31 мая 1892 года родился Константин Георгиевич Паустовский
«Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску – на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу»
Константин Георгиевич Паустовский Автобиография
31 мая 1892 года родился Константин Георгиевич Паустовский!
Знаменитая американская актриса Марлен Дитрих вставала перед этим писателем на колени, а Нобелевский комитет собирался присудить ему премию по литературе. Свидетель трёх войн и двух революций, задокументировавший всё происходившее в смелых автобиографических повестях. Мастер литературного пейзажа и психологической прозы, получивший прозвище «доктор Пауст» – это о Константине Георгиевиче Паустовском.
Он родился в семье железнодорожного служащего. Детство провел с дедушкой и бабушкой, так как из семьи ушел отец. Дед любил рассказывать внуку военные истории. Талантливой рассказчицей была и бабушка. «В доме у бабушки пахло олеандрами. В них утопали деревни и города, прятались ручные птицы и звери. А поезда, шедшие мимо, казалось золотыми от налипшей на стенки вагонов пыльцы», – рассказывал Костя маме, но она лишь пугалась и говорила: «Ты фантазер, ты не найдешь себе места в жизни».
Константин Георгиевич от рождения был близорукий. Но мальчик мечтал стать капитаном, искупаться в водах всех теплых морей и доплыть до острова Тристан да Кунья. Вечерами открывал географический атлас и выискивал в нем самые неприметные бухточки и заливы, любил читать о морях. Но вскоре он понял, что моряком никогда не будет, а в гимназии открыл для себя по-настоящему любимое занятие – сочинительство. Уже первый его рассказ был опубликован во взрослом журнале «Огни».
После гимназии Константин Георгиевич поступил на естественно-географический факультете Киевского университета, проучился два года. Переехав в Москву, поступил на юридический факультет Московского университета, но и его не окончил. С 1913 года Константин Георгиевич часто меняет профессии (вагоновожатый, санитар, учитель, рабочий, журналист), переезжает по стране.
В начале 1920-х годов он находит работу в газетах «Моряк» (Одесса) и «Маяк» (Батуми). Постоянной работы не было, а следовательно, и еды тоже. Но Константин Георгиевич не сдается и пишет в это время свою первую большую книгу – роман «Романтики». В награду за душевную стойкость судьба преподнесла Константину Георгиевичу подарок – знакомство с Эдуардом Багрицком, приглашение на дачу к Исааку Бабелю, встречи с Ильей Ильфом.
«Тоска по перемене мест» влекла Константина Георгиевича: переезд в Севастополь, Батум, Сухуми, Тифлис. Константин Георгиевич «засыпал под шум надоедливых тропических ливней, мучился болотной лихорадкой. Гладил лохматые стволы кокосовых пальм, смотрел в пушистые глаза эдельвейсов. Он с наслаждением пил все звуки, краски, запахи яркого и шумного южного мира». Писатель понял, что устал от «перевитых лианами душных лесов и неправдоподобно индиговых небес…».
В 1930-е годы Константин Георгиевич пишет беллетризованные биографии деятелей литературы и культуры. Среди них – книги «Исаак Левитан», «Орест Кипренский», «Тарас Шевченко», «Корзина с еловыми шишками» (о Э. Григе), «Разливы рек» (о М. Ю. Лермонтове). Также он писал художественные произведения, пусть не автобиографичные, но значительно основанные на личных впечатлениях автора – «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Время больших ожиданий», «Книга скитаний». Но по-настоящему любимый жанр Константина Георгиевича, принесший ему славу – это короткий рассказ.
Многие произведения Константина Георгиевича вошли в круг чтения подростков. Это рассказы и сказки «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Старая черепаха», «Стальное колечко», «Растрепанный воробей», «Похождения жука-носорога», «Артельные мужички», «Теплый хлеб» и др.
В предвоенные годы московские писатели, и в том числе К. Г. Паустовский, «открыли» в часе езды от столицы уголок «нетронутой» тогда природы – Мещерские леса. Они подсказали Константину Георгиевичу темы для будущих прозаических циклов. Он «бродил меж озер, заросших кугой и водокрасом, вдыхал запах сосен и маленькой дикой гвоздики, засыпал в стогу под плач гармоники в деревушке». А герои произведений – люди доброй души, веселые и отзывчивые, смотрят на природу глазами горожан, любующихся ею, отдыхающих на ней.
Константин Георгиевич не был писателем-натуралистом, как Виталий Бианки и Евгений Чарушин. Главные герои их произведений думают, чувствуют и говорят, как люди. У Константина Георгиевича иной подход: его звери и птицы представлены в обычном человеческом восприятии.
В начале Великой Отечественной войны К. Г. Паустовский служит военным корреспондентом на Южном фронте. Но уже в августе 1941 года возвращается в Москву и начинает работать в ТАСС. Позднее по рекомендации Комитета по делам искусств он был освобождён от службы для работы над новой пьесой для МХАТа. Постановку пьесы готовил Московский Камерный театр, эвакуированный в Барнаул. В течение зимы 1942 – весны 1943 гг. Константин Георгиевич был с коллективом театра. Этот период своей жизни писатель назвал «Барнаульские месяцы».
В 1950-е годы Константин Георгиевич Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Был одним из составителей коллективных сборников «Литературная Москва» и «Тарусские страницы», изданных во время оттепели. Также более десяти лет он вел семинар прозы в Литературном институте им. Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства. Среди учащихся на его семинаре были Инна Гофф, Владимир Тендряков, Григорий Бакланов, Юрий Бондарев, Юрий Трифонов, Борис Балтер, Иван Пантелеев.
В своей книге «Превращения» ученица Инна Гофф писала о Константине Георгиевиче Паустовском: «Я часто о нём думаю. Да, он обладал редкостным талантом Учителя. Не случайно среди его страстных поклонников много учителей. Он умел создать особую, таинственно-прекрасную атмосферу творчества, именно это высокое слово хочется здесь употребить».
В середине 1950-х годов у писателя появилась возможность путешествовать. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж, Роттердам, Стокгольм. В 1959 году по приглашению болгарских писателей посетил Болгарию, в 1965 году некоторое время жил на острове Капри. В это же время Паустовский был одним из кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы, которая в итоге была присуждена Михаилу Шолохову.
Константин Георгиевич Паустовский был в числе любимых писателей известной американской актрисы Марлен Дитрих. В своей книге «Размышления» (глава «Паустовский») она описала их встречу, которая состоялась в 1964 году во время её выступления в Центральном Доме Литераторов:
«Однажды я прочитала рассказ „Телеграмма“ Паустовского. Он произвёл на меня такое впечатление, что ни рассказ, ни имя писателя, о котором никогда не слышала, я уже не могла забыть. Когда я приехала на гастроли в Россию, то в московском аэропорту спросила о Паустовском.
Он в то время был болен, лежал в больнице. Мы выступали для писателей, художников, артистов. В один из таких дней, готовясь к выступлению, к нам пришла моя очаровательная переводчица Нора и сказала, что Паустовский в зале.
По окончании спектакля меня попросили остаться на сцене. И вдруг по ступенькам поднялся Паустовский. Я была так потрясена его присутствием, что, будучи не в состоянии вымолвить по-русски ни слова, не нашла иного способа высказать ему своё восхищение, кроме как опуститься перед ним на колени. Он вскоре умер. У меня остались его книги и воспоминания о нём».
В память об этой встрече Марлен Дитрих подарила Константину Георгиевичу несколько фотографий.
После смерти Бориса Пастернака Паустовский писал: «Мы не сберегли эту драгоценность, полученную нами не по заслугам, великого русского поэта, который прославил нашу страну во всём мире. Мы не сберегли Пушкина, Лермонтова, Чехова, Блока, Есенина, Мандельштама, Цветаеву, Заболоцкого...».
В этот список можно смело добавить и самого Константина Георгиевича. Он умер в Тарусе 14 июля 1968 года. Через три дня знаменитая советская поэтесса Маргарита Алигер написала трогательные строки:
Паустовского Таруса хоронила,
На руках несла, не уронила,
криком не кричала, не металась,
лишь слеза катилась за слезою.
Все ушли, она одна осталась
И тогда ударила грозою.