28 февраля – 490 лет со дня рождения французского писателя, философа и мыслителя Мишеля де Монтеня 

1Мишель де Монтень – яркий пример того, кого называют «прославленным при жизни». Он предопределил такие явления нашей современности как, читательски ориентированная критика, интерактивный театр и ведение блогов. Без Монтеня не было бы режиссеров и других посредников между искусством и зрителем.

Мишель де Монтень (полное имя Мишель Эйкем де Монтень) родился в феврале 1533 года в городе Сен-Мишель де Монтень в купеческой семье. С двух лет Мишель Монтень обучался латинскому и другим гуманитарным дисциплинам. Получив достойное домашнее образование, в 6 лет пошел в престижную школу города Бардо, где продолжил изучать гуманистические дисциплины. После окончания школы Мишель де Монтень поступил на юридический факультет Тулузского университета. В 21 год он получил должность судьи, через некоторое время – должность советника Счётной палаты в Перигё, а затем его избирают мэром города Бардо.

2В историю мировой литературы Мишель де Монтень вошёл как автор знаменитого произведения «Опыты», работа над которым началась в 1572 году.  На тот момент официальным названием труда было «Эссе». Само по себе слово в переводе означает «эксперимент», «набросок» или «опыт». Мишель стал первым кто использовал данное название именно в таком контексте. Уже после слово стало широко использоваться другими мыслителями Европы.  Спустя время в литературе появился жанр – эссе.   Даже для просвещенного читателя работа стала настоящим открытием. Буквально каждое предложение превратилось в крылатую фразу. "Опыты" послужили опорой для педагогики XVII-XVIII веков, в них Монтень поднимал и по сей день актуальные психолого-педагогические проблемы – как воспитать человека умным, свободным, богатым духовно и полезным для общества, с чувством собственного достоинства.

К главным идеям «Опытов» Монтень относит:

  • воспитание ребенка должно идти рука об руку с его физическим развитием, формированием эстетического вкуса и настоящего благородства.
  • в результате воспитания ребенок должен получить не только достойное образование, но и стать личностью – с развитым умом, сильной волей, великодушным сердцем, который мог бы радоваться мелочам, но при этом стойко переносить любые удары судьбы.
  • особое внимание Монтень уделял наставнику. Он полагал, что это должен быть человек с гибким и практическим умом, наделенный смекалкой и мудростью, а не только знаниями из книги. В работе с детьми не опираться на свой авторитет.

Великий мыслитель отмечал: «Я желал бы, чтобы воспитатель с первого дня считался с душевными склонностями доверенного ему ребёнка, предоставил ему удобный случай свободно проявлять эти наклонности. Следует ознакомить его с основами физики, геометрии, логики и риторики. Преподавать ему должны двумя способами: путём собеседования или с помощью книг»

  • ребенок должен расти патриотом своей родины
  • Монтень предложил наделить ребенка внутренней свободой и самостоятельностью в обучении. Важно приобщаться к знаниям и формировать нравственные убеждения без помощи наставника. Таким образом Монтень призывал воспитателей мотивировать детей пропускать свои знания через сито формирующегося  жизненного опыта.
  • Мишель де Монтень утверждал, что не стоит гнаться за мечтами и идеалами, упуская саму жизнь и возможность быть действительно счастливыми

В 1580 году вышло первое издание «Опытов», через два года второе. Мишель Монтень подвергал резкой критике античную школу педагогики, образно отмечал, что это сложный механизм обучения, где учителя могут позволить себе ударить и накричать на ученика.  

В 1587 году Мишель Монтень ушел с поста мэра и до конца жизни жил в своем замке.

В 1565 году под давлением родителей Мишель Монтень женился на Франсуазе дела Кассан. С ней его ничего не связывало. Наверно по этой причине последним его трудом было эссе о своих взглядах на брак. В нем он размышлял на тему какими должны быть гармоничные отношениям между супругами в результате пришел к выводу, что мужа и жену должна связывать хотя бы дружба, если нет любви. 

Мишель Монтень умер в 1592 году за столом в домашней библиотеке. Мыслитель ставил разум выше авторитета, обычая и «непреложных» истин. Теологию он считал ложной наукой, отрицал бессмертие душ и посмертное воздаяние, поэтому «Опыты» в 1767 году Ватикан внес в список запрещенных книг.

3

 

Мишель Монтень в библиотеке для молодежи и в интернете

 

  • Гутарович, О. Философия Монтеня как выражение нового гуманистического сознания / О. Гутарович. – Текст: электронный // Elibrary.ru : [научная электронная библиотека]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47498343.
  • Киселев, А. Мишель де Монтень : «Жизнь – вот мое занятие» / А. Киселев, А. Лубков, Н. Пахомов. – Текст: электронный // Elibrary.ru : [научная электронная библиотека]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44005238.
  • Макаренко, В. Проблема смерти и бессмертия человека в творчестве М. Монтеня / А. Яручик. – Текст: электронный // Elibrary.ru : [научная электронная библиотека]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36767291.
  • Марков, А. Читательски-ориентированная реформа : к 490-летию Мишеля Монтеня / А. Марков // Знание-Сила. – 2023. – № 2. – C. 51 – 55.
  • Мишель де Монтень : писатель, философ. – Текст: электронный // Биограф : [сайт]. – URL: https://biographe.ru/znamenitosti/mishel-de-monten/.
  • Розум, Т. Мишель Монтень : к вопросу о нравственном воспитании / Т. Розум. – Текст: электронный // Elibrary.ru : [научная электронная библиотека]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17722081.
  • Яручик, А. Опыт познания человека в философии М. Монтеня / А. Яручик. – Текст: электронный // Elibrary.ru : [научная электронная библиотека].  – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24171190.