24 апреля 2019 года 120 лет со дня рождения В. В. Набокова
«… Я не выношу копания в драгоценных биографиях великих писателей,
не выношу, когда люди подсматривают в замочную скважину их жизни,
не выношу вульгарности «интереса к человеку»,
не выношу шуршания юбок и хихиканья в коридорах времени,
и ни один биограф даже краем глаза не посмеет
заглянуть в мою личную жизнь».
В. В. Набоков
Так начинает свою автобиографию «Колыбель качается над бездной» сам Набоков. В ней младенец, рожденный 22 апреля 1899 года. «Для своего рождения он выбрал замечательную семью, прекрасных родителей, удивительный город», – пишет Б. М. Носик в книге «Мир и Дар Набокова».
Владимир Набоков принадлежал к одной из самых богатых семей тогдашней России. Писатель вместе с семьей жил в трехэтажном особняке из розового гранита. Кроме Володи в семье еще было две сестры и два брата.
К отцу Владимир испытывал особенную привязанность – увлечения писателя: теннис, бабочки, шахматы и велосипедные прогулки – «родом из детства». Семья Набоковых была образцом нравственного здоровья и душевного равновесия. Счастливое детство и юность оказали влияние на всю дальнейшую судьбу писателя.
У маленького Володи было чрезвычайно острое ощущение цвета – мать писателя вспоминает детские игры Володи с красным стеклянным яйцом, которое он заворачивал в специально смоченную простыню. Строя однажды замок из разноцветных азбучных кубиков, маленький Набоков сказал матери, что кубики окрашены неверно, окраска у этой буквы должна быть иной.
Первое стихотворение он сочинил в 14 лет, а спустя два года издал дебютную книжку «Стихи».
Революция 1917 года заставила Набоковых перебраться в Крым, а затем, в 1919, эмигрировать из России. Некоторые из семейных драгоценностей удалось вывезти с собой, и на эти деньги семья Набоковых жила в Берлине, в то время как Владимир получал образование в Кембридже. Вначале он поступил на курс зоологии, но не смог на лабораторных занятиях препарировать мелких животных и перевелся на гуманитарное отделение. Одновременно он продолжал творить, делать переводы, опубликовал несколько работ по энтомологии.
Получив высшее образование, в 1922 Владимир приехал в Берлин, где с 1920 года проживала его семья, и начал зарабатывать, в основном, разного рода уроками (английского, плавания, тенниса). Тогда же в семье произошла трагедия – отец был застрелен при попытке предотвратить убийство товарища по кадетской партии Павла Милюкова эмигрантами-монархистами.
У Набокова существует несколько периодов творчества – немецкий, французский, американский. Каждый из этих периодов насыщен творческими экспериментами.
Литература для Набокова была игрой с читателями. Он радикальным образом разошелся с классической традицией русской литературы. В этом плане он художник разрыва и одновременно – художник-новатор. Революция выбила Набокова из колеи. Утрата рая (детства) – это утрата не только социальная, а прежде всего экзистенциальная. Это переход к миру пошлости (самое страшное понятие у Набокова). Но, попадая в мир пошлости, Набоков определяет его не как подлинный мир, а как мир призраков, иллюзий. Утраченное право на социальный аристократизм Набоков воплотил в аристократизм эстетический.
Метод Набокова – мистификация, игра, пародия, в чем прослеживаются традиции Стерна, Гюго, Эдгара По. Тип героя – непонятый обывателями гений, гонимый, одинокий, страдающий и зачастую глумящийся над толпой.
Набоков – писатель-интеллектуал, превыше всего ставящий игру воображения, ума. Его волнуют проблемы одиночества и свободы; личность и власть, дар и судьба преломляются в стилистической изощренности и виртуозности.
Женщины в жизни Набокова
Первая любовь Набокова стала эфемерной и романтичной. Избранницей писателя стала его соседка по дачному участку – Валентина Шульгина. Автор посвятил ей дебютный поэтический сборник, да и в своей прозе не раз обращался к ее образу. «Она была небольшого роста, с легкой склонностью к полноте, что благодаря гибкости стана да тонким щиколоткам не только не нарушало, но, напротив, подчёркивало её живость и грацию». Все лето 1915 года они провели вдвоём, в тенистых и безлюдных аллеях парка. Владимир говорил, что они поженятся, как только он окончит гимназию, а она отвечала: «Глупости». Оказалось, была абсолютно права. В Петербурге всё стало намного сложнее. Дома они встречаться не могли. Для меблированных комнат были слишком чисты и юны. Свидания проходили в синематографах на Невском да в безлюдных музейных залах, где их в любой момент мог застать музейный смотритель. Все это кончилось так, как и должно было кончиться: любовь дала трещину.
С будущей супругой писатель познакомился 8 мая 1923 года. Случилось это на благотворительном балу. Жена Владимира Набокова – Вера Евсеевна Слоним – умная и образованная дочь лесопромышленника, родом из Петербурга. Верный друг и первый читатель – она стала единственной супругой писателя.
Миссию жены гения Вера Слоним реализовала на сто процентов – терпела неустроенность быта, сложный характер писателя. Доходы семьи были довольно скудны, и Вера трудилась в адвокатской конторе – немецкий канцеляризм, монотонные стенограммы и ноющая спина. Вся награда за преданность.
Единственный наследник Набокова – сын Дмитрий родился в разгар творческой плодовитости Владимира Владимировича. Писатель немного огорчался, что Вера занята ребенком, и он не может ей диктовать. Жаловался, что это тормозит работу. Но сын есть сын, он был славный и сплошное очарование.
