Николаю Островскому -110 лет
Сейчас роман Николая Островского (1904-1936) "Как закалялась сталь" не входит в обязательную школьную программу, и мало кто из современной молодежи знает Павку Корчагина...
Но в свое время, едва появившись на свет, эта книга стала настоящим бестселлером. И лишь позже люди узнали о ее авторе - писателе, полностью потерявшем зрение и способность двигаться. Тяжелая болезнь в 23 года приковала Островского к постели, в 25 он ослеп, в 31 стал знаменит на весь мир, написав роман "Как закалялась сталь", перевернувший судьбы нескольких поколений.
Николай Алексеевич Островский родился на Украине в селе Вилия Волынской губернии, на западной границе Российской империи. Он был младшим ребенком в семье потомственного военного.
Отец, Алексей Иванович, дослужился до чина унтер-офицера, участвовал в Балканской войне, был награжден двумя Георгиевскими крестами. Унтер-офицером был и дед Островского - герой Севастопольской обороны. Становится понятным, откуда в Николае Островском такая тяга к военной службе. Он участвовал в боевых действиях бригады Котовского в 15 лет, а в 16 получил тяжелое ранение, вылившееся потом в пожизненную трагедию.
В украинской Шепетовке, где прошли детство и юность Островского, Николай блестяще закончил начальное училище, успевая при этом работать (кубовщиком, рабочим на складе и подручным кочегара на электростанции), помогать всем, кто нуждался в помощи и быть лидером в школьной жизни. Его любимыми книгами в это время были "Спартак" Джованьоли, "Овод" Войнич, романы Купера и Вальтера Скотта, в которых отважные герои боролись за свободу против несправедливости тиранов.
Воспитанный на романтических книжных идеалах, он принимает Октябрьскую революцию с восторгом, вступает в комсомол, идет на фронт сражаться против врагов революции, позднее вместе с первыми комсомольцами Украины был мобилизован на восстановление народного хозяйства. Островский участвовал в строительстве узкоколейной дороги, которая должна была стать основной магистралью для обеспечения дровами вымирающего от холода и тифа Киева.
В 18 лет он узнал, что врачами ему поставлен страшный диагноз - неизлечимая, прогрессирующая болезнь Бехтерева и полная неподвижность.
Врачи предложили потрясенному юноше перейти на инвалидность и ожидать конца. Но Николай выбрал борьбу. Он стремился сделать жизнь и в этом, казалось бы, безнадежном состоянии, полезной для других. С болезнью боролся с тем же мужеством и упорством, с какими некогда воевал на гражданской войне. Он занимался самообразованием, читал одну за другой книги, заочно окончил коммунистический университет. Будучи обездвиженным, вел на дому комсомольский кружок, готовил себя к литературной деятельности.
В самый тяжелейший период жизни, когда окончательно стало ясно, что надежды на излечение нет, он начинает писать: сначала сам, используя прорезанные в картоне полоски как "трафарет", потом, когда руки отказываются служить, с помощью "добровольных секретарей".
Роман "Как закалялась сталь", изданный в 1932-1934 гг., имел ошеломляющий успех у читателей, задолго до официального признания его критикой и властями. За ним, еще не зная ничего о самом авторе, выстраивались очереди в библиотеках, а книга, едва выйдя из печати, тут же исчезала с прилавков магазина.
Беспредельное мужество этого человека, который из 32 лет своей жизни - половину был болен, а девять лет прикован к постели - уже при жизни вызывали восхищение и уважение не только в нашей стране. Тысячи людей - от никому неизвестных до мировых знаменитостей - писали ему, старались с ним встретиться, понять источник его жизнестойкости и оптимизма.
О его силе духа и его одаренности напишут такие разные по таланту и по судьбе деятели литературы и искусства, как Михаил Шолохов, Всеволод Мейерхольд, Исаак Бабель, Александр Серафимович, Александр Фадеев и многие другие, кто был лично знаком с Островским. Он умел притягивать к себе людей, общением заставляя их напрочь забыть о своем болезненном положении. Он поражал современников своим умом, безграничным терпением и удивительно светлой улыбкой.
Английские журналисты, приехав к Островскому, признались: мол, поначалу не поверили, что человек в таком состоянии может написать роман, думали, что это миф, за которым скрывается бригада опытных писателей-пропагандистов. Но вынуждены были признать, что Островский в известном смысле — гений.
Еще при жизни писателя роман издают в Японии, Чехословакии, печатают в еженедельной газете в Нью-Йорке, готовят к изданию во Франции, США, Голландии…
Жизнерадостный, энергичный, признанный лидер, любимец женщин, он остался именно таким даже в памяти тех, кто видел его в абсолютно беспомощном положении. Лоб мыслителя и улыбка юноши, прожившего жизнь так, что ему не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Подводя итог своей такой короткой жизни, Николай Островский писал: "Я победил все трагедии своей жизни: слепоту, неподвижность, безумную боль. Я очень счастливый человек, несмотря на все".
Его роман стал учебником мужества для нескольких поколений людей. По нему снимались фильмы, ставились спектакли. Иллюстрировали книгу лучшие художники. И знаменитые слова "Самое дорогое у человека – это жизнь. И прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы...", хотя над ними порой иронизируют и опошляют, актуальны и в ХХI веке.