19 апреля исполняется 115 лет со дня рождения Вениамина Александровича Каверина!
19 апреля исполняется 115 лет со дня рождения Вениамина Александровича Каверина!
Вениамин Александрович Каверин родился в многодетной семье (шестой ребенок) полкового музыканта Александра Зильбера. Музыкальными способностями, а вернее талантами было отмечено все семейство Зильберов. Отец играл на многих музыкальных инструментах, служил в звании капельмейстера музыкальной команды лейб-гвардии Преображенского полка. В семье всех детей обучали музыке, в этом была заслуга матери – известной пианистки, выпускницы Московской консерватории. Брат писателя Александр стал композитором, а сестра Елена – музыковедом.
Но самого Веню постоянно звучавшая музыка в доме не заинтересовала: несмотря на все свои способности, занимался неохотно. Также будущий писатель долго не мог понять, зачем нужны эти скучные предметы, именуемые книгами, в которых «живые звучащие слова распадаются на звучные знаки». Но когда научился читать, стал жадным «книгоглотателем», открывшим для себя сказки Шарля Перро и Ганса-Христиана Андерсена, рассказы Артура Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе, повести Лидии Чарской, романы Мэри Додж, Фенимора Купера, Чарльза Диккенса, Виктора Гюго. Но особенно Каверин любил читать «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона. «Именно он и никто другой приоткрыл передо мной таинственную силу слов, рождающую чудо искусства», – говорил позднее писатель об этой книге.
В гимназии другом Вениамина Александровича был Юрий Тынянов, автор знаменитого романа «Кюхля» о декабристе Вильгельме Карловиче Кюхельбекере. Он на долгие годы стал не только другом и учителем Каверина, но и даже родственником, женившись на его сестре Елене. Сам Вениамин Александрович предложил руку сестре Юрия Лидии Николаевне и прожил с ней всю жизнь.
По окончании гимназии В. А. Каверин по совету Юрия Тынянова переехал в Петроград, где продолжил образование на историко-филологическом факультете Петроградского университета. В это время он увлекался немецкими романтиками, ходил на лекции в старом плаще. Также он писал стихи, знакомился с молодыми поэтами, но после иронических отзывов Осипа Мандельштама и Виктора Шкловского решил писать прозу. В 1920 году Вениамин Александрович представил на конкурс, объявленный Домом литераторов, свой первый рассказ «Одиннадцатая аксиома» и вскоре был удостоен премии. Рассказ не был опубликован, но произвел впечатление на М. Горького, который стал следить за творчеством начинающего автора.
В это же время Виктор Шкловский привел писателя в содружество молодых литераторов «Серапионовы братья». В их число входили знаменитые писатели Всеволод Иванов, Михаил Зощенко, Константин Федин, поэт Николай Тихонов. Но Вениамину Александровичу ближе по духу был Лев Лунц, умерший в возрасте двадцати трех лет. Вместе они представляли западное направление и призывали учиться у классиков зарубежной литературы. «Учиться – это не значит повторять ее. Это значит вдохнуть в нашу литературу энергию действия, открыв в ней новые чудеса и секреты» – вот был девиз этих молодых писателей.
«Я был и остался писателем сюжетным», – признавался В. А. Каверин. За пристрастие к занимательным сюжетам его всегда преследовали критики. У писателя было прозвище «Брат Алхимик», и поэтому он пытался проверить литературные произведения наукой. «Искусство должно строиться на формулах точных наук», – написал Вениамин Александрович на конверте, в котором был отправлен его первый рассказ на конкурс.
Создавший два десятка романов и повестей, дюжину детских сказок, оставивший яркие мемуары, Вениамин Каверин запомнился читателям, в первую очередь, как автор знаменитого романа «Два капитана». Девиз главного героя книги Александра Григорьева – «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» – был высечен на обелиске в Арктике.
Первое десятилетие XX века было взлетом эры Великих географических открытий. «Два капитана» созданы на основе подлинных событий. В 1912 году, к трехсотлетию царствования Дома Романовых, в Арктику отправились три русские экспедиции – Георгия Седова, Георгия Брусилова и Владимира Русанова. Все эти походы закончились трагически. Фортуна улыбнулась лишь гидрографу, геодезисту, капитану Борису Андреевичу Вилькицкому. В 1913 году экспедиция Бориса Андреевича на ледокольном пароходе «Таймыр» совершила первое сквозное плавание по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск: открыла Землю Императора Николая II (Северную Землю), остров Цесаревича Алексея (Малый Таймыр) и Остров Старокадомского (в честь русского полярного исследователя, врача Леонида Михайловича Старокадомского).
Вениамин Александрович рассказывал о работе над книгой: «Я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный характер, чистоту мысли, ясность цели — все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого — фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. И хотя сегодня в разных источниках можно найти сведения о том, что к предприятию многие изначально относились скептически, роман убеждает в главном: рисковали отнюдь не ради чинов и злата».
«Два капитана» пользовались такой популярностью, что даже на уроках географии дети принимались спорить с учителями, кто открыл Северную Землю. Вениамин Александрович получал горы «пухлых» конвертов: читателей интересовала судьба главных героев романа, а также их прототипы. Литературный критик редактор журнала «Свой» Дарья Ефремова сказала: ««Два капитана» вошли в славный перечень смыслообразующих произведений – тех, с которых «списывают» жизнь».
В. А. Каверин верил в свой писательский талант и в то, что судьба вручила ему «билет дальнего следования». Он решил для себя только одно: писать и писать ежедневно! «Каждое утро, – рассказывал друг писателя Евгений Шварц, – на даче, или в городе, садился Вениамин Александрович за стол или работал. И так всю жизнь».
Неизвестно, как сложилась бы судьба писателя, не напиши он роман «Два капитана». Возможно, он разделил бы судьбу своего старшего брата Льва Зильбера, которого трижды арестовывали и отправляли в лагеря. Но от неприятностей уберегло то, что роман «Два капитана» понравился самому И. В. Сталину и был удостоен Сталинской премии. После Великой Отечественной войны Вениамин Александрович служил на Северном флоте военного корреспондента ТАСС и газеты «Известий».
Евгений Шварц о своем друге очень верно подметил: «Каверин – из тех людей, кого литература сделала счастливым: он всегда увлеченно писал, всегда с удовольствием читал других». Размышляя о своих удачах и неудачах, Вениамин Александрович писал: «Мое единственное утешение, что у меня все-таки оказался свой путь». О том же говорил писатель Павел Антокольский: «Каждый художник тем и силен, что не похож на других».
Спрашивайте роман «Два капитана» и другие книги Вениамина Каверина в Челябинской областной юношеской библиотеке!