Набоков не любил писать за письменным столом, предпочитая диван или ванну. «Лолиту» он написал сидя на заднем сиденье их «бьюика», за рулем которого сидела Вера. Вместе они проехали по маршруту Гумберта Гумберта едва ли не через всю Америку, ночуя в мотелях, позже гениально им увековеченных. Затем Вера еще и спасала рукопись от уничтожения.
«… Картонные карточки лежали в огне плотной стопкой и оттого всё не загорались. Только по углам немного начали тлеть. Набоков всегда писал на таких карточках, примерно по 500 слов на каждой, и не по порядку, а отдельными кусками, чтобы на последнем этапе сложить из них мозаику романа. На том картоне, что теперь был брошен в камин, содержался почти оконченный роман «Лолита», которым Набоков чаял потрясти мир.
Чтобы не смотреть, как горит плод его многомесячного труда, Набоков вышел из комнаты. Вошедшая в комнату Вера мгновенно оценила ситуацию, сняла жакет, набросила его на тлеющие карточки и, не медля ни секунды, выгребла всё это из огня.
Слишком много труда она вложила в этот роман, чтобы дать ему пропасть вот так, ни за грош. Вера сидела за рулем, когда Набоков захотел сочинять в дороге, переезжая из города в город по всему маршруту Гумберта Гумберта. Сам Владимир Владимирович не умел водить машину. Равно как и печатать на машинке, складывать зонт, а также географическую карту. Он сидел со своими карточками на заднем сиденье их «Бьюика» и писал. И вот «Лолита» была спасена. Карточки Вера водрузила на прежнее место. Владимир Владимирович принял это как данность. Не обрадовался и не расстроился. Просто стал писать дальше. И вскоре закончил рукопись… Вера принялась обзванивать издателей. Набоков стоял рядом и слушал, как она ведет переговоры — пользоваться телефоном он тоже не умел.
Четыре американских издательства одно за другим отказались публиковать роман. Дело было в середине пятидесятых, и до сексуальной революции оставалось ещё лет десять. В конце концов «Лолиту» напечатали в Европе. Нашелся один отчаянный француз-издатель, рискнувший репутацией.
Скандал разразился грандиозный. Страсти вокруг «Лолиты» бушевали даже в палате общин английского парламента. В тот день вообще-то были назначены слушания о Суэцком кризисе, но когда один депутат робко напомнил об этом, ему ответили: «Это дело не срочное, подождет. Сейчас важнее определить позицию по роману «Лолита».
Он заработал на своем романе около четверти миллиона долларов (огромные по тем временам деньги) и еще 200 тысяч получил за экранизацию. Словом, в одночасье превратился в человека состоятельного. И при этом умудрился даже не потерять работу в университете, где преподавал литературу. Только один возмущенный родитель написал ректору письмо: «Я запретил своей дочери записываться на курс, который ведет этот страшный человек. Я не хочу, чтобы однажды она пришла на консультацию и оказалась с ним один на один». Остальные не стали ничего предпринимать. Пожалуй, на лекциях Набокова сделалось только многолюднее.
Его репутацию спасло одно интервью. Набоков сказал тогда: «В действительности я не встречал никаких Лолит, — и обернулся к жене: — Не правда ли, дорогая?» Вера кивнула, да так внушительно и с таким достоинством, что сомнений в её правдивости у журналиста не осталось никаких. О чем публика и была извещена со всей возможной убедительностью…
Было ли в природе Набокова влечение к нимфеткам? Сложно сказать наверняка, тем более что писатель словно дразнит публику в автобиографическом романе «Другие берега» описанием своей детской любви к «прелестной, абрикосово-загорелой» девочке Зине, дочери сербского врача, и еще к французской девочке Колетт, повстречавшейся ему на пляже в Биаррице, куда 10-летний Владимир ездил с родителями: «Как-то мы оба наклонились над морской звездой, витые концы ее локонов защекотали мне ухо, и вдруг она поцеловала меня в щеку. От волнения я мог только пробормотать: «Ах ты, обезьянка…» Лолит Владимир Владимирович встречал, но они так и остались там, где им положено: в его хрустальном, благополучном русском детстве.
Сотрудник информационно-библиографического центра Е. В. Коркина подготовила книжную выставку, посвящённую творчеству Владимира Набокова.
Владимир Набоков в молодежной библиотеке:
1. Набоков, Владимир Владимирович Другие берега [Текст] : [автобиография] / Владимир Набоков. – Санкт - Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2017.
2. Набоков, Владимир Владимирович Соглядатай. Отчаяние : [повесть, роман] / Владимир Набоков. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2017.
3. Набоков, Владимир Владимирович Лекции по зарубежной литературе [Текст] : пер. с англ. / Владимир Набоков. – Санкт-Петербург : Азбука, 2014.
4. Набоков, Владимир Владимирович Лолита [Текст] : сценарий / Владимир Набоков. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2010.
5. Набоков, Владимир Владимирович Под знаком незаконнорожденных [Текст] : роман / В. Набоков. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2012.
6. Набоков, Владимир Владимирович Король, дама, валет [Текст] : роман / В. В. Набоков. – Санкт-Петербург : Азбука, 2012.
7. Набоков, Владимир Владимирович Машенька [Текст] : роман / Владимир Набоков. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2007.
8. Набоков, Владимир Владимирович Защита Лужина : роман [Текст] / В. В. Набоков. – Москва : Современник, 1989.
9. Набоков, Владимир Владимирович Стихотворения [Текст] / В. В. Набоков. – Москва : Мол. гвардия, 1991.
10. Набоков, Владимир Владимирович Избранные произведения [Текст] : романы / Владимир Набоков. – Москва : ЭКСМО, 2002
11. Набоков, Владимир Владимирович Лолита [Текст] : роман / Владимир Набоков. – Санкт-Петербург. : Нева ; Москва : ОЛМА-пресс, 2001.