Мемуары патриарха челябинского ТВ

Несмотря на то, что я родился, вырос и продолжаю жить в Челябинске, об истории своего города (и в целом Южного Урала) я знаю, к сожалению, немного. Одним из белых пятен является становление и развитие челябинского телевидения.

 

Л.Г. ПиверНо недавно ситуация заметно изменилась к лучшему благодаря книге "Воспоминания провинциального телевизионщика". Это мемуары патриарха челябинского ТВ Леонида Григорьевича Пивера (р. 1927), проработавшего на Челябинской телестудии/ЧГТРК более 30 лет с самого первого дня – 17 июля 1958 года.

 

Это было непростое и очень интересное время. Программы шли исключительно в прямом эфире. Находиться в эфире телестудия могла строго определенное время, после чего нужно было уступить место центральному телевидению. Порою не обходилось без курьезов.

 

Л. Пивер Воспоминания провинциального телевизионщикаОднажды во время прямой трансляции выступления знаменитого скрипача Валентина Жука дежурный электрик неожиданно перевела студийные часы на несколько минут вперед. И музыкант, чтобы не "задержать" Москву, был вынужден исполнять композицию Клода Дебюсси «Лунный свет» в бешеном ритме. И успел, доиграл до последней ноты! Позднее музыканты в шутку стали называть это челябинским темпом исполнения.

 

Но трудности не мешали челябинским телевизионщикам готовить разнообразные качественные программы – трансляции музыкальных концертов, театральных постановок и конкурсов самодеятельности, документальные фильмы, авторские передачи. Мне особенно понравился цикл программ "Есть ли в вашей семье Шерлок Холмс?". Это была выходившая в 1980-е годы телеадаптация польского журнала "Пшекруй", с играми и криминальными задачками на сообразительность.

 

Детективные истории, чтобы было понятнее зрителям, наполнялись челябинскими приметами. В одном из эпизодов сыщик ловил преступника в геологическом музее. Тот сказал, что хотел полюбоваться виденным в прошлом году минералом. Сыщик же знал, что такого минерала на Южном Урале не было и в помине. Ложь преступника и его вина были доказаны. Впоследствии эта передача выходила в эфир и на центральном телевидении, с участием ведущих советских звезд.

 

Такой результат, конечно же, был невозможен без совместной работы всего коллектива телестудии. Леонид Пивер несколько глав в начале книги посвящает своим помощникам. Среди них операторы Геннадий Кононов и Владимир Дьяконов, техники Ирина Пешкова, Юрий Татаринов и Владимир Заикин, музыковед Тамара Белицкая, диктор Аза Прокофьева и многие другие.

 

Значительное место в книге занимают житейские истории, воспоминания Пивера о встречах с ведущими деятелями отечественного и мирового искусства – Мстиславом Ростроповичем, Евгением Евстигнеевым, Юрием Никулиным и другими. О них автор рассказывает очень тепло, одновременно с уважением, почтением и с юмором.

 

Например, в конце 1970-х годов в Челябинск приезжал знаменитый актер, любимец советских женщин Евгений Матвеев. Он хотел поесть домашней окрошки, и Леонид Пивер для этого привел гостя домой к своей сестре. Во дворе в это время никого не было, даже старушек-"контролеров" на скамейках – по телевизору показывали картину "Родную кровь" с Матвеевым в главной роли.

Когда показ фильма закончился и "народный контроль" вновь занял свои места, актер вышел во двор и поздоровался с женщинами своим характерным голосом: "Здравствуйте, девочки". "Девочки" были очень удивлены, как их кумир с телеэкранов переместился на наш Свердловский проспект. Потом Пивер и Матвеев пошли в гостиницу, и прохожие оглядывались на них, узнавая популярного артиста. Удивление горожан было настолько явным, что режиссер решил пошутить: мол, все смотрят и думают, кто это рядом с Пивером идет? Шутка имела успех у гостя.

Подобных историй в книге десятки. Читать их было одновременно радостно и грустно. С одной стороны, меня охватывала гордость за наше местное телевидение, самобытное, развивавшее зрителей, воспитывавшее у них хороший вкус. Но с другой, не покидало огорчение, что эта эпоха закончилась и вряд ли повторится.

 

В последние годы челябинское ТВ стало исключительно информационным, отказалось от авторских программ. Конечно, по качеству местные новостные, аналитические, спортивные программы практически не уступают федеральным. Над ними работают хорошие телевизионщики, многие из которых являются учениками у Леонида Григорьевича Пивера.

 

Пивер, Л.Г. Воспоминания провинциального телевизионщика / Леонид Пивер. - Челябинск: Изд-во Игоря Розина, 2013. - 135 с.: ил.

 

Книга с дарственными надписями автора есть на абонементе, в читальном зале и информационно-библиографическом отделе Челябинской областной юношеской библиотеки, а также доступна на сайте"ЛитРес. Библиотека".