20 февраля исполняется 165 лет со дня рождения писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского!
20 февраля исполняется 165 лет со дня рождения писателя Николая Георгиевича Гарина-Михайловского!
Его называли «поэтом труда», «человеком дела». Его любили и ненавидели, перед ним преклонялись и над ним посмеивались. Для некоторых критиков он был автором второго плана. По мнению Максима Горького, у Николая Георгиевича книги с легким праздничным тоном.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский родился 20 февраля 1852 года в Петербурге. Отец – боевой офицер, мать-высокообразованная женщина, оригинальных по тем временам взглядов на воспитание. Крестил мальчика царь Николай. После того как семья переехала в Одессу, мальчик пошел учиться в гимназию. В 1872 году Гарин-Михайловский поступил в Институт путей сообщения. Во время русско-турецкой войны, молодым инженером был послан в Болгарию, строить шоссе.
Николай Георгиевич всю жизнь занимался строительством. В Батуме, Уфе, Казанской и Вятской губерниях строил мосты, железные дороги. Он был основателем города, который сегодня называется Новосибирском: главная улица носит имя писателя. В 1879 году Гарин-Михайловский женился и поступил на службу в Министерство путей сообщения. С чиновничьей службой не получилось: он быcтро нажил врагов среди высшего инженерного руководства.
В середине восьмидесятых годов Николай Георгиевич с семьей уехал в деревню: учил хозяйствовать крестьян. Жена открыла школу для детей. Крестьяне стали жить лучше, но местным кулакам это не понравилось. Они несколько раз поджигали все, что удалось построить писателю. Семья уезжает в Петербург.
В это время Н. Г. Гарин-Михайловский издает свое первое литературное произведение – очерк «Несколько лет в деревне» и пишет еще несколько рассказов на деревенскую тематику. Главные герои этих произведений – люди, загубленные нищетой. О первой книге писателя Антон Павлович Чехов писал известному издателю XIX века Алексею Сергеевичу Суворину: «Раньше ничего подобного в литературе в этом роде не было ни по тону, ни по искренности. Начало немножко рутинно, и конец приподнят, но зато середка – сплошное наслаждение. Так верно, что хоть отбавляй».
Не меньший успех имела автобиографическая повесть «Детство Тёмы». Она принесла знаменитому путешественнику и востребованному инженеру литературную славу. Издать ее уговорил знаменитый писатель-маринист Константин Михайлович Станюкевич. Он специально приехал для этого к Николаю Георгиевичу в весеннюю распутицу. Главный герой книги – Тёма Карташев. Как Николенька Иртеньев («Детство» Льва Николаевича Толстого), Сережа Багров («Детские годы Багрова-внука» Сергея Тимофеевича Аксакова), Владимир Ладнев («Подлипки» Константина Николаевича Леонтьева), это мальчик из дворянской семьи, умненький, чуткий. Но детство оказывается отнюдь не безоблачным: здесь сцены унизительных порок, которым его подвергает отец, вырвавшийся наружу жесткий протест матери.
Николай Георгиевич продолжает судьбу Темы в повестях «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», которые составили тетралогию. Писатель продолжает традиции создавать семейные хроники. В 1980 году Дмитрий Сергеевич Лихачев напишет о творчестве писателя: «Растет понимание художественных достижений прошлого, не стесняющего и не ограничивающего степеней свободы, а расширяющего ее, умножающего возможности творческого выбора».
Сюжет «Гимназистов» окажется еще более жестким. Юношеская дружба «взахлеб», иногда переходящая в соперничество, жаркие диспуты о счастье и смысле бытия, чтение великого критика Дмитрия Ивановича Писарева, шутки над гимназическими преподавателями (кого-то любили, кого-то звали «амфибиями», а латиниста, деспотично воспитывавшего малышню, в младших классах особенно ненавидели). Артемий слушает разговоры матери, «как путник звон родного колокола: звенит, будит душу». Но путник идет своей дорогой. Напрасно говорят ему про воспитание, хорошее общество, пытаясь провести грань между дворянами Карташевыми и разночинцами-приятелями: «Не для того дается образование, чтоб в конце концов смешать в кашу все то, что в тебя вложено поколениями». «Какими поколениями? Все от Адама», – парирует юноша.
