70 лет детской железной дороге в ЦПКиО им. Ю А. Гагарина
Железнодорожный билет возбуждает
больше надежд, чем лотерейный.
Поль Моран
Детская Южно-Уральская железная дорога – одна из самых развитых и протяжённых детских железных дорог в стране (общая длина 5,7 км). Сегодня обратимся к истории малой железной дороги.
Место для строительства дороги выбрали неслучайно. На территории будущей детской дороги до революции была ветка, по которой ходили поезда, перевозившие муку с мелькомбината на станционные пути. Во время восстания белочехов ветку и оборудование разгромили, коммунисты-железнодорожники погибли. В память о тех трагических событиях гражданской войны было решено построить Малую детскую железную от поселка Мелькомбинат до места, где раньше был небольшой поселок железнодорожников. Инициатива по созданию детской железной дороги в Челябинске принадлежит комсомольцам железнодорожной школы №2 (с 2005 года - школа №53). Проектировал её институт «Челябгипротранс» с осени 1939 по весну 1940 года.
Начальником строительства был назначен Александр Иванович Козырев, который впоследствии он же стал впоследствии начальником железной дороги. Работа во многом шла на чистом энтузиазме. Паровозники взяли на себя обязательство переоборудовать узкоколейный локомотив, связисты – спроектировать и изготовить путевую автоматику. Городские архитекторы Евтеев, Станкевич, Александров во внеурочное время разрабатывали проекты станционных зданий. Первый субботник по расчистке территории в Шершневском бору прошёл 12 мая 1940 году, в нём приняло участие около 6 тысяч комсомольцев и старших школьников. Дорога была разбита на участки, закреплённые за районами и крупными предприятиями, организовано соцсоревнование между бригадами с вручением переходящего красного знамени. Путейцы укладывали рельсы – говорят, ещё лёгкие, дореволюционные. Закончить собирались уже к началу учебного года, но конечно, не успели, и главным образом по причине неготовности материальной базы.
Очевидцы свидетельствуют – торжественное открытие детской железной дороги состоялось 31 июля 1949, в 13:00 около здания станции Павлика Морозова прошёл торжественный митинг, где выступили секретарь обкома Матвейцев, секретарь горкома Сержантов, секретарь обкома ВЛКСМ Зверев, начальник дороги Александр Козырев. Первый поезд вёл машинист Володя Вырин, ученик 6 класса железнодорожной школы №2. На тот момент детская железная дорога представляла всего 700 м узкоколейки, соединявшей две тупиковые станции – Павлика Морозова и разъезд №1. Станция – небольшое деревянное здание с диспетчерской и помещениями для дежурного и кассира, угольный сарай, водонапорная башня и собственная метеостанция. Подвижной состав – паровоз 159-626 и четыре открытых вагона типа «дилижанс».
Второе рождение малая железная дорога пережила в послевоенные годы. Лишь в 19047 году началось ее восстановление по инициативе комсомольцев. В «Челябинском рабочем» от 25 июня 1947 была опубликована заметка об этом. Работы по-прежнему велись на энтузиазме: железнодорожники обязались отработать на стройке не менее одного дня, подключились и заводы – тракторный, электродный. Бригады и даже школьники боролись за переходящее красное знамя, занимались расчисткой и озеленением территории. В советские годы развитие детской железной дороги шло по нарастающей.
В конце восьмидесятых дорога была продлена ещё на 1 км до входа парка Гагарина по ул. Коммуны, однако из-за недостатка средств движение по этому участку тогда так и не открылось. По той же причине не смогли довести пути и до станции "Солнечная", хотя все проекты были готовы. Там же на Монахах в то время стояло новое двухэтажное здание, где планировалось разместить учебный корпус.
Третье рождение. Постсоветские годы
С начала девяностых на детской железной дороге, как и по всей стране, наблюдается спад. И хотя учебный процесс шёл исправно, каждый год открытие летнего эксплуатационного сезона находилось под угрозой срыва. В 1995 году детская железная дорога почти не работала, летний сезон 1996 года так и не открылся, а в январе 1997 и вовсе встал вопрос о закрытии дороги. Путевое хозяйство в течение двух лет стояло в заброшенном состоянии, а что касается подвижного состава, то есть сведения о том, что челябинские тепловозы до конца девяностых эксплуатировались на Белорецкой дороге. За то время, пока детская железная дорога стояла бесхозной, местным населением были разобраны и растащены рельсы, шпалы и станционные постройки.
В мае 1997 года городская администрация принимает решение о софинансировании детской железной дороги (вероятно, увязав это решение со строящимся зоопарком), а её начальником назначается Анатолий Еременко. Первый перегон (Павлика Морозова – Водная) был восстановлен в рекордные сроки, всего за 40 дней, и уже 17 мая 1997 по нему открылось движение (официально - с 20 мая). Для зимнего обучения детской железной дороге передано здание бывшего детского садика (Доватора, 44).
Затем в течение 1997-1998 восстанавливались заброшенные с восьмидесятых перегоны, строились новые станции. Кроме пассажирских поездов, по дороге ходил так называемый "рабочий" состав (тепловоз и три платформы), он развозил по строящимся участкам шпалы и балласт, вывозил строительный мусор. Помимо этого, были отремонтированы все тепловозы (ТУ2-084, ТУ2-160 и ТУ2-189). Станция Пионерская была переменована в Лесную.
Первый пассажирский поезд до станции "Солнечная" отправился 2 августа 1998 года, хотя торжественное открытие всех новых станций ("Звёздная", "Солнечная" и платформы "Зоопарк") состоялось чуть позже – 31 августа 1998 и было приурочено к празднованию 49-летия детской железной дороги. Последняя реконструкция с заменой полотна проводилась в 2008-2009, тогда же было снесено старое здание вокзала на станции Павлика Морозова. В конце 2008 года пришла первая партия подвижного состава, вторая пришла весной 2009 года перед открытием летнего сезона.
Для справки:
В системе ОАО «РЖД» – 25 железных дорог.
ДЖД ориентированы на привлечение молодежи в компанию. Это крупнейшие центры профориентации в России. В настоящее время контингент юных железнодорожников детских железных дорог составляет более 19 тыс. человек.
Детские железные дороги выполняют множество функций, среди которых:
- воспитание юных железнодорожников на героических примерах самоотверженного труда старших, привитию им чувства гордости человека труда;
- профессиональное ориентированию детей на получение в будущем железнодорожных профессий, знакомство с навыками и обязанностями работников этих профессий;
- формирование творческих способностей учащихся, организация их досуга;
- подготовка детей к участию в проводимых ОАО «РЖД» конкурсах, технических конференциях, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях.
ДЖД являются объектами дополнительного всестороннего развития детей, технического творчества, осознанного восприятия инноваций, интеллектуального и культурного развития и приобщения к здоровому образу жизни.