Повести о послевоенной жизни

Анатолий Васильевич Столяров родился в 1942 году в Челябинске. В 1955 году вместе с отцом он переезжает в Троицк на строительство гидроэлектростанции. Благодаря школьному учителю он и все его одноклассники полюбили точные науки и в итоге стали инженерами. Но Столяров имел также и склонность к литературе.

 

Анатолий СтоляровОн начал писать еще в 1970-е годы – в троицкой газете появляются его первые заметки, репортажи, очерки. Все сразу же отметили, что появился новый самородок. С 1979 по 1985 годы Столяров успешно заведует отделом культуры, быта и писем газеты "Вперед", а с 1986 года и по настоящее время является собственным корреспондентом газеты "Челябинский рабочий" по югу Челябинской области. Актуальные, острые материалы и яркий индивидуальный язык стали визитной карточкой журналиста. В 1992 году вышла его первая книга "Сема, Симочка", десять лет спустя – сборник повестей о послевоенной жизни "Мы живы пацаны".

 

В эту книгу вошли четыре произведения. Первое из них – "Пацаны" – рассказывает о послевоенном детстве. По словам автора, "это было время, когда люди жили бедно, впроголодь. Я никогда не забуду многолюдных очередей за хлебом и номерков на ладонях. Но двери квартир, сердца челябинцев всегда были открыты друг для друга". Мне было очень интересно узнать, как жили мои земляки в те тяжелые годы, как трудились, отдыхали, дружили, любили, предавали… Больших отличий от современности нет, но и встретить такое в окружающей повседневности ох, как непросто. А еще любопытно было следить за описаниями послевоенного Челябинска – в частности, улицы Пионерской на северо-западе и старого Элеваторного рынка, где сейчас театр драмы им. Наума Орлова находится.

 

А. Столяров Мы живы, пацаныДве других повести – "Розовый дед из-под бака" и "Золотые окуни". Их персонажи – реальные люди, жители Троицка дед Рябинкин и дед Ося, которых объединяет неистребимый энтузиазм, жажда жизни, мудрость и озорство одновременно. В душе они до сих пор остались пацанами, что позволяет сохранить им молодость. Также в книгу входит повесть "Житейские перекрестки". Она представляет собой добрую сотню миниатюр, картинок из жизни – серьезных и забавных, грустных и веселых, в которых добро обязательно побеждает зло.

 

Книга написана легким, приятным, ненавязчивым языком. В повестях нет картонных персонажей, их характеры описаны очень тонко и вдумчиво, в каждом можно найти заметную частичку себя или своих родных, близких, знакомых. Анатолий Столяров искренне переживает за своих героев и "заставляет" читателей сочувствовать им, самим проживать действие повестей.

 

Это своеобразная машина времени, позволяющая понять, какой была жизнь в послевоенные годы, сравнить ее с современностью, сопоставить достоинства и недостатки, а также получить от своих сверстников из недавнего прошлого ответы на важные, вечно актуальные вопросы.

 

Я очень рад, что повстречался с этой книгой – верным доказательством того, что литературу еще рано списывать со счетов. И я буду продолжать знакомство с творчеством Анатолия Столярова, тем более что после сборника "Мы живы, пацаны" он написал еще несколько хороших книг и бесчисленное количество статей, заметок и репортажей.

 

Столяров, А. В. Мы живы, пацаны: повести / Анатолий Столяров. – Челябинск: Челябинский дом печати, 2002. - С. 479 с.

 

 

Читайте хорошие книги южноуральских авторов, дорогие друзья!