В «Студентах» Николай Георгиевич рисует духовное падение своего героя. Артемий Карташев совершает ошибки, скатывается. «Отщепенец, подлеющий под воздействием современного ему общества», – так критики называют главного героя.
В повести «Инженеры» Артемий Карташев – путеец, как автор, участвует в строительстве железных дорог. Его общение: мастера, грузчики, чернорабочие. Становится обычным русским человеком – широким, щедрым, деятельным, «практиком этой жизни». Воплощает когда-то пропущенные мимо ушей слова матери: «Можно выйти пустоцветом, можно дать людям обильную жатву».
Современникам Николай Григорьевич казался человеком с необузданной энергией, они называли его «неукротимым». Друживший с писателем Максим Горький вспоминал: «Был он строен, красив, двигался быстро, но изящно, чувствовалось, что эта быстрота не от нервной расшатанности, а от избытка энергии». И еще: «Добр был по-русски. Сам ел и пил так мало, что нельзя было понять: чем же питается его неукротимая энергия? Любил делать подарки и вообще любил делать приятное людям. Принимая жизнь как праздник, он бессознательно заботился, чтоб и окружающие его так же принимали».
Свои книги писатель создавал не в уютных кабинетах, а во время ожидания ночного поезда на вокзалах, в лесу, куда забрасывала судьба поэта.
Кроме любви к литературе, инженерному делу, у Николая Георгиевича была глубокая любовь к детям. «Не только своих, но и чужих, люблю всех детей, чьи бы они ни были», – говорил Гарин-Михайловский Александру Куприну. Кроме своих трех детей, у него было трое приемных. Писатель вытаскивал из тюрьмы маленьких бродяжек, заботился об их судьбе. Часто для знакомых детей он писал сказки и рассказывал с таким мастерством, что заслушивались не только дети, но и взрослые. А. И. Куприн вспоминает: «По вечерам мы долго сидели на балконе, не зажигая огня. И вот тут-то Николай Георгиевич импровизировал свои прелестные сказки. Он говорил их тихим голосом медленно с оттенком недоумения, как рассказывают обыкновенные сказки детям».
В 1898 году Николай Георгиевич предпринял длительное и трудное путешествие с инженерами-изыскателями в Корею. Это была кругосветка: через всю Сибирь, Манчжурию, до Порт-Артура. Оттуда через Шанхай, Японию, Сандвичевы острова, Сан-Франциско, Нью-Йорк и через Европу обратно в Петербург. Путешествие было опасным: угрозы от местных жителей, горные перевалы, плыли в открытом океане.
О Корее писатель оставил записки и сборник корейских сказок. «В этой стране взрослые, как дети, весь досуг свой отдают сказкам». Николай Георгиевич эти сказки рассказывал по памяти. Максим Горький увидел черновик сказок, где «все это исписано полусловами»: «Как вы это читаете? – Очень просто, ведь это мною написано». И бойко начал читать одну из сказок.
В сказках, собранных писателем, главные действующие лица: работящие крестьяне и кичливые богачи. Особым почетом окружен тигр, к которому корейцы относятся, как к божеству. В своих дневниках Николай Георгиевич писал: «Я любуюсь и не могу налюбоваться корейцами. Сколько в них вежливости, воспитанности. Как обходительны они между собой, и с чужими как деликатны. Ребятишки их полны любопытства и трогательной предупредительности. Лица добрые по природе своей добрые».
До самых последних дней Гарин-Михайловский был деятелен. Он умер на редакционном совещании. «Он так и умер «на ходу», – говорил Максим Горький. А Корней Иванович Чуковский так писал о творчестве Николая Георгиевича: «Он не умел относиться к своему писательству как мастерству. Вся сила была в душевной тревоге. Оттого его автобиографические повести так взволнованно воспринимаются читателем. Их проглатываешь даже не успевая заметить хороши они или плохи талантливы или просто насыщены страстью».
Читайте книги Николая Георгиевича Гарина-Михайловского в Челябинской областной юношеской библиотеке!