8 августа 1927 года родился русский советский писатель, один из крупнейших представителей советской новеллистики Юрий Павлович Казаков
«Убеждая в чем-то читателя,
Я должен писать так хорошо,
Чтобы читатель мне поверил,
И полюбил то что, я люблю»
Ю.П. Казаков
В 2017 году исполняется 90 лет со дня рождения русского советского писателя, одного из крупнейших представителей советской новеллистики Юрия Павловича Казакова (1927-1982)! В своей лирической прозе он пронзительно сказал о русском национальном характере, о русской природе, бескрайних просторах нашей необъятной Родины. Это ему Константин Георгиевич Паустовский написал: «Я счастлив за нашу литературу, за наш народ, за то, что есть люди, которые сохранят и умножат все то, прекрасное, что создано нашими предками».
Юрий Павлович Казаков родился 8 августа 1927 года в Москве. Семья жила на Арбате. Отец был плотником, несколько лет он провёл в ссылке. Мать приехала в Москву из Смоленской области, работала нянькой в семьях, подсобницей на заводе. Получила образование медсестры. В 1946 году Юрий Казаков окончил строительный техникум. В 1951 году – Музыкальное училище им. Гнесиных (сегодня Институт им. Гнесиных) по классу контрабаса, играл в составе оркестра Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Первые литературные опыты Юрия Павловича были в 1949 году, а еще через три года он решает полностью сменить музыкальное поприще на литературное. В 1952 году Ю. П. Казаков написал «Сборник пьес для художественной самодеятельности». В 1959 году была издана первая «полновесная» книга (по оценке самого автора) – автобиографический сборник рассказов «На полустанке», в котором Юрий Павлович «задумал оживить и восстановить жанр русского рассказа». В 1958 году по рекомендациям знаменитых писателей Веры Пановой и Константина Паустовского Казаков был принят в Союз Писателей СССР.
Любимый жанр Юрия Павловича – лирический рассказ. Первые настоящие «казаковские» рассказы были об отчем доме, встречах и разлуках, о любви и одиночестве, о счастье и трагизме. Еще одной немаловажной темой творчества юного Казакова была родная природа. Критики «неприветливо» встретили молодого писателя, его первые творения назвали «отрывом от жизни».
Юрий Павлович стремился очиститься от «идеологических придирок и окриков», отдохнуть душой. Это у него удавалось только в путешествиях на Север, куда писатель начал ездить с 1956 года. Этот край был для семьи Казаковых важным: сюда был выслан отец писателя. «Среди всевозможных моих занятий, писаний, увлечений, волнений бывает минута, когда я как бы останавливаюсь с разбега. Это долетает до меня тихий зов Севера. Ослабленный расстоянием и временем, он все-таки глухо тревожит меня…», – писал впоследствии Юрий Павлович. Когда эта тревога «достигает апогея», он собирает рюкзак, захватывает ружье и удочки, и собирается путешествовать.
Север Юрия Павловича Казакова – это Белое море, незаходящее солнце, пустынные берега, блеск набегающий волны, это сильные люди, жизнь которых проходит в постоянной опасности: в борьбе с суровой природой, в умении преодолеть холод, снежные бури, непроглядные ночи. Север – это и жара летней тундры. Там негде укрыться от палящего солнца: это тучи комаров, делающих голубое небо серым, это безлюдье, когда от стоянки до стоянки сотни километров.
В рассказах писателя звучит «деревянная музыка Севера»: «изломанные линии изгородей, бегущие вверх и вниз дворы и бани домов, расположенные ниже и выше под разными углами, старые сизые с висящим из пазов мхом, деревянные гати-мостовые и дощатые мостки в проулках, а дальше к горизонту - невысокая пустынная гряда холмов, почти плоская тундровая равнина и река странно текущая вспять в часы прилива». Север вызывал у Юрия Павловича «ошеломление от увиденнего» и «шемящее чувство пустынности и одиночества».
Первозданную пустынность Севера писатель чувствовал обонянием, слухом и зрением: «Справа-море с темными полосами обнажившихся кошек (гряды камней возвышающихся над водой) с чайками грузно сидящими и лениво взлетающими. Слева – берег все возвышающийся обрывистый голый с угрюмыми стариковскими складами, с белыми пятнами лепящихся на обрывах цветов, похожих отдаленно на одуванчики» (Ю. Казаков. Северный дневник).
Герои «северных» рассказов сильны духом и телом, немногословны. Они привыкли тяжело трудиться. Но если в произведениях знаменитых русских классиков И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, М. А. Шолохова мы читаем о людях земли, то у Ю. П. Казакова – о людях моря. Море для жителей Севера – и главный кормилец, и друг, но оно же – и коварный враг.
Поэт Евгений Евтушенко назвал произведения Юрия Павловича Казакова «нежными дымчатыми рассказами». Это определение надолго закрепилось за писателем. Казаковская проза пропитана поэтическим картинками и лирическим настроением. «Словесной живописью» становятся описания природы. «Зима отстояла сиротская. Снег сошел быстро – дымом, паром на солнцепеке. Затрюкали на опушках дрозды, засвистели на вечерних зорях угольные скворцы, дурманом зацвела черемуха по оврагам. Бесстыдно оголенная с зимы деревня начала сокровенно прикрываться распустившейся рябиной, березами и сиренью по заборам» (Ю. Казаков. По дороге). Русская природа, имевшая уже своих глашатаев Тургенева, Бунина, Пришвина, Заболоцкого обрела еще один голос – голос очарованного странника - писателя Юрия Павловича Казакова.
«Есть книги, судьбы которых срывать с людей с места и бросать их в далекое. Есть книги, прочитав которые, люди едут на Белое море или на Камчатку, или становятся моряками и охотниками. Они проходят, подарив вас улыбкой, поманив вас куда-то так, что сожмется от глухого волнения сердце». Эти строки Юрий Павлович Казаков написал о своем друге, петербургском писателе Глебе Горышине. Так можно сказать и о самом Юрии Павловиче.
Лучшие рассказы Юрия Павловича Казакова были переведены на основные языки Европы. В 1970 году в Италии писателю была присуждена Дантовская премия. В 1969 году выходит сборник рассказов «Осень в дубовых лесах», в 1970-м – знаменитые рассказы «Свечечка» и «Во сне ты горько плакал». Главный мотив этих произведений – становление героя, обретения «самостояния», «обнаружение себя подлинного». Это были рассказы о взрослении, построенные, как лирический, монолога отца, обращённого к маленькому сынишке. Глубина и пронзительность – любимые слова писателя.
Спрашивайте книги Юрия Павловича Казакова в Челябинской областной юношеской библиотеке!
Источники информации
Короткова, М. С. Мир природы, отчего дома и души человека / М. С. Короткова // Литература в школе. – 2012. – № 9. – С. 2-6, 18-20.
Мурин, Д. Н. Нет, не ездите вы на Север… / Д.Н. Мурин //Литература. – 2016. – нояб.-декаб. – С.38-42.