Детектив о жизни литературной тусовки

Середина осени и начало зимы – горячая пора в литературном мире. Проводятся крупные книжные ярмарки: Франкфуртская, Красноярская ярмарка книжной культуры, ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction в Москве. Вручаются значимые литературные премии – Нобелевская, французская Гонкуровская, британская Букеровская, российские "Большая книга" и "Русский Букер" и другие.

 

Наталья КременчукНедавно я прочитал роман писательницы Натальи Кременчук "Смерть на фуршете" - своеобразный литературно-премиальный детектив, в котором с изрядной долей иронии описываются основные нюансы функционирования литературных премий и книгоиздательского дела в целом.

 

По сюжету рослый красавец, писатель Игорь Горчаковский получает премию "Новый русский роман" за свое постмодернистское творение "Радужная стерлядь". В разгар фуршета один из гостей внезапно обнаруживает его мертвое тело. Главная героиня – старший научный сотрудник Института возрастной педагогики Ксения – вместе со своими знакомыми, завсегдатаями литературных тусовок, пытается разобраться, что к чему.

 

Пережив массу приключений (в т.ч. погоню за таинственным текстом турецкого романа, из русского перевода которого была во многом составлена "Радужная стерлядь"), герои не находят точного ответа, но приходят к выводу, что смерть Горчаковского была спланированной. Возможно, что таким образом издатели рассчитывали привлечь максимально возможное внимание к писателю и нажиться на продаже произведений – как его собственных, так и написанных от его имени.

 

Детективные события чередуются с описаниями разного рода фуршетов, принципов их проведения, обилия представленных блюд,  посетителей данных мероприятий. Описания настолько живые и образные, что невольно и себя ощущаешь участником действа, вдоволь наговорившимся со старыми знакомыми и налакомившимся всевозможными деликатесами. До этого подобное я испытывал, только когда читал "Мастера и Маргариту" М. Булгакова.

 

Впечатление роман "Смерть на фуршете" производит двоякое. С одной стороны, он написан живым, динамичным языком. Несколько вечеров наслаждения красотой текста и погруженности в литературно-премиальную и фуршетную стихию читателю гарантированы.

 

С другой стороны, описываемые в книге события навевают грусть: участники литературного процесса (авторы, издатели, жюри премий) преследуют какие-то собственные интересы (выгода, месть, желание превосходства над коллегами по цеху и т.д.), но практически не учитывают интересов читателей, не упоминают о них.

 

Но особенно унывать не нужно. Окончательно и бесповоротно литература не умерла, качественные тексты продолжают появляться. Только нужно хорошо постараться, чтобы их найти. Плюс никуда не делись классические произведения, которые можно многократно перечитывать и каждый раз открывать для себя новое. И что самое главное, этот процесс не является опасным одиночным плаванием без компаса. Читатель может охотно положиться на лоцманов книжного океана – в частности, своих много читающих друзей и библиотекарей.

 

Печатная версия доступна на абонементе Челябинской областной юношеской библиотеки, электронная – на сайте журнала "Москва" (первая частьвторая часть).

 

Кременчук, Н. Смерть на фуршете / Наталья Кременчук // Москва. – 2014. - № 1-2.