Стихийный гений, эстет, шаман, «знающий, что его слова имеют силу, если не над злых духом, то над бедными кочевниками», 15 июня исполнилось 150лет со дня рождения великого русс кого поэта Константина Дмитриевича Бальмонта. Критики говорили о противоречивости Константина Дмитриевича, чтобы объяснить его «сверхчеловечность».

Сам поэт говорил:  «Я не размышляю над стихом». Жена поэта Екатерина Андреевна рассказывала, что строки у Константина Дмитриевича могли сложиться под впечатлением от проехавшего по городской улице воза с сеном или падающих с крыши дождевых капель». Об этом Константин Дмитриевич написал в строках:

«Я не знаю мудрости годной для других.

Только мимолетности влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Седой с бородкой, зачем-то произносившим «н» по-французски в нос, похожий то ли на Сварога ,то ли Даждьбога, таким увидел поэта в 30-е годы Элья Эренбург. Также Константин Дмитриевич любил позу: « откидывал голову, хмурил брови, делал горделивое выражение», «как должен держаться великий поэт». «Его выдавал смех, добродушный детский, какой-то беззащитный. Этот детский смех его объяснял многие нелепые поступки. Он как ребенок отдавался настроению момента», - вспоминала о поэте поэтесса Надежда Александровна Тэффи (Лохвицкая).

Ранняя лирика Константина Дмитриевича была наполнена настроениями печали, сиротливости, бедности, с отзвуками прежних «дум больного усталого поколения интеллигенции». Бальмонта называли поэтом «сумерек и ночи».

Герой поэта « кроткий и смирный юноша с проникнутыми самыми благонамеренными и умеренными чувствами» со времен вырос окреп, обрел репутацию стихийного гения.

Стихи Константина Дмитриевича - мелодичны. Их сравнивали с пением птицы. Константин Дмитриевич разработал технику повторов, пробуждающую в простых словах завораживающую силу:

«Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасшего дня.

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногою у меня.

Константин Дмитриевич придумал собственный стиль с красочными определениями: «солнце красное, как кровь  всходило в час передремотный», «реки были радостно-расширенными», «деревья –сумрачно-странно-безмолвные».

Как и Александр Сергеевич Пушкин и Василий Андреевич Жуковский, Константин Дмитриевич использовал эпитеты «воздушно-алый», «рассчитано-правдивый». В стихах Константина Дмитриевича часто встречаются такие слова: «златоцветность», «песнопевец», « стозвонный».

У Константина Дмитриевича более трех десятков поэтических сборников, двадцать книг прозы. Константин Дмитриевич переводил английских писателей П.Ш. Шелли, О.Уайльда, У.Блейка ,Ш. Бодлера, а также японскую, грузинскую, мексиканскую, литовскую поэзии.

Склонный ко всяким странностям, Константин Дмитриевич был добрым человеком. Только Бальмонт мог незаметно подсунуть в карман случайного знакомого деньги, фрукты, несколько пачек сигарет «про запас».

Ефремова, Д. Укротитель Хроноса / Д.Ефремова // Свой. - 2017. - № 6. - С. 20-22.