовалась на тушение пожаров, на поливку улиц и скверов. Основными потребителями магистральной воды были: переселенческий пункт, бани Бардского и Нестеровой, городская больница. Весной 1913 г. городской управой было решено поставить шесть временных водоразборных ручных кранов для того, чтобы беднейшее население в период весеннего паводка могло пользоваться водопроводной водой.

 

Подавляющая часть воды была отпущена за деньги: стоимость воды составляла 2 рубля за тысячу ведер). На долю бесплатной воды приходилась незначительная часть. Почти вся она поступала в казармы.

Завершение строительства водопровода пришлось на май 1913 г. 16 мая городской управой совместно с гласными думы был составлен акт о приемке водопровода. Общая стоимость его составила 268155 рублей 19 копеек. Все деньги были уплачены в срок.

 

Так завершилась эта стройка. Ровно сто лет назад Челябинск приобрел водопровод.

 

Источник:

Еще о водопроводе вчера и сегодня: