Уже довольно много времени будоражит российские умы идея Владимира Путина составить список из 100 книг, которые обязательно должен прочитать каждый выпускник школы, а потом в качестве выпускного экзамена написать на основе прочитанного сочинение.
Очень неплохая задумка, но практически нереализуемая. Конечно, есть масса вариантов списков лучших книг (отечественных, зарубежных, классических, современных и т.д.), но все они во многом субъективны и не охватывают всего обширнейшего литературного массива. И вот сегодня пришла мне в голову такая идея: а что если сделать не список обязательных для прочтения книг, а список тем, на которые в ходе учебы обязательно нужно читать литературу. Взял я учебник «Философия» Л. Е. Балашова (М.: Дашков и К, 2010), открыл его содержание и переписал названия нескольких его параграфов:
· Бытие, существование;
· Что такое человек?;
· Жизнь. Смысл и цель жизни;
· Смерть и бессмертие;
· Любовь;
· Что такое счастье?;
· Гуманизм;
· Коллективизм и/или индивидуализм;
· Добро и зло;
· Человечество на рубеже веков.
Ну и так далее, список можно еще продолжать, внимательно читая как этот, так и многие другие учебники, научные статьи, монографии и т.п. издания по философии, культурологи, социологии и другим общественным наукам.
Конечно, трудностей при таком подходе не избежать, главные из них - сочетание вышеперечисленных тем со школьной программой по литературе и отбор книг по каждой конкретной теме. Эти проблемы тесно взаимосвязаны между собой, и решать их нужно одновременно, включив философские вопросы в курс литературы (в принципе, они и так там имеются, но рассматриваются на примере конкретных произведений конкретных авторов) и снабдив эти вопросы основными и дополнительными списками литературы, и не только художественной (составлять их должны совместно педагоги, библиотекари, писатели, психологи, философы и другие специалисты; при этом нередкими будут случаи, когда одна книга будет отвечать сразу на несколько философских вопросов, так что основные списки литературы наверняка суммарно будут включать гораздо меньше ста книг).
Работа эта долгая, сложная, будет масса споров, но в случае ее успешного окончания выгода будет колоссальной. Во-первых, понимание указанных проблем сделает жизнь человека проще, позволит ему быстрее разрешать возникающие трудности, застрахует его от совершения многих глупостей, чего не может гарантировать просто знание содержания и понимание сути конкретных произведений. Во-вторых, чтобы получить ответы на данные вопросы, вовсе не обязательно прочитывать 100 книг (кому-то может и одной Библии хватить). Кроме того, над детьми и молодежью не будет висеть дамоклов меч в виде русской классики, можно будет ограничиться и современными бестселлерами Джоан Роулинг, Стефани Майер и им подобных. Ну и наконец, в идеале мы можем получить на выходе молодых людей, самостоятельно, ярко мыслящих, имеющих разные, но зато свои собственные взгляды на жизнь и умеющих эти самые взгляды отстаивать не в кулачных боях и перестрелках, а в интеллектуальных баталиях. Нельзя также забывать и о том, что чтение книг в помощь решению конкретной проблемы гораздо приятнее и эффективнее, чем чтение книг просто ради чтения книг.