К 240-летию со дня рождения Эрнста Гофмана
В Гофмане жило два человека:
один был советник юстиции, немец до мозга костей,
умный, трудолюбивый, честный чиновник.
Другой был «странствующий энтузиаст»,
художник в самом широком смысле слова:
поэт, музыкант, живописец, сумасброд с огненным воображением.
В имени этого немецкого писателя есть что-то магическое. Когда его произносят полностью, оно кажется окруженным темным гофрированным воротником с огненными отблесками.
Эрнст Теодор Амадей Гофман – не просто писатель-сказочник, он волшебник. Как истинный маг он творил чудеса и сказки «из ничего»: из бронзовой дверной ручки с «ухмыляющей» рожей, щипцов для орехов, хриплого боя старых часов, шума ветра в листве, ночного пения котов. Правда, сам Эрнст Гофман не носил черной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке, а вместо волшебной палочки у него в руках было гусиное перо.
Эрнст Теодор Вильгельм (так звали в детстве писателя) явился на свет в городе Кенигсберге, в День Святого Иоанна Златоуста, в семье юриста. Больше всего Гофман любил музыку и даже взял себе имя Амадей в честь знаменитого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Эрнст Теодор играл на фортепьяно, скрипке, органе; пел, рисовал и сочинял стихи. Но юноша должен был стать чиновником, как его родители.
Гофман окончил университет и много лет служил в судебных учреждениях. Писатель скитался по городам Пруссии и Польши: «чихал в пыльных архивах, зевал на заседаниях, рисовал карикатуры на членов судейской коллегии».
Эрнст Гофман пробовал бросить службу, но это ни к чему хорошему не приводило. Попытать счастье и стать художником и музыкантом не получилось: он едва не умер с голоду. Но приехав в маленький городок Бамберг, Гофман успел побывать композитором (написал свою первую оперу «Шутка, хитрость и месть») и дирижером, режиссером и декоратором в театре. Также он писал статьи и рецензии для «Всеобщей музыкальной газеты», давал уроки музыки, продавал ноты и даже рояли.
В эти же годы Гофман публикует сонаты. Впервые прозвучала написанная им единственная симфония, причем дирижировал исполнением сам автор. Он пробует себя и в качестве певца: звучный тенор Эрнста Гофмана слышали во время богослужений в храмах Польши. Но ни славы, ни денег все это не прибавляло. Писатель покинул опустевший город, уехал сначала в Дрезден, потом в Лейпциг.
Но в один прекрасный момент судьба все-таки сжалилась. Эрнст Гофман взял перо, написал свою первую сказку «Золотой горшок», потом еще несколько. Чудесных историй вскоре набралось много, и из них составился сборник «Фантазии в манере Калло». Книга пользовалась успехом у читателей, о котором писатель сказал: «Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям».
Слава писателя росла, а денег все не было, Гофман вынужден был одеть опять мундир советника юстиции. Но именно в это время были созданы лучшие книги писателя: «Щелкунчик и мышиный король», «Крошка Цахес», «Ночные рассказы», «Принцесса Брамбилла», «Житейские воззрения кота Мурра».
У Эрнста Гофмана появился круг друзей – фантазеров и романтиков. Их веселые и серьезные беседы об искусстве воплотились в четырехтомный цикл «Серапионовы братья». Гофман был полон замыслов, и служба его не обременяла. Наоборот, как член апелляционного суда, он заступался за несправедливо обвиненных людей. Мало того, дерзкий писатель, например, сатирически изобразил одного известного деятеля прусского государства в повести «Повелитель блох».
Эрнст Теодор Амадей Гофман не был добрым сказочником: саркастический, непримиримый к обывательской обыденности, он ненавидел самодовольных хозяев. Но в то же время писатель верил в волшебство. Гофман мучительно ощущал свою раздвоенность: в нем жили два разных человека.
Спрашивайте книги Эрнста Теодора Амадея Гофмана в Челябинской областной юношеской библиотеке!