Один из величайших биологов XX века, мировой авторитет, великолепный исследователь, несравненный педагог, титаническая личность и благороднейший человек - Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский (1900-1981) родился 20 сентября 1900 года в Москве.
Образование мальчик начал получать уже с 6 лет, когда к нему на дом приходили преподаватели математики и письма. Затем была учеба в Императорской гимназии в Киеве, куда брали только самых способных и одаренных детей. Потом обучение на Естественном отделении Физико-математического факультета Московского университета, удачно совпавшее с годами расцвета там биологии.
Уже в студенческие годы Николай начал свою научную и педагогическую деятельность. Вскоре Тимофеева-Ресовского всерьез заинтересовала генетика, а точнее ее мутагенная составляющая. За год исследований он выявил то, что еще никто до него и близко добиться не мог – при изучении генов он вывел формулу, по которой стало ясно, что даже малейшая мутация способна вызвать во внешнем виде организма максимальные изменения. Эта работа не прошла бесследно и вызвала большой резонанс в научном сообществе.
В 20-е годы существовали тесные научные связи между советскими и немецкими учеными. Германия была единственной из крупных стран Запада, поддерживавшей нормальные отношения с молодым Советским государством. На титульных листах многих научных книг того времени можно прочесть "Государственное издательство РСФСР. Берлин". И не удивительно, что вскоре Николая пригласили в берлинский институт изучения заболеваний головного мозга. В Германию советский ученый переехал в 1926-м, а уже спустя год занял должность руководителя отдела биогенетики. В 1932-м создал физико-биологическую модель человеческого гена и составил общую формулу изменения генов.
22 июня 1941 года Тимофеев-Ресовский и члены его семьи с советскими паспортами находились в центре фашистской Германии. В двусмысленном и опасном положении интернированного (принудительно задержанного) иностранца, взятого на поруки коллективом института, Николай Владимирович продолжал работать в отделе генетики и биофизики. В это время в институте работало много антифашистски настроенных ученых, некоторые из них впоследствии стали видными общественными деятелями.
Николай Владимирович тоже играл активную роль в антифашистском кружке, созданном старшим сыном ученого Дмитрием. Весной 1943 г., вместе с другими членами раскрытой гестапо антифашистской группы, сын Тимофеева-Ресовского был арестован. Николай Владимирович в жестких выражениях отверг предложение возглавить программу стерилизации славян радиацией в обмен на жизнь сына; тот немедленно был отправлен в лагерь Маутхаузен и вскоре расстрелян.
Но и после этого Николай Владимирович, пользуясь своими связями среди антифашистски настроенных кругов физиков, спасал от смерти многих соотечественников, выдавая "остарбайтерам" (гражданам СССР,работавшим вгодыВтороймировойвойнынапредприятиях "Третьегорейха"), бежавшим с фабрик различные справки и устраивая их на работу.
Весной 1945 г. Николай Владимирович отказался от предложения перевести свой отдел в предполагаемую западную зону оккупации и сохранил весь коллектив и оборудование до прихода Советской Армии. В апреле 1945 г. советская военная администрация назначила его директором берлинского Института, где он ранее и работал.
Но уже в сентябре того же года Тимофеев-Ресовский был по доносу арестован и отправлен в Москву. На следствии и в тюрьме, как свидетельствует в "Архипелаге ГУЛАГ" А. Солженицын, он держался в высшей степени достойно.
Николай Владимирович был обвинен в измене Родине, получил 10 лет заключения, 5 лет поражения в правах и был отправлен в Карагандинский лагерь - известный своими жестокостями Карлаг. В заключении генетик пробыл почти 2 года, после чего, благодаря советскому урановому проекту, которому требовался специалист по защите от радиации, был зачислен в ряды ученых для разработки атомных бомб. Тимофеева-Ресовского перевели из лагеря на "Объект 0211" в Челябинской области (теперь это город Снежинск) для работы по проблемам радиационной безопасности.
В 1964 г. Н. В. Тимофеев-Ресовский был приглашен в Институт медицинской радиологии г. Обнинска, где под его руководством развернулись исследования в области радиобиологии, радиационной генетики, цитогенетики, феногенетики и генетики популяций, математической теории эволюции, биогеоценологии. В то же время в ряде других учреждений страны под его руководством или при его помощи проводились исследования в области радиоэкологии, феногеографии животных, механизмов эволюции.
В 1956-1968 гг. Тимофеев-Ресовский организовывал неформальные семинары и летние школы по генетике и теоретической биологии, которые привлекли к генетике и эволюционной теории многих молодых биологов.
В 1968 г. Николай Владимирович по лживому доносу был снят с работы и лишен возможности вести семинары и летние школы. Донос был написан человеком, которого он считал своим учеником.
С 1970 г. и до конца жизни выдающийся генетик работал в Институте Медико-биологических проблем Министерства здравоохранения СССР. Он принимал активное участие в разработке программы биологических экспериментов на искусственных спутниках Земли, а также в обсуждении и обработке результатов этих экспериментов. Велика его роль в подготовке научных кадров в области космической биологии.
Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский пользовался огромным уважением и популярностью среди ученых, как нашей страны, так и зарубежных. Он был избран почетным и действительным членом научных обществ и академий разных стран мира. Научная деятельность Тимофеева-Ресовского в значительной степени определила тенденции развития многих областей современной биологии.
Николай Владимирович воплотил в себе все замечательные качества настоящей русской интеллигенции. В нем удивительным образом сочеталась категоричность и резкость суждений по спорным вопросам науки с доброжелательным отношением к конкретному оппоненту. В спорах он всегда хотел выяснить истину, а не победить соперника. Его интересы и эрудиция во всех сферах человеческой культуры были столь же широки, как и в естественных науках. Он профессионально знал историю, живопись, музыку, литературу и философию.
Биография ученого была положена в основу документального романа Даниила Гранина "Зубр". История лаборатории в Берлин-Бухе положена в основу романа Элли Вельт "Berlin Wild", где все участники, хотя и вполне узнаваемые, выведены под вымышленными именами.
Несмотря на заслуги и неоценимый вклад в развитие мировой науки, Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский был реабилитирован Верховным судом РФ лишь в июне 1992 г., через 11 лет после смерти.
Читайте книги о Н.В. Тимофееве-Ресовском:
- Тимофеев-Ресовский, Н. В. Воспоминания / Н. В. Тимофеев-Ресовский. - М. : Прогресс, 1995. - 384 с.
- Гранин, Д. А. Зубр : повесть / Д. А. Гранин. - М. : Профиздат, 1989. - 302 с.
- Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский / Н. Б. Фирсова // Биология в школе. - 2009. - № 3. - C. 13-16.
- Охота на Зубра : (правда о репрессированном ученом Н. В. Тимофееве-Ресовском) / К. Смирнов // Челяб. рабочий. - 2000. - 29 сент. - С. 6.
- "Подвижники нужны как солнце" : (к 100-летию Н. В. Тимофеева-Ресовского) / А. Тюрканов // Экология и жизнь. - 2000. - № 5. - С. 14-16.
- Послание XXI веку : (о Н. В. Тимофееве-Ресовском) / Б. Чадов // Знание - сила. - 2002. - № 11. - С. 81-84.